1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Психологическая помощь

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№7

 

          Модуль 2. Виды и формы психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия. Организация и условия оказания психологической помощи.

 

План лекции:

         Сущность и принципы психологической коррекции. Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками.

 

 

Тезисы лекции:

1.        Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида (Б.П. Карвасарский). Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х гг., когда психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образования более подготовлены к такого рода деятельности, в частности в области групповой психотерапии. Однако психотерапия является лечебной практикой, которой по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование. Поэтому распространение термина П. к. в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — П. к. Тем не менее вопрос о соотношении понятия «психотерапия» и П. к. остается открытым и сегодня, и здесь можно указать две основные точки зрения. Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий П. к. и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что П. к. как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (где можно указать три основные области ее применения: психопрофилактика, собственно лечение — психотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую П. к. Другая точка зрения основана на том, что П. к. преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики (комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения нарушений психологического здоровья, их хронизации, реабилитации клиента) на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения П. к. представляется в определенной степени искусственным. В практической психологии можно говорить не о коррекционном направлении деятельности, а более широко – о коррекционно-развивающем, то есть направленном не только на «приведение развития к норме», но и на организации зоны ближайшего развития.

2.     Сопоставление понятий П. к. и «психологическое вмешательство» (интервенция) обнаруживает очевидное сходство. П. к., так же как и психологическое вмешательство, понимается как целенаправленное психологическое воздействие, реализуется в различных областях человеческой практики и осуществляется психологическими средствами. Можно лишь указать, что в отечественной литературе более распространенным является понятие П. к., а в зарубежной — «психологическое вмешательство». Все же более предпочтительным представляется термин «психологическое вмешательство». Следует также подчеркнуть, что как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами П. к., что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов П. к. и психотерапии, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают друг друга.

3.     Следует также дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопси­хологом, дефектологом, психоневрологом, психиатром.

4.     Психологической коррекция - деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих его оптимальной модели, которая отражает возрастную норму и обусловливается индивидуальными возмож­ностями ребенка. Психокоррекционная работа в учреждении образования пред­ставляет собой совокупность психолого-педагогических воздей­ствий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Она осуществляет­ся в двух взаимосвязанных формах: симптоматической, направ­ленной на отдельные отклонения, и этимологической, ориенти­рованной на источники и причины этих отклонений.

5.     Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Ответить на эти вопросы можно определив норму психического развития, для чего необходимо провести ее анализ в трех уровнях (Г.С.Абра­мова):

на нейрофизиологическом уровне психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления на основе знаний о функциональной организации мозга, об основных принципах ло­кализации психических функций и локальных поражениях мозга;

общепсихологический анализ предполагает использование дан­ных об основных закономерностях и механизмах функционирова­ния психики;

возрастно-психологический уровень позволяет конкретизировать полученные данные соответственно возрасту и индивидуализиро­вать их в применении к конкретной личности.

6.     Методологические подходы к проблеме психокоррекции, при­нятые за рубежом, можно разделить на две большие группы — психодинамические и поведенческие — в зависимости от ориента­ции на ту или иную парадигму предмета психологии — сознание или поведение. Указанные подходы обусловливают цели, страте­гии, тактики и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками.

В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, а также детский психоанализ. Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентно­сти (тренинг поведения), модификации поведения через измене­ние образа мыслей (когнитивная терапия), развития саморегуля­ции (скилл-терапия).

Деятельностный подход, сформировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе, предполагает коррекцию за счет организации специального обучения деятельности, в ходе которой подвергающийся коррекции человек овладевает психоло­гическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществ­лять контроль и управление внутренней и внешней активностью (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин).

Психологическим механизмом психокоррекции является интериоризация, т.е. превращение внешней деятельности (копирование образцов, выполнение инструкций, указаний и т.п.), ее «вращивание» во внутреннюю (Л. С. Выготский).

В рамках этого направления были разработаны методика пла­номерного формирования деятельности, игровая коррекция по­ведения и психогимнастика для детей.

7.     Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: нор­мативности развития, коррекции «сверху вниз» и системности развития психической деятельности. Тактика коррекционной ра­боты, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.

Принцип нормативности основан на закономерностях психиче­ского развития, значении последовательности его стадий для фор­мирования личности ребенка. Он постулирует существование неко­торой «возрастной нормы» развития как своеобразного эталона.

Принцип коррекции «сверху вниз» ставит в центр внимания со­здание зоны ближайшего развития личности и деятельности ре­бенка. Воплощение данного принципа требует учета двух момен­тов. Во-первых, такая коррекция должна строиться как целена­правленное формирование психологических новообразований, со­ставляющих сущностную характеристику возраста. Во-вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», имеющей своей целью уп­ражнение и упрочнение того, что уже достигнуто ребенком, кор­рекция «сверху вниз» носит опережающий, предвосхищающий ха­рактер, активно формирует то, что должнобыть достигнуто ре­бенком в ближайшей перспективе.

Принцип системности обусловливает необходимость учета слож­ного системного характера психического развития в онтогенезе.

Деятельностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий и, во-вторых, зада­ет способы коррекционной работы через организацию соответ­ствующих видов деятельности ребенка путем формирования обоб­щенных способов ориентировки.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тре­нировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по со­вершенствованию психической деятельности, а как целостная ос­мысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в сис­тему его повседневных жизненных отношений (Т. В.Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г.Лидере).

8.     Поскольку психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии разной этиологии, в практи­ке работы используются различные модели, объясняющие причины  трудностей   развития   ребенка:

биологическая модель связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органического созревания;

медицинская модель выносит проблемы в область аномального развития;

педагогическая модель видит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей;

социально-психологическая (интеракционистская) модель объяс­няет возникновение проблем развития дефицитарностью среды, социальной и сенсорной депривацией ребенка;

психологическая {деятельностная) модель ориентирует поиск причин в несформированности ведущей и других типичных для конкретного возраста типов деятельности.

Цели коррекционной работы определяются исходя из понима­ния психического развития ребенка как активного, деятельност­ного процесса. В связи с этим их постановка связана с организа­цией различных видов деятельности ребенка, развитием его пси­хической активности, формированием психических новообразо­ваний и оптимизацией социальной ситуации развития.

9.     Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками.

Объект психокоррекции — это отдельные сферы личности, под­вергающиеся изменению, ее предмет — та психическая реаль­ность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. По содержанию можно выделить общую личностную коррек­цию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений.

Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию лич­ностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по пре-

одолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентифика­ции и других негативных личностных проявлений.

Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита вни­мания, выработку когнитивных стилей.

Коррекция эмоциональной сферы связана, со снижением психо­эмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопас­ного эмоционального реагирования и формирование навыков эмо­ционального контроля поведения у ребенка.

Коррекция волевой сферы ~ это развитие произвольности пси­хических процессов, формирование целеполагания. мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление неза­вершенности действий ребенка.

Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внут­ренней позиции ребенка, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей "поведения, навыка­ми саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных сте­реотипов.

Коррекция игровой или учебной деятельности направлена на раз­витие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.

Коррекция отношений ребенка предполагает изменение, социаль­ной ситуации развития, ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлек­сии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.

10. По сведениям Г. В.Бурменской, О. А. Карабановой и А.Г.Лидерса, максимальное число обращений к психологу падает на до­школьный и младший школьный возраст (80 %). Содержание коррекционной работы исследователи связывают с наиболее типич­ными  трудностями  детей:

несоответствием уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;

неготовностью к школьному обучению, неуспеваемостью, низ­кой познавательной и учебной мотивацией;

негативными тенденциями личностного развития, коммуни­кативными проблемами;

неорганизованностью поведения, низким уровнем произволь­ной регуляции;

эмоциональными нарушениями поведения;

дезадаптацией в детском саду, школе, семье.

Коррекция умственного развития:

развитие восприятия, сенсорных способностей;

развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мыш­ления;

развитие начальных функций произвольного внимания и па­мяти;

развитие речи (в рамках логопедической помощи);

развитие познавательной мотивации.

Коррекция готовности ребенка к обучению:

коррекция внутренней позиции ребенка;

формирование общей успеваемости (положительная мотива­ция, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);

коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);

речевая коррекция (чтение);

коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика).

Коррекция неорганизованности поведения.

1.  Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выде­лить, осознать, принять и выдержать цель действия:

четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;

удержание образца «на виду»;

выделение поэтапных подцелей;

обеспечение достижения цели и одобрения успеха;

перенос успеха на самостоятельное поведение;

перенос произвольной регуляции'на фрустрирующую ситуацию.

2.  Операционно-регулятивный блок (планирование и конт­роль) — неумение планировать пути достижения цели как по со­держанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения:

совместное со взрослым планирование содержания и последо­вательности операций по достижению цели;

предметное и знаковое моделирование пути действия;

овладение различными способами планирования (готовая схе­ма, моделирование, план-схема);

распределение функций в кооперативных формах деятельно­сти;

формирование мотивационной готовности к деятельности;

формирование действий самооценки и контроля через исклю­чение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований;

последовательная передача функций планирования, контроля и оценки ребенку.

Коррекция личностного развития.

1.   Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, род­ственниками:

разъяснительная коррекционная работа с родителями и педа­гогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания; родительский тренинг (повышение родительской компетент­ности); тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности); коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства); организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).

2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспита­телями, учителями:

коллективные игры (справедливое распределение ролей и ре­гуляция отношений); игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрес­сивного заряда); социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым).

3.  Проблемы самооценки, тревожность,'повышенная эмоцио­нальная напряженность, пассивность, конформизм:

психогимнастика; холдинг-терапия; арттерапия; психодрама и другие формы десенсибилизации.

Психокоррекционная работа в случаях комплексной дез­адаптации ребенка может носить комплексный либо симпто­матический характер, направленный на дефицитарные области развития, поведения и общения ребенка.

11. В подростково-юношеском возрасте содержатель­ная проблематика, требующая коррекционных усилий психоло­га, представлена следующим образом:

акцентуации характера; нарушения поведения; трудности подростково-юношеского возраста; эмоционально-личностные проблемы; психофизический инфантилизм; социально-педагогическая запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности); нарушения социально-психологической адаптации.

Для подросткового возраста в большей степени подходят груп­повые формы коррекционной работы (кроме решения эмоцио­нально-личностных проблем).

 

Основная литература:

1.      Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

2.      Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия (2-е изд.), 2000 г. [Электронный ресурс]

 

 

Орлов А. О.

www.1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024