1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№8

 

Модуль 3. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций.

 

План лекции:

Феномен народной педагогики. Связь народной и научной педагогик. Взаимоотношения с природой как источник народной педагогической мысли. Принцип гармонии, триада «ум – доброта – трудолюбие». Религия как источник народной этики. Христианская этика и мораль. Десять заповедей – основа христианской морали.

 

 

Тезисы лекции:

5.                       Религия как источник народной этики.

Христианская этика и мораль

В народной педагогике содержание, методы и средст­ва воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Религия — важнейший феномен человеческой циви­лизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль — этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.

Там, где сильны религиозные традиции, наиболее ус­тойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средст­вом формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего со­действуют формированию у них самостоятельности и спо­собности противостоять неблагоприятным воздействиям среды.

Христианство — самая распространенная в мире ре­лигия, объединяющая около 2,5 миллиардов последова­телей. Христианские страны создали самую высокую цивилизацию на планете. Идеи христианства, восприня­тые на всех материках Земли, сформировались 2000 лет назад и привлекали самых разных людей, потому что в их основе лежало сострадание и спасение, вера в иску­пительную силу мессии Христа, который своей мучени­ческой смертью искупил грехи человеческие. Христиане ожидают второго пришествия Христа и Страшного суда, установления царства Божьего. Верующие ждут вечной жизни после смерти.

Среди христиан нет единства. Первый идейный рас­кол среди верующих произошел в 1054 году, когда поя­вились две ветви — православие и католицизм, позднее откололась ветвь протестантов.

Православие — одно из трех основных направлений христианства. Важнейшими догмами у православных яв­ляется вера в единого Бога, имеющего три ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и человека. Пра­вославные признают как Священное писание (Новый и Ветхий Заветы), так и Священное предание (постановления церковных соборов и учения Отцов Церкви). Они счита­ют, что для спасения людей необходима помощь духовен­ства. У православных семь таинств, культурных обрядов, призванных дать человеку Божью благодать:

    крещение;

    миропомазание;

    причастие (евхаристия);

    исповедь (покаяние);

    брак;

    священство;

    елеосвящение (соборование).

Таинства в православии имеют свою специфику по сравнению с другими ветвями христианства: крещение выполняется погружением ребенка в воду, михюпомаза-ние совершается сразу же вслед за крещением, богослу­жение в храмах сопровождается только хоровым пени­ем, люди молятся стоя. Священники могут быть как женатыми, так и давшими обет безбрачия.

Впервые христианство пришло б Россию в VI в., рас­пространившись среди причерноморских адыгских пле­мен. Его приняли также предки осетин, народы Чечни и Дагестана. Интенсивное проникновение христианства на древнерусскую землю началось после 988 года, когда великий князь Владимир Святославович принял реше­ние о крещении Руси и осуществил свое намерение. Хрис­тианство пришло на Русь из Византии в своей восгочнои форме, которая после раскола в христианстве в 1054 году стала именоваться православием.

Новая религия оказала положительное влияние на нравственное состояние древнерусского общества, способ­ствовала прогрессу культуры и укреплению государствен­ности Древней Руси, а на более поздней исторической стадии — и формированию этнического самосознания русского народа.

Но и среди православных христиан нет единомыслия.

Второе направление христианства — католицизм — представлено как в целом в России, так и на Северном Кавказе значительно меньше, чем православие. Хотя в наши дни каждый пятый житель планеты — католик.

Католицизм очень близок к православию по сути вероу­чения. Как и православные, католики верят в Божес­твенную Троицу, в наличие у Иисуса Христа двойной природы, признают наряду со Священным писанием Свя­щенное предание, считают необходимой помощь духо­венства для спасения людей, совершают семь таинств. Правда, у католиков есть некоторая специфика в совер­шении таинств. Крещение совершается не погружением в воду, а обливанием. Миропомазание, называемое кон­фирмацией, совершается в 7—12 лет, а не после креще­ния, как у православных. В отличие от православных Католики признают непорочное зачатие девы Марии и ее телесное вознесение, непогрешимость папы, резкое раз­граничение между мирянами и клиром. Имеются осо­бенности и в богослужении, сопровождающемся орган­ной музыкой, и в правилах жизни священников, для Которых установлен целибат. В России католицизм ис­поведуют все верующие поляки и литовцы, частично — немцы и латыши (латгальцы). Глава католиков — Римский Папа.

Третье направление христианства — протестантизм — представлен, как и православие, многими течениями и общинами: лютеранство, баптизм, адвентизм, иеговизм, пятидесятничество.

Лютеранство — наиболее крупное из этих течений, Оно возникло в 1517 году в Германии и получило назва­ние по имени своего основателя —Мартина Лютера. Вмес­те с подавляющим большинством христиан лютеране верят в Святую Троицу, двойную природу Иисуса Христа, его искупительную жертву. Но, как и другие протес­танты, они признают только Священное Писание, отвер­гая Священное предание; считают, что священники не являются посредниками между Богом и человеком; из таинств безого­ворочно признают только крещение и причастие (на ис­поведь у лютеран единой точки зрения не установилось).

Баптизм — наиболее представительное из протестан­тских течений движение. Он возник в начале XVII в. в среде англичан, бежавших от религиозных преследова­ний в Голландию. Основатель баптизма — Джон Смит. Как и большинство других протестантов, баптисты не только приняли Священное писание как единственную основу веры и отвергли идею необходимости посредни­чества духовенства в спасении людей, но и предельно упростили обрядность. Крещение они совершают лишь по достижении совершеннолетия, т, к. убеждены, что только взрослый может сознательно принять веру.

Всех христиан объединяет Священное писание — Биб­лия и ее этические нормы, изложенные в Пятикнижии Моисея и в Нагорной проповеди Христа.

Само слово «библия» в переводе с греческого означает «книга», На славянский язык отдельные библейские книги были переведены в IX веке Кириллом и Мефодием» В Рос­сии первый полный перевод Библии на церковнославянс­кий язык появился в 1581 году («Острожская Библия»), а одобренный церковью — в 1751 году («Петровско-Ели-заветинская Библия»). Первый перевод Библии на рус­ский язык («синодальный перевод») вышел в 1876 году.

Библия — это источник, из которого можно извлечь интереснейшие сведения не только о религиозных представлениях людей далеких от нас веков, но и об их истории, социальном строе, жизни и быте, мировоз­зрении, праве и морали, Библия является древнейшим литературным памятником, она содержит образцы про­зы и поэзии, ставшие своего рода классическими. Ее образы и сюжеты из века в век вдохновляют художни­ков и поэтов, скульпторов и музыкантов во всех стра­нах мира и, конечно же, наших, русских. А сколько крылатых слов, образных выражений, имеющих сво­им источником библейские тексты, до сих пор укра­шают нашу речь!

Библия — самая необыкновенная, самая читаемая и самая почитаемая книга на Земле. Она составлялась бо­лее 1600 лет на протяжении жизни 60 поколений. В чис­ле ее более 40 авторов — представители самых разных слоев общества: Лука — врач, Соломон — царь, Амос — пастух, Петр —рыбак, Матфей — сборщик налогов, Мо­исей — политический деятель, получивший блестящее образование в Египте.

Святое писание создавалось в различных ситуациях: Моисеем — в пустыне, Павлом — в тюрьме, Лукой — во Еремя путешествий, Даниилом — во дворце, многими — в период военных действий.

Книга создавалась одними в состоянии светлой радос­ти, другими — в горе и отчаянии. Библия формирова­лась на 3 континентах — в Азии, Африке и Европе; ее авторы говорили и писали на еврейском, арамейском (наречие на Ближнем Востоке вплоть до IV в. до н. э.) и греческом языках.

По данным ЮНЕСКО, Библия полностью переведена на 240 языков (из 2000), а если считать и частичные переводы — на 1685 языков.

Библия оказала колоссальное влияние на мировую культуру — живопись, музыку, скульптуру, литературу, а еще большее — на сознание людей, ибо она повес­твует, откуда мы пришли, для чего мы живем и что с нами будет.

Десять заповедей Моисея в современном переводе вы­глядят следующим образом (Книга 5, глава 5)°

    Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

    Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли.

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрас­но; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

    Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя...

    Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй.

    Не кради.

  ' Не произноси ложного свидетельства на ближнего

твоего.

    Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Христианин — это человек, забывший свое «Я» в слу­жении Богу и ближним.

Самый страшный грех — учить грешить других, осо­бенно если эти души более слабы и молоды или менее опытны. Христианин всегда осознает, что несет ответственность за то, какое воздействие оказывает на других его жизнь.

Для христианина важен каждый человек, которого он должен найти, если тот потеряется.

Христианская доброта и христианское всепрощение не означают, что заблуждающийся может поступать так, как ему хочется. Такого человека надо поправить и, если потребуется, наказать и направить на путь истинный. Но наказание должно всегда осуществляться с чувством покорной любви, а не с чувством самодовольного осуж­дения.

Индивидуализм совершенно чужд христианству. Хрис­тианин потому прощает своим собратьям, что он сам прощен. Он прощает другим так же, как прощают и его.

Вера в Бога — это не просто следование догмам. Это видение мира и вера в нравственные начала Человека.

 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 29 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024