Содержание
учебной дисциплины
«Психологическая
помощь»
Модуль
1. Психологическая
помощь в системе практической психологии. Теоретические основы и методология
психологической помощи. Роль психологической службы в развитии психологической
компетентности и культуры субъектов образовательной среды.
Адресат психологической
помощи. Социальный заказ на психологическую профессию. Связь академической и
практической психологии. Специфика работы практического психолога. Основные
качества деятельности квалифицированного психолога.
Этические стандарты
психолога. Этические стандарты в психологическом исследовании. Этические
стандарты в работе практического психолога. Сравнительный анализ зарубежных и
российских этических кодексов.
Особенности позиции
практического психолога по отношению к клиенту (А. Г. Лидерс). Базальная деятельность и онтологическая категория. Психолог и врач.
Психолог и юрист. Психолог и педагог-воспитатель. Психолог и священник.
Сопереживание, сопроживание и соразвитие как возможные онтологические категории
и базальная деятельность практического психолога. Содержание психологической
помощи.
Роль психологической службы
в гуманизации педагогического процесса.
Модуль 2. Виды и формы психологической помощи: психологическое
консультирование, психологическая коррекция, психотерапия. Организация и
условия оказания психологической помощи.
Общие проблемы
психологического консультирования. Определение и цели психологического
консультирования. Психологическое консультирование и психотерапия. Теории
личности и практика консультирования. Структура процесса консультирования.
Роль и место консультанта в
консультировании. Личность консультанта. Модель эффективного консультанта.
Система ценностей консультанта. Влияние профессиональной деятельности на
личность консультанта. «Синдром сгорания» (выгорание). Профессиональная
подготовка консультанта.
Консультативный контакт.
Терапевтический климат и его компоненты. Конгруэнтность (искренность), эмпатия,
безусловное позитивное отношение к клиенту. Навыки поддержания консультативного
контакта (вербальные и невербальные). Перенос и контрперенос в консультировании
и психотерапии.
Процесс психологического
консультирования. Первая встреча с клиентом. Причины отказа от
консультирования. Оценка проблем клиентов, способы оценки проблем. Процедуры и
техники консультирования: постановка вопросов, ободрение и успокаивание,
отражение содержания, отражение чувств, паузы, предоставление информации,
интерпретация, конфронтация, чувства консультанта и самораскрытие,
структурирование консультирования. Работа начинающего консультанта.
Этические принципы в
психологическом консультировании.
Методологические основы
организации психологической коррекции. Сущность и принципы психологической
коррекции.
Особенности получения и
использования психологической информации для организации психологической
коррекции. Проблемы эффективности психологической коррекции в работе
практического психолога.
Содержание и методы
психокоррекционной работы с детьми и подростками.
Психотерапия как профессия
психолога. Особенности взаимодействия психолога и клиента при индивидуальной
психотерапии.
«Групповая психотерапия» и
«психотерапевтическая группа». Возможности применения групповой психотерапии
(цели, преимущества, ограничения). Разнообразие психотерапевтических групп (по
целям, по способам реализации целей, по теоретическим основаниям). Т-группы.
Группы встреч. Гештальтгруппы. Психодрама. Логотерапия. Трансактный анализ Э.
Берна. Группы телесной терапии. Группы танцевальной терапии. Группы терапии
искусством. Группы тренинга умений. НЛП
(нейролингвистическое программирование).
Психотерапевтическое
воздействие группы: терапевтические факторы. Поощрение надежды. Универсальность
проблемы. Информирование участников группы. Альтруизм. Коррекция опыта
первичной семьи. Совершенствование социальных навыков. Имитационное поведение.
Коррегирующий эмоциональный опыт и катарсис. Межличностное (социальное)
научение. Сплоченность группы. Экзистенциальные факторы. Инсайт. Динамика и взаимодействие
психотерапевтических факторов группы.
Требования к личности
группового терапевта. Подготовка и квалификация терапевта группы. Теоретическая
основа работы с группой. Профессиональные навыки группового терапевта. Стиль
работы группового терапевта. Перенос и контрперенос в психотерапевтических
группах. Самораскрытие терапевта в группе. Ко-терапия. Советы начинающему
групповому терапевту.
Подготовка терапевта к
организации психотерапевтической группы. Отбор участников. Принципы
составления. Место и условия работы. Открытая и закрытая психотерапевтическая
группа. Величина группы. Частота и продолжительность встреч
психотерапевтической группы. Общая продолжительность работы. Оплата участия.
Прелиминарная встреча.
Предпосылки эффективного
участия в психотерапевтической группе. Сопротивление работе группы и его формы.
Навыки эффективного участия в группе.
Этапы работы
психотерапевтической группы. Начальная, переходная, продуктивная, завершающая
стадии.
Неудачи групповой
психотерапии (прекращение терапии, исключение участника из группы).
Основные этические принципы
в групповой психотерапии.
(продолжение следует…)
|