Тезисы лекции:
- История. Этический
кодекс Американской психол. ассоц. (АРА), принятый в 1953 г., стал одним
из первых такого рода кодексов профессионального поведения.
Откликнувшись на неуклонно возраставшую потребность в официальном
этическом кодексе, Н. Хобс принял на себя руководство Комиссией по
этическим нормам вскоре после окончания II мировой войны и возглавил
работу над этим проектом. Эта комиссия работала на протяжении 5 лет,
собрав от членов АРА 1000 кратких эпизодов, в которых описывались
ситуации этичного и неэтичного поведения. В конечном счете она
разработала документ объемом 171 с. — «Этические нормы психологов»
(Ethical standards of psychologists), включавший сборник ситуаций и
Этический кодекс, состоящий из 6 осн. разделов и 28 подразделов; в число
6 разделов вошли: а) компетентность; б) честность; в) профессиональная и
научная ответственность; г) уважение прав и достоинства чел.; д) забота
о благополучии др; е) соц. ответственность. Для ассоц., к-рая на
протяжении десятилетий представляла научные, образовательные и психол.
услуги об-ву на основе немногочисленных или неформальных этических
правил для ее членов, это был большой рывок вперед. Хотя этот Этический
кодекс стал важным шагом и ценным подспорьем для Этической комиссии АРА,
в нем не было к.-л. конкретных правил, регулирующих работу комиссии или
рассмотрение прав психологов, на к-рых поступали жалобы. Эти области
были описаны в «Правилах и процедурах» (Rules and Procedures) —
документе, к-рый входил в комплект с Кодексом и к-рый, подобно самому
Кодексу, тоже должен был подвергаться периодическому пересмотру. Первое
издание этого документа появилось в 1958 г., и с тех пор он неоднократно
пересматривался. Развитие науки и практики психологии за прошедшие с той
поры годы сопровождалось заметным изменением в частоте и характере
этических проблем, с к-рыми сталкиваются психологи. Отчасти это
объясняется увеличением количества членов и партнеров АРА, к-рое
достигло в 1990 г. отметки 100 000, и изменением атмосферы американского
об-ва, ставшего более ориентированным на потребителя, сложным и
насыщенным судебными разбирательствами.
- Редакция 1992 г.
Необходимость внесения серьезных изменений отчасти была вызвана
ощущением увеличивающегося риска жалоб этического характера и судебных
преследований в связи с профессиональной некомпетентностью, грозивших
психологам в условиях насыщенного судебными разбирательствами об-ва. В
1986 г. Этическая комиссия АРА создала подкомиссию из шести членов для
разраб. новой редакции Кодекса. Сначала группа специалистов для решения
этой задачи состояла из пяти старейших психологов — все они работали в
Этической комиссии АРА и обладали большим опытом применения Этического
кодекса при рассмотрении жалоб. Задача
этой группы заключалась в разраб. кодекса, к-рому бы можно было легко
обучить и не менее легко обучиться, к-рый бы содержал одну концепцию или
идею по каждой норме вместо множества, как это было в прежних редакциях,
и к-рый бы адресовался широкому кругу проблем и затруднительных
ситуаций, с какими сталкиваются психологи разнообразных направлений и
специализаций. С такими изменениями кодекс было бы легче читать и
использовать психологам, потребителям и этическим комиссиям. Философия
этой рабочей группы была телеологической по своему характеру, как и при
разраб. первого Этического кодекса. Телеологический процесс фокусируется
на последствиях или рез-тах действия; выбор осуществляется исходя из
того, как он влияет на др., а не потому что он «считается» или
провозглашается правильным или конструктивным. Такая прагматическая
концепция опирается на воспринимаемые последствия, связывающие
поведенческое решение с его моральной стороной, в отличие от этического
подхода, согласно к-рому признается наличие абсолютных моральных
категорий, существующих независимо от последствий к.-л. действия.
Изменения в структуре. В августе 1992 г., после голосования по целому
ряду предложенных поправок, совет АРА официально принял новый документ —
«Этические принципы психологов и
кодекс поведения» (Ethical principles of psychologists and code of
conduct). Эта редакция во многом освободилась от двойственности
разделением документа на две части: общих
принципов, носящих идеологический характер, и этических норм,
состоящих из обеспеченных правовой санкцией норм поведения. Шесть общих принципов формируют
содержательную направленность этого документа: компетентность,
честность, профессиональная и научная ответственность, уважение к правам
и достоинству чел., забота о благополучии др. и соц. ответственность.
Хотя эти общие принципы и сформулированы в виде положений, несущих
широкий и универсальный смысл, они оказываются полезными, помогая психологам
в истолковании этических норм. Второй
раздел содержит этические нормы; здесь изложены 102 принципа,
распределенные по восьми разделам, и приводятся специфические,
обеспеченные правовой санкцией правила поведения, к-рым должен следовать
каждый психолог. Это: а) общие
нормы (потенциально применимые к профессиональной и научной деятельности
всех психологов; б) анализ, оценка или вмешательство; в) реклама и др.
публичные высказывания; г) терапия; д) неприкосновенность частной жизни
и конфиденциальность (тж потенциально применимые ко всем психологам); е)
обучение, руководство подготовкой, исслед. и публикации; ж) судебная
деятельность (новый раздел); з) решение этических проблем. Др. структурные изменения связаны с
новой системой индексации. Впервые каждая этическая норма снабжена своим
собственным назв. и номером, что позволяет любому без труда определить
ее конкретную предметную область. Оглавление и развитая система
перекрестных ссылок документа делают Кодекс удобным для использования
психологами и широкой общественностью.
- Итоги. Кодекс в
значительной степени отличается от любой из своих предыдущих версий;
остается посмотреть, как новая форма и содержание упростят его
использование потребителями, психологами и этическими комиссиями. Он
может оказаться документом с рядом изъянов, к-рые вызовут процесс его
неизбежного устаревания. Однако эти структурные изменения могут
установить прецедент, к-рый, мы надеемся, окажется полезным на долгие
годы.
4. Постановка
проблемы: группа делится на 4 рабочие подгруппы. Каждая подгруппа получает
образцы этических кодексов и анализирует их. Задача каждой подгруппы –
выделить основные структурные компоненты этического кодекса, зафиксировать их
содержание, а также предложить свои изменения и дополнения. В конце работы
каждая группа готовит доклад.
Варианты образцов:
·
1 группа – Этический кодекс практического психолога в системе образования (г. Псков, 2001);
·
2 группа – Этические принципы психолога и кодекс поведения (АПА, Американская
психологическая ассоциация, 1992) – сокращенный вариант;
·
3 группа – Этический кодекс Российского
Психологического Общества (Санкт-Петербург, 2003);
·
4 группа – Этические принципы проведения исследования
на человеке, (АПА, 1973).
5. Приложения к
лекции:
Этические принципы проведения исследования
на человеке
American Phychological Association, 1973.
Решение проводить исследования должно основываться на
осознанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в психологическую
науку и способствовать благополучию человека Ответственный психолог
обдумывает различные направления, где нужны энергия и возможности человека.
Приняв решение о проведении исследований, психологи должны
осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и
с заботой об их достоинстве и благополучии.
Принципы, о которых говорится ниже, разъясняют
исследователю этичное ответственное отношение к участникам экспериментов в
ходе проведения исследовательских работ — от первоначального замысла до
шагов, необходимых для защиты конфиденциальности данных исследований. Эти
принципы должны рассматриваться в контексте документов, прилагаемых в
качестве дополнения к принципам.
1. При планировании опыта исследователь несет персональную
ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь
на принципы исследований.
Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и
человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от принципов, то
он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке
этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников
исследований.
2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за
установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь
также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов,
студентов и всех других служащих с испытуемыми.
3. Этика требует, чтобы исследователь информировал
испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их
желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях
исследования.
Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента
дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и
достоинство испытуемых.
4. Честность и открытость — важные черты отношений между
исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по
методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому
причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.
5. Этика требует, чтобы исследователь относился с
уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе
исследований в любое время.
Обязательство по защите этого права требует особой
бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над
участником.
Решение по ограничению этого права увеличивает
ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.
6. Этически приемлемое исследование начинается с
установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и
участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь
обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение.
7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от
физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких
последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом
испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры
для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если
есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.
8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных
исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и
устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие
ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь
несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых
последствий.
9. Если процедура исследования может иметь нежелательные
последствия для участников, то исследователь несет ответственность за
выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и
долговременных).
10. Информация, полученная в ходе исследования, является
конфиденциальной.
Если существует вероятность, что другие люди могут
получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует,
чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были
объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного
информационного согласия.
|