1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Содержание учебной дисциплины

«Методология и методы психологии»

 

Модуль 1. Методология и наука. Научное исследование, его принципы и структура.

 

Понятие научного метода. Методология как наука о методе и совокупность методов познания. Признаки научного знания. Структура научного исследования. Виды исследования. Идеальное и реальное исследование. Факты, закономерности и механизмы – формы знания. Теория и ее структура.

Этика научного исследования.

 

Модуль 2.  Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные психологические методы.

 

Классификации методов психологического исследования: Б.Г. Ананьева, Г.Д. Пирьова, С.Л. Рубинштейна, М.С. Роговина и Г.В. Залевского. Эмпирические, теоретические методы, методы интерпретации и описания. Двухмерная классификация эмпирических методов.

Особенности неэкспериментальных эмпирических методов. Наблюдение: не- и систематическое, «сплошное» и выборочное, непосредственное и опосредованное, внешнее и включенное. План наблюдения. Достоинства и недостатки метода. Ошибки наблюдения. Беседа: клиническая и опрос (анкетирование, интервью). Достоинства и недостатки метода. «Архивный метод» (анализ продуктов деятельности): биографический метод, контент-анализ. Проективный метод.

 

Задания:

Выполнить упражнения практикума, описанные в планах семинарских занятий.

 

Модуль 3. Психология психологического эксперимента.

 

   Психологический эксперимент как совместная деятельность испы­туемого и экспериментатора. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Типы испытуемых, мотивация участия в эксперименте. Методы конт­роля влияния личности испытуемого на эксперимент. Норма эксперимента. Инструк­ция. Влияние личности экспериментатора на результаты, типичные ошибки экспери­ментатора, способы их контроля. Описание экспериментальной ситуации. Принятие экспериментальной задачи. Типы экспериментальных ситуаций и стиль общения ис­пытуемого и экспериментатора. Рекомендации по организации экспериментального общения.

 

 

Модуль 4.Процедура и основные характеристики психологического эксперимента.

 

   Классификация методов организации исследования. Виды экспери­ментального исследования. Этапы проведения целостного экспериментального иссле­дования. Схема реализации экспериментальной процедуры. Валидность: внутренняя, внешняя и операциональная. Планирование эксперимента и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность. Переменные: зависимая, независимая и внеш­ние. Экспериментальная выборка и способы ее создания. Понятие об эксперименталь­ной и контрольной группах. Репрезентативность экспериментальной выборки. Мето­ды контроля экспериментальных переменных, виды независимых, зависимых и вне­шних переменных и отношения между зависимой и независимой переменными.

 

 

Модуль 5. Экспериментальные и неэкспериментальные планы.

        

   Планирование эксперимента. Основные экспериментальные планы: планы для одной и двух независимых переменных, факторные планы, планирование по методу латинского и греко-латинского квадратов. Взаимодействие независимых перемен­ных, виды взаимодействия. Планы экспериментов на одном испытуемом. Анализ кривых научения. Планирование по методу временных серий. Контроль асимметричного переносов и плацебо-эффекта. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы, в том числе планы временных серий. Эксперимент ex-post-facto. Корреляционное исследова­ние и его планирование. Виды планов корреляционного исследования. Перспективы раз­вития эксперимента: многомерный эксперимент, дифференциально-психологический эксперимент, кросскультурные исследования.

 

         Модуль 6. Психологическое измерение.

 

   Основания теории измерений, классическая теория психологичес­ких измерении. Типы шкал и виды допустимых преобразовании. Виды шкальных пре­образований. Психологическое тестирование, обобщенная модель теста. Основные виды психологических измерений, их классификация, классическая статистическая теория теста. Измерительные качества теста и их оценка. Стохастическая теория те­стов (теория выбора ответа) и ее модификации: модели Лазарсфельда, Раша, Бирнбаума. Оценка трудности заданий и градуировка теста.

 

Модуль 7. Интерпретация и представление результатов.

 

Результаты эмпирического исследования и их представление. При­нятие решения о гипотезе (подтверждение, опровержение). Ошибки первого и второ­го рода, их причины и средства минимизации. Обобщение экспериментальных резуль­татов на другие выборки, другие условия эксперимента и на других экспериментато­ров. Представление результатов исследования: графическое, символическое и вербальное. Требования к научному тексту. Структура и содержание научной статьи. Оформление научной статьи. Стандарт «Психологического журнала» и стандарт АРА (США).

 

Модуль 8. Принцип дополнительности в психологическом эмпирическом исследовании.

 

Телеологический подход. Каузальный подход. Естественнонаучный подход. Герменевтический (понимающий) подход.

 



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024