Содержание учебной дисциплины
«Методология и методы психологии»
Модуль 1. Методология и наука. Научное исследование, его
принципы и структура.
Понятие
научного метода. Методология как наука о методе и совокупность методов
познания. Признаки научного знания. Структура научного исследования. Виды
исследования. Идеальное и реальное исследование. Факты, закономерности и
механизмы – формы знания. Теория и ее структура.
Этика научного исследования.
Модуль 2.
Классификация методов психологического исследования.
Неэкспериментальные психологические методы.
|
Классификации методов
психологического исследования: Б.Г. Ананьева, Г.Д. Пирьова, С.Л. Рубинштейна,
М.С. Роговина и Г.В. Залевского. Эмпирические, теоретические методы, методы
интерпретации и описания. Двухмерная классификация эмпирических методов.
Особенности неэкспериментальных
эмпирических методов. Наблюдение: не- и систематическое, «сплошное» и
выборочное, непосредственное и опосредованное, внешнее и включенное. План
наблюдения. Достоинства и недостатки метода. Ошибки наблюдения. Беседа:
клиническая и опрос (анкетирование, интервью). Достоинства и недостатки метода.
«Архивный метод» (анализ продуктов деятельности): биографический метод,
контент-анализ. Проективный метод.
Задания:
Выполнить упражнения практикума,
описанные в планах семинарских занятий.
Модуль 3. Психология психологического эксперимента.
Психологический эксперимент
как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.
Социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Типы
испытуемых, мотивация участия в эксперименте. Методы контроля влияния личности
испытуемого на эксперимент. Норма эксперимента. Инструкция. Влияние личности
экспериментатора на результаты, типичные ошибки экспериментатора, способы их
контроля. Описание экспериментальной ситуации. Принятие экспериментальной
задачи. Типы экспериментальных ситуаций и стиль общения испытуемого и
экспериментатора. Рекомендации по организации экспериментального общения.
Модуль 4.Процедура и основные
характеристики психологического эксперимента.
Классификация методов
организации исследования. Виды экспериментального исследования. Этапы
проведения целостного экспериментального исследования. Схема реализации
экспериментальной процедуры. Валидность: внутренняя, внешняя и операциональная.
Планирование эксперимента и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю
валидность. Переменные: зависимая, независимая и внешние. Экспериментальная
выборка и способы ее создания. Понятие об экспериментальной и контрольной
группах. Репрезентативность экспериментальной выборки. Методы контроля
экспериментальных переменных, виды независимых, зависимых и внешних переменных
и отношения между зависимой и независимой переменными.
Модуль 5. Экспериментальные и
неэкспериментальные планы.
Планирование
эксперимента. Основные экспериментальные планы: планы для одной и двух
независимых переменных, факторные планы, планирование по методу латинского и
греко-латинского квадратов. Взаимодействие независимых переменных, виды
взаимодействия. Планы экспериментов на одном испытуемом. Анализ кривых
научения. Планирование по методу временных серий. Контроль асимметричного
переносов и плацебо-эффекта. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные
планы, в том числе планы временных серий. Эксперимент ex-post-facto. Корреляционное исследование и его планирование.
Виды планов корреляционного исследования. Перспективы развития эксперимента:
многомерный эксперимент, дифференциально-психологический эксперимент,
кросскультурные исследования.
Модуль 6.
Психологическое измерение.
Основания теории измерений,
классическая теория психологических измерении. Типы шкал и виды допустимых
преобразовании. Виды шкальных преобразований. Психологическое тестирование,
обобщенная модель теста. Основные виды психологических измерений, их
классификация, классическая статистическая теория теста. Измерительные качества
теста и их оценка. Стохастическая теория тестов (теория выбора ответа) и ее
модификации: модели Лазарсфельда, Раша, Бирнбаума. Оценка трудности заданий и
градуировка теста.
Модуль 7. Интерпретация и представление результатов.
Результаты эмпирического исследования и их представление. Принятие
решения о гипотезе (подтверждение, опровержение). Ошибки первого и второго
рода, их причины и средства минимизации. Обобщение экспериментальных результатов
на другие выборки, другие условия эксперимента и на других экспериментаторов.
Представление результатов исследования: графическое, символическое и
вербальное. Требования к научному тексту. Структура и содержание научной
статьи. Оформление научной статьи. Стандарт «Психологического журнала» и
стандарт АРА (США).
Модуль 8. Принцип дополнительности в психологическом
эмпирическом исследовании.
Телеологический подход. Каузальный подход. Естественнонаучный подход.
Герменевтический (понимающий) подход.
|