Тезисы лекции:
1.
Если
психология — наука, то на психологический метод распространяются все
требования к научному методу.
2.
Наука —
это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое
знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность,
полезность, эффективность научного знания считаются производными от его
истинности. Ученый, а точнее, научный работник, — это профессионал, который
строит своею деятельность, руководствуясь критерием «истинность—ложность». Кроме
того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на
сегодняшний день научным методом.
3.
Методология
– есть совокупность методов той или иной науки, а также учение о способах
постижения и объяснения действительности.
4.
Результатом
научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания
процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы,
графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается
открытие законов — теоретическое объяснение действительности.
5.
Научное
познание не исчерпывается теориями. Все виды научных результатов можно
условно упорядочить на шкале «эмпирическое — теоретическое знание»:
единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон,
теория.
6.
Наука как
система знания и как результат человеческой деятельности характеризуется
полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая деятельность
прежде всего характеризуется методом.
Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в
научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой
деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Научный метод - совокупность приемов и
операций практического и теоретического освоения действительности, признанный
научным сообществом.
7.
Взяв за
образец естественнонаучный эксперимент, психологи конца XIX — начала XX в.
перенесли основные требования к экспериментальному методу на почву
психологии.
8.
Любая
теория есть временное сооружение и может быть разрушена. Отсюда — критерий
научности знания: научным признается такое знание, которое может быть
опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для
опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может
быть научным. Каждая теория — всего лишь предположение и может быть
опровергнута экспериментом. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем —
мы можем только предполагать».
9.
С позиций
критического рационализма (так характеризовали свое мировоззрение Поппер и
его последователи) эксперимент — это метод опровержения правдоподобных
гипотез. Из логики критического рационализма исходят современная теория статистической
проверки гипотез и планирование эксперимента. Принцип потенциальной
опровержимости научной теории Поппер назвал принципом фальсифицируемости.
10.
Нормативный процесс научного исследования
строится следующим
образом:
1. Выдвижение гипотезы (гипотез).
2. Планирование исследования.
3. Проведение исследования.
4. Интерпретация данных.
5. Опровержение или
неопровержение гипотезы (гипотез).
6. В случае опровержения старой
— формулирование новой гипотезы (гипотез).
О чем говорит эта схема? В
первую очередь о том, что в структуре научного исследования содержание
научного знания является величиной переменной, а метод представляет собой
константу.
Ученых сплачивает в научное
сообщество не следование какой-то идее, верованию, теории, а приверженность
единому методу получения нового знания.
Но метод, вытекающий из модели
науки, предложенной Поппером, как раз нового знания дать не может; он лишь
способен опровергнуть старое знание или оставить вопрос открытым для
дальнейшей критики. Такой подход напоминает отсрочку приговора.
11.
Новое
знание рождается в форме научного предположения — гипотезы, через призму
которой ведется интерпретация данных. А выдвижение гипотезы, построение
модели реальности и теории — это процессы интуитивные и творческие. Они
находятся за пределами рассмотрения теории научного эксперимента.
Эксперимент, рассматриваемый с
этих позиций, является лишь методом отбора, контроля, «выбраковки»
недостоверных предположений. Новое знание добывается иными путями:
эмпирическое — наблюдением, а теоретическое — путем рациональной обработки
интуитивных догадок.
12.
Помимо
метода в конструкции научного исследования присутствует еще одна непременная
составляющая, а именно — проблема,
«рамка», в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация, и сам метод.
Поппер неоднократно отмечал,
что в ходе развития науки изменяются и гипотезы, и теории. С изменением
парадигмы пересматривается метод, появляются новые проблемы, но остаются и
старые, углубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования.
Критический рационализм ничего
не говорит о том, откуда берется новое знание, но показывает, как умирает
старое.
Итак, парадигма современного
естествознания стала основой психологического метода.
13.
От любой
другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями,
средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель
науки — постижение истины, а способ постижения истины — научное
исследование.
|