1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№7

 

Модуль 2. Основные проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Мир детства: понятие и современные проблемы. Культурная идентичность современного школьника.

 

План лекции:

Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей. Мир детства: понятие и современные проблемы.  Социализация и инкультурация (М. Херсковиц). Этапы инкультурации. Механизм культурной трансмиссии и его виды. Исследования влияния воспитания на формирование национально-психологических особенностей (А. Кардинер, М. Мид, Р. Ронер, Б. и Дж. Уайтинг, У. Ламберт). Культурная идентичность современного школьника. Взаимозависимость возраста ребенка и его национально- культурной идентификации. Особенности систем воспитания в разных странах. Обряды инициации: функции и формы проявления.

Этническая адаптация. Межкультурная адаптация, аккультурация, психологическая аккультурация. Этапы адаптации. «Культурный шок» (К. Оберг). Факторы, влияющие на протекание культурной адаптации. Реадаптация. Геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция – последствия межкультурного контакта для этнической группы. Варианты отношения к межкультурному контакту.

 

 

Тезисы лекции:

1.      Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей. Наибольшие достижения этнопсихологии связаны с изучением проблем социализации детей разных народов, в разных культурах. Исследования проводились по следующим направле­ниям: процессы социализации; взаимосвязь между вос­питанием детей и другими аспектами жизнедеятельнос­ти общества.

2.      Социализация — процесс интеграции человека в че­ловеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. М. Херсковиц предложил понятие «инкультурация» — процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когни­тивное, эмоциональное и поведенческое сходство с пред­ставителями рассматриваемой культуры. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобрете­нием ребенком первых навыков и освоения речи и про­исходит без специального обучения, в ходе повседневно­го взаимодействия с взрослыми людьми на основе на­копления собственного опыта. Конечный результат про­цесса инкультурации — человек, компетентный в язы­ке, ритуалах, ценностях своей культуры. Процессы со­циализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существо­вать и как член общества. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации: 1. этап детства — освоение языка, норм и ценностей куль­туры, но ребенок ограничен в правах выбора или оценки этих норм, он их «впитывает», управляемый взрослыми через систему наказания и  поощрения; 2. этап  зре­лости — вхождение в культуру не заканчивается с до­стижением человеком совершеннолетия, но инкультурация у взрослых носит прерывистый характер и касается отдельных фрагментов культуры- изобретений, новых, пришедших извне идей, при этом взрослый человек име­ет возможность принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой, имеет возможность не только сохранять, но и развивать культуру. В этнопсихологии используется понятие культурной трансмиссии — это механизм, с помощью которого этническая группа «пере­дает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Обычно выделяют 3 вида трансмиссии: вер­тикальная трансмиссия, в процессе которой культур­ные ценности, умения, верования передаются от родите­лей к детям; горизонтальная трансмиссия- ребенок ос­ваивает традиции культуры в общении со сверстниками; « непрямая трансмиссия » — человек обучается в шко­лах, вузах, у родственников, соседей.

3.      В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации.

4.      Во многих традиционных культурах ребенок принад­лежит не только отцу и матери, но и всей общности, в которой он живет, и тогда общность принимает участие в его воспитании. Многие народы различают физическое и социальное родство, понимая последнее как родство по кормлению и воспитанию. Ребенка в таких традицион­ных культурах, близких к первобытной культуре, с мо­мента рождения кормят грудью разные женщины,его передают из рук в руки,из дома в дом, его воспитывают и родственники, и другие соплеменники, обучают его нор­мам поведения, нравам, трудовым приемам. По мнению Эриксона, в традиционной культуре крестьянской Рос­сии в воспитании детей принимали участие не сами ро­дители, а вся большая семья, «представителем образа матери периода младенчества являлась бабушка». В Со­ветском Союзе главным социализитором являлось само государство, поэтому его граждане претендовали на учас­тие в воспитании чужих детей. А обычай индейцев юрок оставлять ноги мла­денца в колыбели открытыми приводит к тому,что они рано начинают ползать, проявляют повышенную актив­ность и самостоятельность во взрослой жизни. Если культура племени мундугуморов не поощряет ласковое и любящее отноше­ние к детям, а, наоборот, суровость, то в дальнейшем вырастают агрессивные и враждебные люди, склонные к насилию, эксплуатации, даже каннибализму. Если дети в племени арапешей живут в обстановке до­брожелательности и заботливости, если их защищают от агрессии и драк, то из младенцев постепенно формирует­ся базовая личность добродушного, кроткого взрослого.

5.      Американский культурантрополог Р.Ронер выделил 3 типа возможного отношения родителей к ребенку (по­нимание и любовь; враждебность и агрессия; безразли­чие, равнодушие, отвержение), которые в разной степе­ни характеризуют культуры и определяют особенности народа. В среднем большинству культур присущ доста­точно высокий уровень родительского принятия и забо­ты о детях. В разный культурах имеется свой уровень родительского контроля, родительской строгости или все­дозволенности. В культурах, где родительский контроль превалирует, например в Корее, он воспринимается деть­ми как норма, как родительская заботливость, а вовсе не как отвержение и отсутствие любви. В тех же культу­рах, где, как в современной Германии, высоко ценится снисходительное отношение родителей к детям, строгий контроль воспринимается детьми как отвержение.

6.      Внимание этнопсихологов обращено на степень представленноети в культурах шести основных измерений воспитания детей: послушание (т.е. обучение их подчи­няться взрослым); ответственность за порученное дело, за свое пропитание или домашние дела; заботливость (обучение детей помогать младшим братьям, сестрам, больным и старикам); стремление к достижениям (обу­чение не боятся условий соревнования с другими чле­нами общности и добиваться высоких результатов и ус­пехов); самостоятельности (способность заботиться о себе и быть независимыми в удовлетворении своих потреб­ностей); общая независимость (обучение детей свободе от контроля и надзора). В общем виде все эти парамет­ры воспитания можно свести к двум полюсам: один пол­юс — обучение уступчивости (послушанию, ответствен­ности, заботливости), а другой полюс — обучение само­утверждению (стремление к достижениям, самостоятель­ности, независимости). Все культуры можно проранжировать от ориентиро­ванных исключительно на воспитание уступчивости до ориентированных на воспитание прежде всего стремле­ния к самоутверждению. Можно предположить, что эт­ническая общность выбирает ту или иную практику вос­питания в зависимости от качества необходимых для вы­живания во взрослой жизни. Впрочем, самоутверждение и  послушание не обяза­тельно исключают друг друга. Так, в японской культуре традиционное воспитание направлено на формирование дисциплинированности и послушания, но и одновремен­но на формирование стремления к достижениям. Толь­ко, в отличие от американца, японец в процессе социа­лизации прочно усваивает, что для достижения жизнен­ного успеха послушание полезнее независимости. С са­мого детства ребенок в Японии осознает подчиненность своих желаний интересам группы и любыми средствами стремится избежать позора для себя и своей семьи.

7.      Стиль воспитания, принятый в той или иной культу­ре, зависит от многих факторов: от содержания преобла­дающей хозяйственной деятельности, от социальной структуры общества, от структуры семьи и др. Тип культуры и стиль воспитания приводит к закреп­лению определенных форм поведения детей и взрослых. По шкале с полюсами зависимости — доминантности и за­ботливости — ответственности дети из сложных культур

(США, Япония, Индия) имели более высокие показатели на полюсе зависимости — доминантности и более низкие — на полюсе заботливости — ответственности, чем дети из простых культу) (Филиппины, Мексика, Кения). Т.е. в поведении маленьких американцев, японцев, индий­цев чаще встречались эгоистические поступки типа «ищет помощи и внимания» (зависимость) и «ищет господст­ва* (доминантность). А маленькие филиппинцы и мек­сиканцы чаще предлагали «помощь и поддержку» (за­ботливость) и «ответственно советовали» (ответствен­ность). Таким образом, в простых культурах большое значение приобретают нормы родственной и соседской взаимопомощи, развиваются коллективистские черты личности, дети привыкают помогать родителям в повы­шении экономического благополучия семьи и в заботе о младших, В сложных же культурах со множеством раз­личных социальных ролей и иерархической структурой, где даже родственники зачастую выступают в качестве конкурентов, у детей воспитывается умение добиваться помощи при достижении своих целей, эгоистическая до­минантность, дух соперничества, конкуренции. В куль­турах, где сохранились традиции большой семьи, состо­ящей из нескольких поколений: интересы которых мог­ли не совпадать и требовалась авторитарность для со­хранения порядка в семье (Индия, Кения, Япония), дети чаще проявляли агрессию — делали замечания, напада­ли, стремились командовать младшими братьями. В стра­нах, где преобладают нуклеарные семьи (США, Мекси­ка, Германия), не требуется проявлять авторитарное по­ведение в семье, и дети усваивают в большей степени дружеские формы поведения.

8.      Сравнительные исследования канадского ученого У. Ламберта особенностей воспитания в 11 странах и наро­дах показали, что строгость родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социально­го положения. Во всех странах родители-рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что, видимо, является функциональ­ным для воспитания послушания у будущих наемных работников, которым придется подчиняться и во взрос­лой жизни. А в этническом плане японские родители были более терпимы к детям во всех ситуациях, кроме приучения детей к гигиене. На втором месте — амери­канские родители, проявлявшие больший либерализм и терпимость, чем европейцы.

9.      В разных культурах имеются свои отличительные от­ношения к периоду отрочества, когда происходит форми­рование новой социальной идентичности подростка, пере­ход к статусу взрослого. В разных этносах не совпадают даже его временные границы: «для пятнадцатилетнего древнего грека еще продолжалось детство, для туркмена и украинца начиналась молодость, а чуваш считался уже «полным мужиком» (Павленко,Таллин, 1993). Период вхождения во взрослую жизнь значительно короче в тра­диционных обществах, где ребенок с раннего детства вклю­чен в посильный труд и осваивает основные бытовые и хозяйственные навыки, необходимые взрослому уже к 10-12 годам.У подростков в традиционный культурах и пе­риод полового созревания проходит бесконфликтно, в от­личие от индустриальных обществ, где период между пол­овым созревание и началом взрослой жизни является пе­риодом конфликтов и потрясений вследствие резкого от­личия норм поведения детей и взрослых. Во многих культурах существуют специальные обря­ды инициации — перехода подростка в мир взрослых, полноправных членов племени. При анализе 183 куль­тур, являющихся аналогами первобытности, инициации мальчиков были обнаружены в 63, инициации девочек в 85 культурах. Вариации мужских инициации разнооб­разны: они могут быть кратковременными или длитель­ными, могут носить праздничный характер или сопро­вождаться физическими лишениями, болью, даже риту­альной генитальной хирургией (обрезание, насечки, та­туировки), могут включать специальное обучение навыкам  мужской работы, религиозным ритуалам, традици­ям этнической общности, приобщение к социальным и политическим нормам, регулирующим жизнь племени.

10.  Культурантропологи не только классифицируют об­ряды инициации, существующие у разных народов, но и пытаются выявить их психологические функции. М. Мид в качестве психологической функции инициации рассматривала цель высвобождения мальчика из-под влияния матери и власти женщин, а психоаналитики предполагают, что инициации призваны разрешать эди­повы конфликты, преодолевать влечения инцеста и пред­упреждать бунт против отца.  И конечно, всегда иници­ации выполняют социальную функцию — отлучение от статуса ребенка, подготовка к новому статусу взрослого и прием в общество взрослых как полноправного чле­на. Обряды инициации являются важным элементом со­циализации, они способствуют осознанию личностью своей принадлежности сразу к нескольким группам: присвоение сексуальной идентичности как сексуально-зрелого индивида; формирование идентичности в качес­тве члена группы сверстников; формирование гендер­ной идентичности — осознание себя мужчиной в качес­тве члена высокостатусной группы — избранного муж­ского клана; формирование социальной идентичности — осознание себя в качестве полноправного члена об­щины, укрепление чувства сплоченности племени, при­нятие древних порядков, как священных и незыблемо­го наследия предков». Поэтому инициации требуют от подростка полной покорности и подавляют проявления самостоятельности и инициативы, чтобы обеспечить еди­нение подростка с этнической общностью, поддержи­вая связь поколений в обществе. Но в основе обрядов инициации лежит все-таки классификация людей по полу и формирование прежде всего гендерной идентич­ности. Поэтому не следует удивляться исчезновению инициаций в более сложных социальных и культурных сис­темах. В современном западном обществе взросление представляет собой серию автономных друг от друга со­циальных переходов (гражданское совершеннолетие, на­чало трудовой деятельности, вступление в брак), а гендерная идентичность утратила былое значение и усту­пила место другим, социальным идентичностям (этни­ческой, профессиональной, классовой).

11.  Этническая адаптация. С древности до наших дней происходит установление контактов между представителями разных народов: пе­реселенцы, мигранты, визитеры, туристы встречаются с новыми странами, культурами, с трудностями межнаци­онального общения и взаимодействия, с трудностями по­нимания, принятия и адаптации к новой культуре. Со­вместная деятельность, проживание, учеба, досуг, крат­ковременное знакомство с культурой страны и народа — разные формы межнациональных контактов. Даже при самых благоприятных условиях контакта, например при постоянном взаимодействии, совместной деятельности, частых и глубоких контактах, относительно равном ста­тусе, отсутствии явных различительных признаков, у пе­реселенца или визитера могут возникать сложности и напряженность при общении с представителями страны пребывания.Тоска по родине — нередкость у эмигран­тов. По данным социологического опроса у тех, кто вы­ехал из бывшего СССР за последние годы, ностальгия по родине отмечается у 68% переселенцев в Канаде, у 72% в США, у 87% в Израиле. Межкультурная адаптация — сложный процесс, бла­годаря которому человек достигает соответствия (совмес­тимости) с новой культурной средой. Выделяют внутрен­нюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удов­летворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии человека в социальной и культурной жизни новой группы. Используют понятие « аккультурация » — это резуль­тат длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих групп, т.е.  это процесс изменения в культуре группы.

12.   Понятие «психологическая аккультурация» означает процесс изменения в психике человека, изменение его ценностных ориентации, ролевого поведения, социаль­ных установок и этнических стереотипов тех представи­телей, чья группа подвергается общей аккультурации. Исследования процесса приспособления к новой куль­турной среде показывают, что далеко не всегда человек легко и быстро адаптируется, напротив, очень вероятны патологические феномены (невротические и психосома­тические расстройства, отклоняющееся и преступное поведение). Процесс адаптации визитеров к новой куль­туре состоит из 5 этапов: первый этап, называемый «ме­довым месяцем», характеризуется энтузиазмом, припод­нятым настроением, интересом к стране и большими на­деждами. Но этот этап быстро проходит, а на втором эта­пе непривычная окружающая среда начинает оказывать негативное воздействие, человек сталкивается с небла­гоприятными или трудными внешними обстоятельства­ми, неудачными попытками общения с местным населе­нием. Возникает чувство взаимного непонимания с мес­тными жителями и неприятия их, все это приводит к замешательству, разочарованию, фрустрации. Это состо­яние называют «культурным шоком», т.к. человек не может «вписаться» в чужую культуру, пытается убежать от реальности, общаясь преимущественно с земляками и обмениваясь с ними впечатлениями об «ужасных мест­ных порядках». Термин «культурный шок» был введен американским антропологом К.Обергом, который исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами — потерей друзей и статуса, отверженностью, удивлением, непониманием, дискомфортом при осознании различий между культурами, путаницей в цен­ностных ориентациях. Культурный шок проявляется в том, что человек испытывает недостаток уверенности в себе, неловкость, дискомфорт при общении. Возникают тревожность, раздражительность, даже страх перед кон­тактом с людьми страны пребывания, могут появляться приступы гнева, враждебности, что отнюдь не способ­ствует гармоничным межличностным отношениям. В это период могут возникать психосоматические расстройст­ва, бессонница, депрессия, злоупотребление алкоголем и наркотиками и даже попытки самоубийства. Культур­ный шок или «стресс аккультурации» — закономерный этап, он подготавливает человека к необходимости при­нять и понять новые ценности и модели, свойственные данной стране и народу. На третьем этапе симптомы культурного шока могут достичь критической точки, что проявляется в чувстве беспомощности и даже болезнях. Не сумевшие успешно адаптироваться в новой среде визитеры-неудачники «вы­ходят из нее» — возвращаются домой раньше положен­ного срока».  Однако чаще на этом этапе визитеры осозна­ют необходимость изучать язык, местную культуру и мо­дели поведения и начинают постепенно преодолевать меж­культурные различия. На четвертом этапе депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения, человек чувствует себя более приспособленным к жизни в данной стране. Пятый этап характеризуется полной и долгосрочной адаптацией, происходят стабильные изменения челове­ка, его моделей поведения в ответ на требования среды. Эти 5 этапов адаптации формируют U-образную кри­вую: хорошо, хуже,плохо, лучше, хорошо.


 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 27 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024