Тезисы лекции:
1.
Образование
в общекультурном контексте. Образование рассматривается как социальный
институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования
отражает состояние общества, его потребности и практику. Меняется общество –
меняется образование. В настоящее время — это переход от индустриального
общества XX
в. к постиндустриальному или информационному XXI в.
2.
Развитие
и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями
существования общества: экономическими, политическими, социальными,
культурными и другими. Связь образования и культуры является наиболее
тесной. Образование наиболее эффективный способ воспроизводства
культурно-исторического опыта. Это не просто обусловливание, это сущностная
взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных
принципов существования и развития образования является
«культуросообразность». Образование есть социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или
воспроизводства культуры человека в обществе. Этот принцип пришел
на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению «природосообразности» обучения.
Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам
природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты
обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части.
Принцип «культуросообразности», императивно сформулированный еще А.
Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение в контексте
культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на
освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных
норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как
воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания
людей, а также предметов и явлений в жизни общества.
3.
Проблема
внутренней связи общецивилизационной культуры, и в частности ее традиций,
норм, стереотипов, и общественной организации взаимодействия людей в разных
типах социальных структур, например в образовании, с собственно психологической
позиции рассматривается как проблема отношения «мира взрослых» и «мира
детства» (А.Б. Орлов). Сформулировав принципы, на которых традиционно
строится образование (как единство обучения и воспитания), А.Б. Орлов
противопоставил им новые принципы, основанные на гуманистически
ориентированной парадигме образования. Перечисленные принципы
гуманистической, «центрированной на мире детства» образовательной парадигмы
представляют собой некую идеализированную, пока не вполне реалистическую
модель образования.
4.
Принципы традиционной и гуманистической
«центрированной на мире детства» парадигмы (по А.Б. Орлову) обучения [153,
с. 102-103, 107]
|
Принцип субординации — мир
детства — это часть
мира взрослых, его несамостоятельный придаток, часть, не равноценная
целому и подчиненная ему.
|
Принцип равенства — мир детства и мир
взрослости — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства»
и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.
|
Принцип монологизма — мир детства — это
мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей.
Содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении — от
взрослых к детям.
|
Принцип диалогизма — мир детства так
же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием...,
взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный
«учебно-воспитательный процесс»...
|
Принцип произвола — мир взрослых
всегда навязывал свои законы миру детей, мир детства всегда был беззащитным
по отношению к миру взрослых. Он никак и никогда не воздействовал на него.
|
Принцип сосуществования — мир детства и мир
взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны
страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни
мотивировались.
|
Принцип контроля — контроль мира
взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания,
обеспечивал принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых.
|
Принцип Свободы — мир взрослости
должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни
и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь
|
Принцип взросления — развитие мира
детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. движение детей по
созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Нарушение процесса —
аномалия.
|
Принцип соразвития — развитие мира
детства — это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель
развития человека — гармонизация внешнего и внутреннего «я» — цель
развития.
|
Принцип инициации — существование
границ между миром взрослых и детства и перевод человека из одного в
другой мир.
|
Принцип единства — мир детства и мир
взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода)
миров, они составляют единый мир людей.
|
Принцип деформации — мир детства всегда
деформирован вторжением взрослых.
|
Принцип принятия — человек должен
приниматься другими людьми таким, каким он есть, безотносительно к нормам,
оценкам взрослости и детскости.
|
Полная педагогическая и родительская ориентация
на такую саморазвивающуюся личность может принести ей в будущем страдание
(невозможность «адаптации и последующей интеграции», по А.В. Петровскому, в
референтную для нее группу). Вероятно, реализация всех этих принципов
должна осуществляться с учетом принципа реалистичности. Очевидно, что разные
подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций)
и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между
сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и
накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире.
Современное образование и характеризуется поиском решения этого
противоречия.
|