Тезисы лекции:
1. 13. Такой
социально-психологический феномен как конформность
— сознательная уступчивость человека мнению большинства, степень подчинения
групповому давлению в разной степени проявляется у представителей разных
народов. Индонезийцы,китайцы, японцы, русские — одобряют уступчивость,
конформность больше, чем американцы, англичане, итальянцы. Из этого можно
сделать вывод, что конформность является продуктом социализации и
инкультурации.от особенностей которых зависит ее уровень. Конформные реакции
проявляются с разной степенью интенсивности в зависимости от того, делается ли
в культуре акцент на воспитании самоутверждения или уступчивости. В культурах,
где высоко ценится гармония межличностных отношений, податливость мнению
большинства может интерпретироваться как тактичность и социальная
чувствительность как положительное и желательное явление, социальная ценность и
норма. В коллективистических культурах конформность выше, чем в
индивидуалистических. Но в коллективистических культурах люди не поддаются
давлению любой группы. Они имеют тенденцию приспосабливаться к мнениям членов
своей группы, но по отношению к членам чужих групп их поведение может оказаться
даже менее кооперативным, чем поведение представителей индивидуалистических
культур, т.е. они не поддаются влиянию чужих групп и незначимых лиц. Например,
японцы демонстрируют высокую заинтересованность и уступчивость в отношениях с
близкими друзьями и значимыми лицами и минимум конформных реакций в отношениях
с незнакомцами и иностранцами.
14. Важной ячейкой общества и звеном
социальной регуляции является семья. Характер межличностных отношений в
семьях представителей различных этнических общностей имеет свою специфику.
Этнопсихология семейных отношений изучает влияние национально-психологических
особенностей на характер отношений между супругами, детьми и другими членами
семьи в ходе совместного взаимодействия и общения, выработки принципиальных
важных общих решений. Во-вторых, этнопсихология изучает национальное отличие
в традициях и способах формирования личности в моно- и разноэтничных семьях, проводит
социально-психологический анализ факторов и причин возникновения конфликтных
отношений между разноэтничными членами семьи, путей оказания психологической
помощи семьям с разноэтничным составом. Каждая этническая общность вырабатывает
свои представления о том, какими должны быть семейные отношения и стремится
поддерживать их в национальном сознании, выражать в традициях, поступках и
отношениях представителей своего народа. Этот процесс осуществляется по своим
законам у каждого народа и включает ряд этапов: формирование общих представлений
о семейной жизни; формирование взглядов на собственную семью; реализацию
собственных представлений о семье в личном браке; накопление опыта семейной
жизни в рамках моно или гетероэтнической среды; динамику развития супружеских
отношений. На первом этапе
формирования супружеских отношений осуществляется присущая для каждой
этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация, а в
раз-ноэтнических семьях идет и межкультурная адаптация. Этот период самый
трудный с точки зрения стабильности брака и самочувствия супругов. На втором этапе формирования
супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит
значительная перестройка отношений супругов, ролевой структуры семьи, супруги
вынуждены задумываться и реализовывать этнические принципы воспитания
ребенка в своей семье или роду. Третий
этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских
отношений, к фиксированному распределению социальных ролей с учетом
национальных традиций и личного опыта, но проблемы с воспитанием детей могут
в некоторых культурах даже усиливаться. Четвертый
этап отличается тем, что подрастающие дети начинают в рамках национальных
норм и личных особенностей в той или иной степени влиять, даже
корректировать обязанности супругов, их поведение. Пятый этап характеризуется национальной спецификой
взаимодействия взрослых детей и родительской семьи; к этому периоду
достигается адаптация супругов к национальным традициям друг друга, хотя и
могут быть разногласия и разрывы отношений. Конфликты в семейных отношениях
на национальной почве классифицируют по потребностям супругов:
·
конфликты,
возникшие на основе неудовлетворенной потребности и ценности своего «Я»,
оскорбления чувства достоинства со стороны другого партнера, разногласия
национальных традиций;
·
конфликты,
возникающие по причине неудовлетворения сексуальных потребностей одного или
обеих супругов, особенно если национальная специфика сексуальных отношений
разноэтничных супругов не согласуется;
·
конфликты
из-за отсутствия понимания или внимания, на которые также влияет национальная
специфика;
·
финансовые
разногласия, возникающие на основе несогласующихся потребностей супругов в
распределении семейного бюджета и вклада каждого из партнеров в материальное
обеспечение совместной жизни;
·
конфликты
на почве неудовлетворении потребностей супругов в питании, одежде, устройстве
быта, поскольку всегда проявляется национальная специфика в типе питания,
быта и пр.;
·
конфликты
в связи с воспитанием детей, различием индивидуальных и национальных
стратегий и тактик воспитания;
·
конфликты,
возникающие на почве различия потребностей и интересов в проведении отдыха и
досуга в связи с личностными и национальными предпочтениями.
Существуют этнические общности, которые допускают
свои специфические формы брака, свои формы разрыва супружеских отношений
либо невозможность развода. В некоторых национальных общностях межнациональные
браки просто невозможны.
15. Формы
брачно-семейных отношений исторически менялись, имеют свои национальные
обусловленные формы. Семья в своем развитии прошла через следующие фазы:
промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая
семья и моногамная семья.
Промискуитет характерен для низшей «дикой» ступени
человечества: половые отношения между членами общества не регулировались
никакими нормами, существовали неограниченные половые отношения между всеми
членами общества.
Кровнородственная семья — групповой брак, в котором
половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному
поколению, т.е. братья, сестры образуют одну семью, вступают в половое
общение.
Пуналуалъная семья — групповой брак между
людьми одного поколения, но принадлежащих к разным ро-" дам (брачными
партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого
рода,)
Синдиасмическая семья — один мужчина живет с
одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с
матерью, а многобрачие остается исключительным правом мужчины.
Моногамная семья — устойчивая связь
между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле
мужа.
Полигиния — брак одного мужчины с несколькими
женщинами.
Полиандрия — брак одной женщины с несколькими
мужчинами.
Патрилинеальные семьи — наследование фамилии,
имущества, социального положения ведется по отцу, а в мат-рилинеальных
семьях — наследование идет по матери.
По критерию власти выделяют патриархальные
семьи-:, где отец является главой семьи, и матриархальные семьи, где
наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Традиционная семья —
роль лидера принадлежит мужчине, который экономически обеспечивает жену и
детей. Неотрадиционная или эксплуататорская семья — характерны
мужское лидерство, разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но
мужчина экономически не обеспечивает семью, и жена вынуждена участвовать в
общественном труде и полностью выполнять домашнюю работу. Эгалитарные
семьи (семья равных) — нет выраженного семейного главенства, преобладает
ситуативное распределение власти между отцом и матерью, справедливое
распределение домашних обязанностей между членами семьи. Партнерские
семьи с совместным обсуждением семейных проблем и принятием решений.
Самыми распространенными в настоящее время в западных культурах являются нуклеарные
семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Нуклеарные
семьи могут быть двух типов: репродуктивная семья — состоит из
родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья —
родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои
репродуктивные семьи. Расширенная семья состоит из трех и более
поколений (родители, дети, дедушки, бабушки, прабабушки). Неполные семьи —
дети живут с одним из родителей, чаще всего вследствие развода родителей. В повторных
семьях, основанных на повторном браке, вместе с супругами живут дети предшествующего
брака и дети данного брака.
По
количеству детей разделяют малодетные семьи (с 1-2 детьми), среднедетные (3-4
ребенка), многодетные семьи (5 детей и более). В России в настоящее время 90%
семей — малодетные, 9% — среднедетные, 1% -многодетные семьи, поэтому низкая
рождаемость не компенсирует смертность. С 1992 года уровень смертности в
России превышает рождаемость.
|