1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Психология образовательного процесса в начальной школе

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№5

 

Модуль 3. Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы. Формы организации обучения и воспитания младших школьников. Реализация образовательного процесса в различных системах образования.

 

План лекции:

Педагогическая система, педагогическая программа. УМК (учебно-методический комплекс), его структура. Система образования Л.В. Занкова. Система образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Традиционная система образования: программы «Школа 2000, 2100» (Л.Г. Петерсон), «Школа России» (А.А. Плешаков), «Гармония» (Н.Б. Истомина), «Начальная школа 21 века» (Н.Ф. Виноградова).

 

 

Тезисы лекции:

1.          Существует педагогическая система и педагогическая программа. В российском образовании на данный момент выделяется  три системы: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова  развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93). Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

2.         Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности. У каждой системы и программы есть свой автор. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

·        Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)

·        Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)

·        Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).

·        Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

3.         Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая Каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос.  Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

4.         Система образования Л. В. Занкова. В 1995 — 1996 гг. система Леонида Владимировича Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения. Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоения  ими знаний, умений, и навыков. Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей. Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения. Содержание: богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов — русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.

·        Более подробную информацию можно прочитать здесь: http://www.zankov.ru/ , http://schools.keldysh.ru/UVK1690/zankov.htm

5.         Система образования Эльконина-Давыдова. Образовательная система Даниила Борисовича  Эльконина – Василия Васильевича Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова. Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить. Задачи: сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного; умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования; умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной; умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям; развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию. Сформированность этих способностей обнаруживается, если: учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ); учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить. Принципы: основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины, развить творческий потенциал, воображение учащегося. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Содержание: разработаны учебники по всем предметам, изучаемым в начальной, средней и старшей школе.

6.         Школа 2100 (Школа 2000, программа Людмилы Георгиевны Петерсон). Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования. Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество. Задачи: сформировать готовность к производительному труду, сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию, сформировать  естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение, обеспечить определенный уровень общекультурного развития (например, формирования умения адекватно воспринимать произведения  литературы), сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие, предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности. Принципы: Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника. Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место. Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой. Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования. Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Содержание: программы и учебники по всем предметам с 1 по 11 класс, а так же для детского сада.

·        Более подробную информацию можно прочитать здесь: http://www.school2100.ru/

7.         «Школа России» (Андрей Анатольевич Плешаков). Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Задачи: Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи: развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому, обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности, формирование естественной мотивации учения. Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому. Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Содержание. Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение». Комплект охватывает все образовательные области.

8.         «Гармония» под редакцией Натальи Борисовны Истоминой. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Л.В. Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала. Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготовка  мыслительного аппарата ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения. Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности. Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс.

·        Более подробную информацию можно прочитать здесь: http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200300905 

9.         «Начальная школа 21 века» (Натальи Федоровны Виноградовой). Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Задачи: формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»), организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе. Принципы: основной принцип обучения — начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь». Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей). Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

 

Основная литература:

1.      Елена Аристархова Учебные программы

http://www.7ya.ru/article/Uchebnye-programmy/

 

Дата: 06 окт 2010

Орлов А. О.

www.1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024