1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№6

 

Модуль 2. Основные проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Мир детства: понятие и современные проблемы. Культурная идентичность современного школьника.

 

План лекции:

Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения. Социальная дистанция. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в различных культурах. Модель «атрибуции достижений» Б. Вайнера и исследования атрибуции. Традиции и обычаи, чувство страха, вины, стыда и др. как регуляторы социотипического поведения. Стержневые особенности культур (У. и К. Стефаны).

Этнопсихология семейных отношений. Динамика развития супружеских отношений в моно- и разноэтнических семьях. Формы брачно-семейных отношений: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья, моногамная семья; патриархальная, матриархальная, традиционная и др.

 

Тезисы лекции:

1.  13. Такой социально-психологический феномен как кон­формность — сознательная уступчивость человека мне­нию большинства, степень подчинения групповому дав­лению в разной степени проявляется у представителей разных народов. Индонезийцы,китайцы, японцы, рус­ские — одобряют уступчивость, конформность больше, чем американцы, англичане, итальянцы. Из этого мож­но сделать вывод, что конформность является продук­том социализации и инкультурации.от особенностей ко­торых зависит ее уровень. Конформные реакции прояв­ляются с разной степенью интенсивности в зависимости от того, делается ли в культуре акцент на воспитании самоутверждения или уступчивости. В культурах, где высоко ценится гармония межличностных отношений, податливость мнению большинства может интерпрети­роваться как тактичность и социальная чувствительность как положительное и желательное явление, социальная ценность и норма. В коллективистических культурах кон­формность выше, чем в индивидуалистических. Но в кол­лективистических культурах люди не поддаются давле­нию любой группы. Они имеют тенденцию приспосабли­ваться к мнениям членов своей группы, но по отноше­нию к членам чужих групп их поведение может оказать­ся даже менее кооперативным, чем поведение предста­вителей индивидуалистических культур, т.е. они не под­даются влиянию чужих групп и незначимых лиц. На­пример, японцы демонстрируют высокую заинтересован­ность и уступчивость в отношениях с близкими друзьями и значимыми лицами и минимум конформных ре­акций в отношениях с незнакомцами и иностранцами.


14.  Важной ячейкой общества и звеном социальной регу­ляции является семья. Характер межличностных отно­шений в семьях представителей различных этнических общностей имеет свою специфику. Этнопсихология се­мейных отношений изучает влияние национально-пси­хологических особенностей на характер отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе со­вместного взаимодействия и общения, выработки при­нципиальных важных общих решений. Во-вторых, эт­нопсихология изучает национальное отличие в традици­ях и способах формирования личности в моно-  и разноэтничных семьях, проводит социально-психологический анализ факторов и причин возникновения конфликтных отношений между разноэтничными членами семьи, пу­тей оказания психологической помощи семьям с разноэтничным составом. Каждая этническая общность выра­батывает свои представления о том, какими должны быть семейные отношения и стремится поддерживать их в на­циональном сознании, выражать в традициях, поступ­ках и отношениях представителей своего народа. Этот процесс осуществляется по своим законам у каждого народа и включает ряд этапов: формирование общих пред­ставлений о семейной жизни; формирование взглядов на собственную семью; реализацию собственных представ­лений о семье в личном браке; накопление опыта семей­ной жизни в рамках моно или гетероэтнической среды; динамику развития супружеских отношений. На первом этапе формирования супружеских отношений осущес­твляется присущая для каждой этнической общности со­циально-ролевая и межличностная адаптация, а в раз-ноэтнических семьях идет и межкультурная адаптация. Этот период самый трудный с точки зрения стабильнос­ти брака и самочувствия супругов. На втором этапе фор­мирования супружеских отношений, начинающемся пос­ле появления ребенка, происходит значительная перестройка отношений супругов, ролевой структуры семьи, супруги вынуждены задумываться и реализовывать эт­нические принципы воспитания ребенка в своей семье или роду. Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений, к фиксированному распределению социальных ролей с учетом национальных традиций и личного опыта, но проблемы с воспитанием детей могут в некоторых куль­турах даже усиливаться. Четвертый этап отличается тем, что подрастающие дети начинают в рамках националь­ных норм и личных особенностей в той или иной степе­ни влиять, даже корректировать обязанности супругов, их поведение. Пятый этап характеризуется националь­ной спецификой взаимодействия взрослых детей и роди­тельской семьи; к этому периоду достигается адаптация супругов к национальным традициям друг друга, хотя и могут быть разногласия и разрывы отношений. Конфлик­ты в семейных отношениях на национальной почве клас­сифицируют по потребностям супругов:

·         конфликты, возникшие на основе неудовлетворенной потребности и ценности своего «Я», оскорбления чувст­ва достоинства со стороны другого партнера, разногла­сия национальных традиций;

·         конфликты, возникающие по причине неудовлетворе­ния сексуальных потребностей одного или обеих супру­гов, особенно если национальная специфика сексуаль­ных отношений разноэтничных супругов не согласуется;

·         конфликты из-за отсутствия понимания или внимания, на которые также влияет национальная специфика;

·         финансовые разногласия, возникающие на основе не­согласующихся потребностей супругов в распределении семейного бюджета и вклада каждого из партнеров в ма­териальное обеспечение совместной жизни;

·         конфликты на почве неудовлетворении потребностей супругов в питании, одежде, устройстве быта, поскольку всегда проявляется национальная специфика в типе пи­тания, быта и пр.;

·         конфликты в связи с воспитанием детей, различием индивидуальных и национальных стратегий и тактик вос­питания;

·         конфликты, возникающие на почве различия потреб­ностей и интересов в проведении отдыха и досуга в связи с личностными и национальными предпочтениями.

Существуют этнические общности, которые допуска­ют свои специфические формы брака, свои формы раз­рыва супружеских отношений либо невозможность раз­вода. В некоторых национальных общностях межнацио­нальные браки просто невозможны.

15.  Формы брачно-семейных отношений исторически ме­нялись, имеют свои национальные обусловленные фор­мы. Семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья.

Промискуитет характерен для низшей «дикой» сту­пени человечества: половые отношения между членами общества не регулировались никакими нормами, сущес­твовали неограниченные половые отношения между все­ми членами общества.

Кровнородственная семья — групповой брак, в ко­тором половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья, сестры образуют одну семью, вступают в половое общение.

Пуналуалъная семья — групповой брак между людь­ми одного поколения, но принадлежащих к разным ро-" дам (брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода,)

Синдиасмическая семья — один мужчина живет с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью, а многобрачие остается исключительным правом мужчины.

Моногамная семья — устойчивая связь между муж­чиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужа.

Полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами.

Полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами.

Патрилинеальные семьи — наследование фамилии, иму­щества, социального положения ведется по отцу, а в мат-рилинеальных семьях — наследование идет по матери.

По критерию власти выделяют патриархальные семьи-:, где отец является главой семьи, и матриархаль­ные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием поль­зуется мать. Традиционная семья — роль лидера при­надлежит мужчине, который экономически обеспечива­ет жену и детей. Неотрадиционная или эксплуата­торская семья — характерны мужское лидерство, раз­граничение мужских и женских семейных обязанностей, но мужчина экономически не обеспечивает семью, и жена вынуждена участвовать в общественном труде и пол­ностью выполнять домашнюю работу. Эгалитарные семьи (семья равных) — нет выраженного семейного гла­венства, преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, справедливое распределение до­машних обязанностей между членами семьи. Партне­рские семьи с совместным обсуждением семейных про­блем и принятием решений. Самыми распространенны­ми в настоящее время в западных культурах являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Нуклеарные семьи могут быть двух типов: репродуктивная семья — состоит из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья — родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи. Расширенная семья состоит из трех и более поколений (родители, дети, дедушки, бабушки, прабабушки). Неполные семьи — дети живут с одним из родителей, чаще всего вследствие развода родителей. В повторных семьях, основанных на повторном браке, вместе с супругами живут дети пред­шествующего брака и дети данного брака.

По количеству детей разделяют малодетные семьи (с 1-2 детьми), среднедетные (3-4 ребенка), многодетные семьи (5 детей и более). В России в настоящее время 90% семей — малодетные, 9% — среднедетные, 1% -многодетные семьи, поэтому низкая рождаемость не ком­пенсирует смертность. С 1992 года уровень смертности в России превышает рождаемость.

 

 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 20 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024