1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№9

 

Модуль 3. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций.

 

План лекции:

Национально-психологическая детерминация воспитательной работы в коллективе. Этносоциальная компетентность. Готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями этнических общностей. Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. Культура межнационального общения. Способы подготовки к межкультурному взаимодействию. Межкультурный тренинг. Межкультурная сензитивность.

 

Тезисы лекции:

1.        Педагог, психолог, или руководитель, или социальный работ­ник, работая с группой людей, должен уметь учиты­вать не только их индивидуально-личностные, но и на­ционально-психологические особенности. Представите­ли различных национальных общностей по-своему вос­принимают стиль поведения руководителя, предъявля­ют разные требования к моральным качествам, нужда­ются в специфических способах психологического и вос­питательного воздействия. Национально-психологичес­кие особенности могут способствовать или препятство­вать адаптации представителей той или иной нации к требованиям педагога или руководителя. Например, у народов Севера есть традиция не противопоставлять себя явно воздействию со стороны воспитателя другой наци­ональности, а, постепенно завоевывая его на свою сторону, свести его деятельность к приемлемым способам и формам. Народы Северного Кавказа склонны сразу оказывать противодействие, если приемы воспитатель­ного воздействия им непривычны или непонятны, а тем более, если они задевают их чувство самолюбия. Наро­ды Средней Азии положительно реагируют на воспита­тельные воздействия, если они постепенны, уважитель­ны к представителю их нации. Представители славянс­ких народов и государств Прибалтики приоритет в вос­питательной работе отдадут тому человеку, который сразу смог доказать логическую необходимость и целе­сообразность предпринимаемых усилий.

2.                  Если нацио­нально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями и методами воспитательных воз­действий педагога, то необходимо оперативно и кон­структивно перестроить содержание и качество педаго­гических мероприятий. Невозможно переделать или отменить национально-психологические особенности людей, но можно и нужно изменить стратегию и такти­ку воспитательных и руководящих воздействий, при­чем усиление авторитарности, психологического давле­ния не приводят к положительному результату. Педа­гогу необходимо познакомиться с нравами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый коллектив. Незнание национально-психо­логических особенностей членов коллектива ведет не только к снижению эффективности учебной или трудо­вой деятельности коллектива, но и появлению межна­циональных трений, к взаимному отчуждению. Позна­вательные умения воспитателя должны быть направле­ны на изучение особенностей национального самосозна­ния и потребностно-мотивационной сферы, интересов и ценностных ориентации, коммуникативно-поведенчес­кой деятельности, этнических стереотипов. Затем важ­но осмыслить характер морально-психологической ат­мосферы в многонациональном коллективе (могут быть использованы специальные методики для анализа картины межнациональных отношений). Педагог или ру­ководитель должны предпринять необходимые усилия для сплочения многонационального коллектива, для укрепления дружбы, взаимопонимания между предста­вителями разных национальностей. Обязательным на­правлением деятельности педагога следует считать уси­лия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе, т.к. любой конфликт в многонациональном коллективе может перерасти в разновидность конфлик­та на национальной почве. Бытовые и нравственные нор­мы поведения представителей разных национальностей могут противоречить друг другу или провоцировать не­понимание и конфликтные ситуации. И конечно, недо­пустимы любые формы предпочтения, привилегий для одних национальностей и притеснение других. Микрог­руппы по земляческому признаку не должны сталкивать­ся друг с другом из-за несовпадения их интересов и ин­тересов всего коллектива. В актив должны входить пред­ставители всех национальностей коллектива. Необходи­мо формировать культуру межнационального общения, проявляя интерес и уважение к духовным ценностям и обычаям своего и других народов, готовность прийти на помощь каждому, независимо от национальной принад­лежности.

3.                   В детских и подростковых коллективах необ­ходимо учитывать, что представители разных националь­ностей в соответствии со своим традициями по-разному и не в одно время подходят к этапу физической, мораль­ной, духовной, психологической, половой и профессио­нальной зрелости. Необходимо четко знать, каковы взгля­ды по этому поводу и у русских,и у татар,и у бурят и т.п. И соответственно в связи с этим строить воспитатель­ные цели и тактики, стремясь создать условия для опти­мального достижения людьми социальной, психологи­ческой, профессиональной зрелости. Знания этнопедагогики полезны не только педагогам, но и любому руково­дителю, социальному работнику, взаимодействующим со взрослыми людьми, психологу в работе с его клиентами.


 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 05 окт 2010

Орлов А. О.

www.1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024