1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Психология образовательного процесса в начальной школе

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция (проблемный подход)

№2

 

Модуль 1. Проблемы модернизации начального образования. Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника.

 

План лекции:

Социальная ситуация развития младшего школьника. Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Структура учебной  деятельности. Взаимодействие учителя и ученика. Взаимодействие ученика и сверстников. Учебная деятельность и игра. Учебная деятельность и труд. Психологические образования младшего школьного возраста.

 

Тезисы лекции:

1.      Задание: группа делится на две подгруппы. Задача – составить психологический портрет младшего школьника (структура – характеристика социальной ситуации развития, ведущей деятельности и психологических нововобразований). Время – 60 минут. Литературу необходимо найти самим в библиотеке (возможна помощь руководителя). Представление результатов – свободная форма (варианты – рассказ, схема, т.п.).

2.      Младший школьный возраст: особый период в жизни ребенка, который  выделился  исторически  сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых  начальная  школа  была  первой  и  последней  ступенью образования. Появление  этого   возраста   связано   с  введением   системы  всеобщего  и обязательного неполного и полного среднего образования. 

3.      Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей. Когда ребенок приходит в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений "ребенок - взрослый" и "ребенок - дети". Эти системы связаны игровой деятельностью и существуют параллельно. Они не связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, что благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии. В школе возникает новая структура этих отношений. Система "ребенок - взрослый" дифференцируется: «ребенок –учитель», «ребенок – взрослый», «ребенок – родители», «ребенок – дети».

4.      Система "ребенок – учитель" начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям, становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий (эксперименты Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, И. С. Славиной). Первое, что взрослые спрашивают у ребенка - "Как ты учишься?" Впервые отношение "ребенок –  учитель" становится отношением "ребенок –  общество". В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип "все равны перед законом". В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Д. Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям: если ребенок замечает, что у учителя есть "любимчики", то ореол учителя падает. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Появляются "ябеды".

Ситуация "ребенок – учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо,- значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.

  1. Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью. В игре ребенок тоже усваивает знания (дидактические игры, например). В дошкольном возрасте усвоение – косвенный продукт  другой деятельности. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.  Эти предметы абстрактны, теоретичны, это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе (Д. Б. Эльконин). Необходимо сформировать познавательную мотивацию.

Формирование такой познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и способами обучения. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве внешней побудительной силы выступает отметка. Что такое учебная деятельность? Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки.  Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Оценка собственных изменений, рефлексия на себя – собственный предмет учебной деятельности. Именно поэтому вся учебная деятельность начинается  с того,  что  ребенка оценивают. Отметка – определенная форма оценки. Обучение без отметок – не есть обучение без оценок. Оценка всегда есть и должна быть как можно более развернутой. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности.

6.                       Какова же структура учебной деятельности? В структуру уче6ной деятельности входят: учебная задача это то, что ученик должен освоить; учебное действие – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает; действие контроля это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу; действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

В какой форме осуществляется учебная деятельность? Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, ее нужно построить. На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. В школьном возрасте деятельность осуществляется с идеальными объектами (число, звуки), и "руки учителя" -- это его интеллект. Учебная деятельность -- это такая же предметная деятеяьность, но предмет ее теоретический, идеальный, поэтому совместная деятельность затруднена. Для ее осуществления нужно объекты материализовать, без материализации с ними действовать нельзя (В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина). Процесс развития учебной деятельности -- это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев.

Деятельность, первоначально разделенная между участниками. выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. Совместная деятельность -- необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.

7.      Какое значение имеет сотрудничество и взаимодействие детей для развития учебной деятельности?

Исследования Г. А. Цукерман: дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Пиаже: такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой.

В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функции: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется, и ребенок начинает выполнять его самостоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые компоненты действия (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольнооценочных действий и высказываний. Таким образом, взаимодействие детей -- существенное условие интериоризации действий , их перехода от взрослого к ребенку.

Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. В этом и состоит цель обучения.

8.         Учебная деятельность и игра.  Неправильно  думать, что игра в школьном возрасте полностью теряет свое значение, она сохраняется, но происходят  значительные изменения в  характере самой  игровой деятельности. При  переходе  от  дошкольного  к  младшему  школьному  возрасту  возрастает значение  игры  с  достижением  известного   результата  (спортивные   игры, интеллектуальные игры). Формы игровой деятельности позволяют сделать смысл вещей более явным для ребенка.

9.      Учебная деятельность и труд. Одна из  основных  трудностей освоения  знаний в школе -- формализм. Ребенок  как будто   бы   усваивает   знания, знает   научные   формулировки,    может проиллюстрировать  их  примерами.  Однако  это  знание   не  применяется  на практике.  Когда ребенок сталкивается  с  жизненной  задачей,  то  прибегает обычно  к  житейским  представлениям. Это  происходит потому, что  школа  не организует деятельности применения этих знаний на практике.

Учебная деятельность сама по себе не может полностью обеспечить формирование нравственных качеств, она не имеет для этого благоприятных условий. В труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме. В труде более ощутимо выступает необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенного результата. Учебная деятельность направлена не на результат, а на выделение способа его усвоения (Д. Б. Эльконин).

10.    Каковы же психологические новообразования возраста? В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. К сожалению, в школе мало учат приемам запоминания.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием. На протяжении младшего школьного возраста дети научаются рассматривать объекты, без этого интеллектуальные изменения не могут произойти.

Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Любая попытка превратить учебное дело в развлекательное является ложной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер.

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.). В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Таким образом, младший школьный возраст -- возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

·         произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя;

·        осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

 

 

 

Основная литература:

1.     ОБУХОВА Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство, 1996.-- 374 с.

 

Дата: 15 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024