1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№5

 

Модуль 1. Основные проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Мир детства: понятие и современные проблемы. Культурная идентичность современного школьника.

 

План лекции:

Национальный характер и менталитет. Социально-исторический подход. Определения национального характера. Структура национального характера. Ментальность и менталитет (в широком и узком смыслах). Исследования менталитета французской школой (Л. Февр, М. Блок, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби). Индивидуальный, общественный и менталитет социума. Менталитет как часть социальной информации. Носители социальной информации. Каналы трансляции менталитета.  Структура и функции менталитета. Стабильность и динамика менталитета. Массовое сознание и его структура.

 

Тезисы лекции:

  1. Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. Затем под этим понятием одни стали подразумевать прежде всего темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.п. Под национальным характером понимают те или иные психологические осо­бенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса не сумма характеров отдельных его представите­лей, а фиксация типических черт, которые присутству­ют в разной степени и в разных сочетаниях у значитель­ного числа индивидов.
  2. Среди подходов к интерпретации национального ха­рактера ведущим является социально-исторический под­ход, отстаивающий принцип социального и культурного детерминизма. Идея «базовой личности» Кардинера ос­новывается на представлении о коренных личностных различиях, возникающих под влиянием разной культур­ной среды.
  3. Этнопсихология тесно взаимодействует с этносоциологией, они изучают проблему эт­нического самосознания и национального характера выделяя при этом свои акценты и подходы. Проблема национального характера в рамках этносоциологии не психологическая проблема, сущность национального характера рассматривается здесь как двуединая субъективно-объективная реальность осо­бого рода, проявляющаяся как психическое и социокуль­турное явление.
  4. Можно дать троякое определение национального ха­рактера, охватывая ими комплекс подходов к его изуче­нию как этносоциологическому явлению. Социопсихологический подход: национальный ха­рактер — совокупность устойчивых психических особен­ностей этнической общности, преломляющихся в этни­ческих стереотипах, личностных самоопределениях свойств и качеств характера, своде представлений о выс­ших добродетелях и пороках и проявляющихся в типич­ных способах поведения и общения. Биосоциальный:  национальный характер — особое, устойчивое энергоинформационное в психосоциальной форме образование, замещающее этносу функции инстинктивного поведения и направленное на минимизацию энергоем­кости способа этнического воспроизводства. Этнологи­ческий: национальный характер есть фор­ма концентрации социальной энергии, заложенной в спо­собах поведения и общения в конкретной историко-куль­турной среде.
  5. В структуру национального характера входят: лич­ностные самоопределения, этнические стереотипы, пред­ставления этноса о высших людских добродетелях и по­роках; эмоционально-психическая сторона традиций, привычек, обычаев; структуры потребностей и вкусов; проявления психической энергии сознательного и бессознательного, выраженные в произведениях искусства и литературы, символах. Национальный характер может быть также структу­рирован еще по трем признакам: социальному, культур­ному, собственно этническому. Проявляется изначаль­ная детерминирован-ность национального характера техноцивилизационными, культурно-историческими, про­странственно-климатическими типами факторов.
  6. В последнее время понятие «национальный характер» реже используется в этнопсихологии, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходят понятия «ментальностъ» и «мента­литет» . В наши дни наблюдается «изгнание темы характера из психологии и замена интегрального понятия «характер» понятием «личностных черт» или просто понятием «личность» (Насиновская). Ментальность — это система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступ­ки и поведение людей, т.е ментальность это своеоб­разное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иную эпоху. Некоторые авторы, рассматривающие этносы как со­циально-экономические единицы, отрицают саму возмож­ность выделения их ментальностей — стабильных сис­тем представлений. Однако при определении этноса как группы, главной характеристикой которой является осознание людьми своей к ней принадлежности, именно менталъность до­лжна стать основным предметом этнопсихологическо-го и этносоциологического изучения. Ментальность зачастую сводят к национальному ха­рактеру.
  7. Категория «менталитет» используется в гуманитар­ном знании для обозначения надындивидуальных состав­ляющих массового сознания, определяемых традицией и культурой и транслирующихся из поколения в поко­ление . «Менталитет — это глубинный уровень коллективно­го и индивидуального сознаия, включающий и бессозна­тельную совокупность установок, предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыс­лить, чувствовать и воспринимать мир определенным об­разом. Менталитет формируется в ходе длительного ис­торического развития данного этноса и определяет наци­ональный характер, национальную модель экономическо­го и социального поведения» (философский энциклопе­дический словарь). Менталитет как потаенный слой образов и представ­лений может оставаться неизменным, сохраняя свои ос­новные параметры, даже когда одна идеология сменяет другую.
  8. Ментальность не идентична идеологии. «Менталитет не философская, научная или эстетические система, а тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоций, от латентных привычек и при­емов сознания». Общепризнанного приоритет в исследовании мента­литета принадлежит французской школе «Анналов»  ( М.Блок, Л.Февр;  Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби): ход истории — это во многом это исто­рия ментальностей, а менталитет это образ мира, который заложен культурой в сознание людей данного общества, это умонастроения, неявные установки мыслей и ценностных ориентаций, автоматизмы и навы­ки сознания.
  9. В современной научной литературе менталитет опре­деляется как наличие у людей, принадлежащих к одной культуре, общего умственного инструментария. Это дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свои природное и социальное окружение и самих себя. Ментальность — это не набор характеристик, а систе­ма взаимосвязанных представлений, регулирующих по­ведение членов социальной группы. Различие менталитетов разных народов проявляется в том, как они воспринимают и осознают: образ социального целого и оценку социальной структуры; представления о праве и обычае; отношение к свободе, понимание свободы и несвободы, отношение к труду, собственности, богатству, бедности; понимание места человека в структуре мироздания; трактовка про­странства и времени; образ природы и способы воздейст­вия на нее; представление о мире земном и трансценден­тном, их связи. И.Г.Дубов:  менталитет — некая интегральная характеристика лю­дей, живущих в конкретной культуре, которая позволя­ет описать своеобразие видения этими людьми окружа­ющего общества и объяснить специфику его реагирова­ния на него. Менталитет — понимается как духовно-психологичес­кий облик общества (соответствует общественной психо­логии), т.е. менталитет — наиболее фундаментальное и глубинное, наименее изменяемое в общественной психо­логии нации.
  10. В социологии и философии менталитет рассматрива­ют в контексте категорий «общественное сознание», «мас­совое сознание».В структуре массового сознания выделяют на только элементы, сформированные современностью, но и составные, отражающие специфику бытия прошлых эпох. Вбирая в себя опыт определенной нации, менталитет пред­ставляет собой своеобразную «память народа о прошлом», является психологической детерминантой «поведения миллионов людей, верных своему исторически сложив­шемуся «коду» в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические».
  11. Будучи устойчивой основой существования человека, менталитет представляет собой активный фактор чело­веческой жизнедеятельности. Во-первых, он способству­ет инициированию определенных действий, следованию определенным ценностям, предпочтению определенной культуры, образу мыслей и чувств. Во-вторых, выступа­ет барьером, отталкивающим то, что человеку чуждо (стандарты поведения, идеи), что вызывает его непри­ятие. Таким образом, менталитет выступает одним из векторов жизненного поведения человека. Менталитет можно рассматривать как наиболее кон­стантную, глубинную часть социальной информации. Эта часть наименее подвержена изменениям и детерминиро­вана в большей степени традицией и культурой, чем на­личными производственными отношениями и социаль­ным строем.
  12. Носителями менталитета как части социальной ин­формации являются символы. Любые следствия челове­ческой активности: слово, жест, поступок, форма дея­тельности — имеют символический аспект. Менталитет как специфическая часть социальной ин­формации имеет особые каналы трансляции, позволяющие ему передаваться из поколения в поколение. Глав­ные среди них: природное окружение, клас­сические, сакральные и иные широко распространенные тексты, структуры языка, предметы повседневного оби­хода, типичные образцы поведения. В лин­гвистической литературе прочно утвердился термин «язы­ковая ментальность», обозначающий ту часть ментали­тета, которая детерминирована структурами языка. Критерием влияния текста на формирование и сохранение ментали­тета является степень его освоенности массовым созна­нием, но не обязательно, чтобы текст был прочитан боль­шинством населения, а чтоб он был способен функцио­нировать в качестве устного предания (образы и смыслы библейских сюжетов используют и те люди, которые не читали Библию).
  13. Функция менталитета в общественном сознании со­стоит в обеспечении механизмов стабильности, а не ме­ханизмов изменения. В структуре менталитета есть социальный контекст, который представляет собой конкретные условия передачи менталитета. Хотя менталитет и является наиболее устойчивой и стабильной частью духовной культуры народа, он, сохра­няя в себе в традиционном виде общечеловеческие эти­ческие и нравственные нормы и требования, тем не ме­нее медленно и постепенно меняется под влиянием изме­нений в общественной жизни. Отчетливее всего измене­ния в менталитете наблюдаются на переломных этапах в жизни общества, когда резко меняется весь строй жиз­ни, а жизнь начинает идти по новым путям. Ход развития менталитета понимается не как плав­ный исторический процесс, а как ряд сменяющих друг друга ступеней, существующих в конкретных условиях жизни общества и имеющих специфические особеннос­ти.
  14. Л. Н. Пушкарев предпринял попытку определить пе­реломные этапы изменения менталитета в России:

«1) Первый переломный этап падает на конец X в. и связан с крещением Руси, которое привело к резкому из­менению языческого в своей основе менталитета славян и к появлению православно-христианского восприятия жиз­ни. 2) Следующий переломный этап связан с монголо-та­тарским нашествием XIII веке. 3)  С конца ХУ века начинается период образования Московского государства, и в менталитете русского наро­да закрепилось стремление к объединению, преклонение перед властью, усвоение духовных традиций древней Руси, формирование черт великорусской народности.

4) «Петровские реформы» — новый переломный этап, резкие изменения жизни русского народа. Менталитет петровской эпохи — смешение старых домостроевских привычек с новомодными западными веяниями — за­крепило стремление учиться у Запада и своеобразное пре­клонение перед ним.

5)  Начало XX века. Октябрьская революция, Победа коммунистической идеологии, образование СССР посте­пенно привели к формированию менталитета советского общества, который хотя содержал в себе общерусские ментальные черты, тем не менее весьма существенно от­личался от менталитета прошлых веков.»

Массовое сознание — характерное для основной мас­сы членов общества сознание, стихийно возникающая в процессе повседневной житейской практики совокупность эмоционально-психологических, когнитивно-рациональ­ных и иррациональных бессознательных компонентов, а также внедряемая с помощью средств массовой инфор­мации некоторая часть научных, теоретических, идеоло­гических и манипулятивных компонентов

Массовое сознание — сложное, многомерное диффе­ренцированное образование, состоящее из ряда уровней:

1)  эмоционально-чувственный психологический уро­вень — «общественная массовая психология», «массовые настроения», «социально-психологическое самочувствие»; 2)  когнитивно-рациональный уровень состоит из не­скольких слоев:

• слой кристаллизации устремлений масс, отражаю­щий духовные ценности, умонастроения, «общес­твенное мнение»;

    слой теоретико-идеологический (общественная мас­совая идеология);

    слой «обыденного и практического сознания» (со­вокупность жизненного опыта, здравого смысла, бы­товых потребностей);

    слой традиционного сознания — хранилища исто­рического прошлого опыта — совокупность массо­вых стереотипов, традиций, социальных установок, привычек, ценностных ориентации, доминирующих и потребительских ценностей;

3) иррациональный, бессознательный уровень (коллек­тивное бессознательное, глубинный менталитет)

Массовые настроения, общественное мнение, массо­вая идеология могут быстро изменяться, отражая совре­менность — это динамические элементы массового со­знания. Слои обыденного, практического и традицион­ного сознания, глубинного менталитета народа очень ус­тойчивы, инерционны и отражают самобытность. В переходные исторические периоды происходит свое­образный разрыв между динамическими слоями массового сознания и устойчивыми слоями менталитета, вследствие чего растет противоречивость, напряженность лю­дей, что, в свою очередь, способствует количественному росту психологических, социальных, политических про­тиворечий и конфликтов, росту соматических заболева­ний и нервно-психических нарушений, девиантных форм поведения.

 

 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

2.      Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учеб. для ВУЗов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 367 с.

 

Дата: 13 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024