1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№4

 

Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как  научной дисциплины.

 

План лекции:

История идей этнопсихологии. Древний период (Гиппократ, Геродот). Первые теоретические представления (Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, И. Кант, Д. Юм, Г. Гегель, др.). Географическое направление. Деятельность Русского географического общества. Вклад русских ученых в становление и развитие этнопсихологии (М. Ломоносов, Н. Новиков, П. Чаадаев, П. Ковалевский, Г. Шпет, Д. Кавелин и др.).  Выделение этнопсихологии как самостоятельной науки в 19 веке (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Психологическое направление в этнологии в 30-е годы 20 в. (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид, Р. Линтон). Культура и личность. Психологическая антропология.

 

 

Тезисы лекции:

1.      Еще в древности возникли идеи, что различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом страны (Гиппократ). Как только люди стали путешествовать и торговать, появились опи­сания нравов и особенностей народов других стран. Ге­родот в 400 годы до н.э. стал основателем исто­рии и этнографии, он описывал особенности жизни и истории народов, с которыми знакомился во время путе­шествий.

2.      Первые теоретические представления о понятиях «на­ция», «народ», «национальный характер», «интерес на­ции» получили рассмотрение в трудах мыслителей XVI-XVIII вв. Н. Макиавелли, Монтескье, И. Канта. Д. Юма, Г. Гегеля, И. Фихте, И. Гердера, К. Гельвеция и других. В них были подняты вопросы об «интересе нации» как высшем интересе общества, о национальном единстве и независимости, требующих сильного государства, постав­лены вопросы о том, почему один народ отличается от другого, какие факторы способствуют этому. В XVIII веке французские просветители (Ш. Мон­тескье) ввели понятие «дух народа» и объясняли его обусловленность прежде всего географическими факторами, климатом, а также религией, обычаями, примерами про­шлого. Именно климат, считали они, способен опреде­лять специфические особенности разных народов, напри­мер, «северные народы отважны», а «южные народы из жарких стран ленивы, не способны к подвигам, но над­елены живым воображением». В XVIII веке немецкий философ И.Г.Гердер объяснял специфику национальных психических особенностей влиянием климата, ландшафта, образа жизни и воспи­тания, общественного строя и истории народа. Душу на­рода можно узнать через его чувства, речи, дела, через изучение его устного народного творчества.

3.      В XIX веке возникли основы для становления этноп­сихологии как самостоятельной науки благодаря рабо­там немецких ученых М Лацаруса, Г.Штейнталя, кото­рые в 1859 г. стали издавать «Журнал психологии наро­дов и языкознания». По мнению Лацаруса, народ — есть совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу, т.е. люди оп­ределяют себя принадлежащими к определенному наро­ду субъективно. А народный дух — это психическое сход­ство людей, их единое самосознание. Народный дух про­является в языке, нравах, обычаях, традициях, поступ­ках, песнопениях. Основными задачами этнопсихологии являются: поз­нание психологической сущности народного духа; откры­тие законов, но которым совершается внутренняя дея­тельность народа в жизни, искусстве, науке; выявление основных причин возникновения, развития и уничтоже­ния особенностей какого-либо народа. Множество инди­видов составляют народ только тогда, когда дух народа связывает их в единое целое. Психология народов при­звана изучать воображение, мышление, нравственность, мировоззрение не отдельного человека, а целого народа, обнаруживая их в народном творчестве, религии и прак­тической жизни.

4.      Говоря о различиях в психологическом облике наро­дов, К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что эти народы живут в неодинаковых экономических и приро­дных условиях, находятся на разных стадиях обществен­ного развития, и поэтому их национальное сознание раз­личается, т.к. сознание отражает бытие, реальный про­цесс их жизни. Энгельс подчеркивал, что психология на­ции является результатом исторического развития и на формирование национальных черт психологии преиму­щественно влияют экономические и социально-полити­ческие условия жизни.

5.      В России зарождение этнопсихологии связано с дея­тельностью Русского географического общества, которое в этнографии выделяло раздел «психической этногра­фии», фиксировало умственные и нравственные способ­ности людей, принадлежащих разным народам, их силу воли и характера, изучало устное народное творчество: былины, сказки, песни, пословицы.  Русская традиция изучения проблем национальной психологии связана с именами великих русских ученых — М. Ломоносова, Н. Новикова, П. Чаадаева, П. Кова­левского, Г. Шпета и др.

6.      Историк и философ К. Д. Кавелин предложил объек­тивный метод изучения народной психологии по продук­там духовной деятельности — памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. По его мнению, зада­ча психологии народов — выявлять общие законы пси­хической жизни на основе сравнения однородных явле­ний и продуктов духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в разные зпохи его историчес­кой жизни.

7.      Многие мыслители (П.Я.Чаадаев, Н.Г.Чер­нышевский, В.О.Ключевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердя­ев, Н.О.Лооский, П.Сорокин) пытались раскрыть само­бытность «русской души», русского национального ха­рактера.

8.      Русский ученый по языкознанию А.А.Потебня под­черкивал, что именно язык обуславливает приемы умственной работы, и разные народы, имея разные языки, формируют мысли своим, отличным от других, спосо­бов. Именно единство языка объединяет людей в народ. Связывая народность с языком, А.Потебня считал, что древнейшие традиции народа следует искать именно в языке.

9.      Немецкий исследователь В. Вундт на границе Х1Х—XX веков явился создателем не только первой в мире экспе­риментальной психологической лаборатории, но и твор­цом десятитомного научного труда «Психология наро­дов». Вундт в качестве содержания «души народа» рас­сматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, которые проявляются прежде всего в языке, мифах, обычаях народа. Язык содержит общую форму живущих в душе народа представлений и законы их связи; мифы первобытное миросозерцание народа, в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Обы­чаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. Изучая язык, мифы, обычаи народа, можно выявить общие законы народного.духовного раз­вития. Вундт считал, что наука о душе народа или эт­нопсихология, призвана объяснять общие законы разви­тия этой души, А описывать психические свойства, от­дельных народов должна этнология, являющаяся для психологии вспомогательной дисциплиной.

10.  В 20-е годы XX века в России философ Г.Г.Шпет пред­принял попытку создать этническую психологию как отрасль психологии, изучающей такие проявления ду­ховной жизни человека как язык, мифы, верования, ис­кусство. Язык, мифы, нравы, искусство, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные пере­живания, которые являются типическими коллектив ными переживаниями. И этническая психология должна изучать эти типические коллективные пережива­ния, эту эмоционально окрашенную систему представлений, миропонимании, присущую той или иной общнос­ти людей, т.е. ответить на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?  Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к конкретному народу опреде­ляется не биологической наследственностью, а сознатель­ным приобщением к тем культурным ценностям и свя­тыням, которые образуют содержание истории народа. Единство человека с народом обоюдно, т.е. сам человек оценивает себя как представителя строго определенного народа, а с другой стороны, необходимо, чтобы группа признала человека членом своей этнической общности.

11.  В 30-е годы в Америке сложилось психологическое направление в этнологии, названное «Культура и лич­ность» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид, Р. Линтон), которое стремилось выявить связи между внут­ренним миром человека и культурой, выяснить, как че­ловек действует, мыслит, чувствует в условиях культур­ного окружения. Р. Бенедикт показывает, что индивид, культура и общество неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. Специфика культуры определяет и тип личности, «культура навязывает определенные стили поведения, включая позы и жесты».

12.  Р. Бенедикт попыталась создать типологию культур в зависимости от преобладающей культурной доминанты. Она выделила несколько типов культур: аполлоническая культура (созерцательно-логическая, интеллектуаль­ная культура, которая ценит умеренность, сбалансиро­ванность, воспитывает в детях ответственность перед об­ществом, стремление к кооперации); дионисическая куль­тура (эмоционально-буйная, поощряющая крайности, безумства, бесстрашие, жестокость, независимость); па­раноидальная культура (с преобладанием подозритель­ности, недоверия, враждебности и конфликтности меж­ду соседями,поселениями).

13.  А. Кардинер старался выявить, как происходит взаи­модействие культуры и личности. Он считал, что имен­но способы ухода за маленькими детьми отличаются в разных культурах и налагают неизгладимый отпечаток на личность взрослого. Например, особенности русского национального характера — терпение и послушание — он связывал с практикой длительного тугого пеленания, принятого в русских семьях. Кардинер ввел в науку по­нятие «базовая личность» — это основная личностная структура, которая формируется культурой; это те склон­ности, представления, формы поведения и способы свя­зи с другими людьми, которые сформированы у челове­ка культурой и позволяют ему достигать удовлетворен­ности и стабильности в рамках существующего общества и культуры.

14.  Позднее Р. Линтон отказался от абстрактного поня­тия базовой личности в пользу статистического понятия модальной личности. Это понятие выражает наиболь­шую распространенность (моду) типа личности в культу­ре. Это не «средняя» личность, а чаще всего встречаю­щаяся. Модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся. Концепция мультимодальных обществ утверждала, что каждый на­род представлен не одной модальной личностью, а не­сколькими, с переходными формами между ними.

15.  В 60-е годы XX века появились предложения переименовать этнопсихологию в пси­хологическую антропологию, подчеркивая ее междисцип­линарный характер, т.к. наряду с психологическими результатами исследований необходимо использовать данные философии и социологии. Имеющиеся у людей социальные представления совпадают у большинства членов одной и той же культуры, эти представления существуют в со­знательной и бессознательной форме и управляют дей­ствиями людей. При изучении социальных представле­ний народа используется культурно-специфический подход, т.е. в психологической антропологии использу­ются методы наблюдения и понимания естественных ситуаций жизнедеятельности этнической группы в полевых условиях, методы погружения ученого-этнолога в чужую изучаемую культуру. Основными направлениями психо­логической антропологии являются; исследование наци­онального характера; исследование социализации детей (этнография детства); анализ нормы и патологии в разных культурах.

 

 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 6 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024