1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№8

 

Модуль 3. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций.

 

План лекции:

Феномен народной педагогики. Связь народной и научной педагогик. Взаимоотношения с природой как источник народной педагогической мысли. Принцип гармонии, триада «ум – доброта – трудолюбие». Религия как источник народной этики. Христианская этика и мораль. Десять заповедей – основа христианской морали.

 

 

Тезисы лекции:

1.                  Этнопедагогика — сравнительно «молодая» ветвь пе­дагогической науки. Системные исследования в этой об­ласти начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания на­шла отражение и в педагогических работах К. Д. Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П. И. Ковалевского. Проана­лизировав педагогическое наследие различных народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа — своя система воспитания. Опыт других наро­дов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемир­ной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педаго­гической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пи­тать собственные силы».

2.                  Народная педагогика — это духовный феномен, при­сущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, уста­новки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической де­ятельности народа.

Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С одной сторо­ны, классическая научная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методи­ческий инструментарий научной педагогики.

За рубежом народные воспитательные традиции еще в начале XVII в. стал обобщать Я. А. Коменский. Его «Чешская дидактика» стала предшественницей «Вели­кой дидактики». В советское время парадигма этнопедагогики базировалась на идеологическом подходе, и ее определяющим фактором был язык. При изучении этнопедагогики за основу принимался только национальный исторический опыт. В редких случаях интегрировался опыт народного вос­питания, накопленный этносами одной языковой груп­пы, например, адыго-черкесской. Такой сугубо националь­ный подход нельзя признать объективным.

3.         П. А. Кропот­кин, как и другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия — главные истоки нрав­ственности. Таким образом, при изучении этнопедагогики истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая на­ука освободилась от идеологических императивов, необ­ходима объективная интерпретация народных воспита­тельных традиций.

Интерес к народной педагогике не является случай­ным, ибо она — часть духовной культуры народа, фор­мирующей основы этики и морали. Как это ни удиви­тельно, но принципы народной педагогики на всех мате­риках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориенти­ров. Это так важно знать каждому из нас в век межна­циональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей.

История знает немало случаев, когда в силу ряда при­чин небольшая этническая группа попадала в инонацио­нальное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала ей сохранить родной язык, этничес­кое самосознание, чувство этнической общности и наро­дные традиции. Один из примеров — история казаков-некрасовцев. После поражения булавинского восстания 1707—1709 гг. они во главе с атаманом Игнатом Некра­совым покинули Родину и поселились частично на Куба­ни, а частично — в Турции, около озера Маныс. Старооб­рядцы по вере, они в иноязычной и иноконфессиональ-Ной среде сохранили свой язык, обычаи, фольклор предков, одежду. Интегрирующей была вера. Связующей нитью разбро­санных по всей планете 16 млн. евреев является иуда­изм — одна из древнейших религий мира, сложившаяся еще в XIII веке до новой эры.

По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успе­хов в педагогике необходимо опираться на систему, со­зданную самим народом, в которой учитываются природ­ные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоя­тельств. Знание устного народного творчества, т. е  отра­женного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития наро­да, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка. В свое время выдающийся итальян­ский философ Джоберти справедливо заметил, что во все времена и повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали из храмов, а воспитание и культура народа — из религии.

4.         Природа и духовное начало воспитательных традиций. Духовность нации — сложное понятие. В русской ре­лигиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстан­ции народа и определяющей роли исторических судеб наций. Судьба нации зависит от ценностных свойств и ка­честв ее ментальной структуры.

В здоровом большинстве своем человек всегда чувство­вал и понимал природу, бережно относился к ней, обо­жествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлени­ями. Это относится как к многочисленным этносам, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков —мир един, человек .— это тоже природа.

В русских семьях оптимальные, с точки зрения эко­логии детства, взаимоотношения с природой, основыва­ющиеся на народном опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной стра­ной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России крестьян­ская семья могла существовать только при условии стро­гого соблюдения принципов рационального природополь­зования и охраны окружающей среды. И, как ни стран­но, эти принципы реализовывались неграмотными рус­скими крестьянами, которые при этом умудрялись мак­симально эксплуатировать природную среду (все земли, леса, неудобья и даже болота были вовлечены в хозяй­ственный оборот).

Такая система не опиралась на научные знания (и не могла опираться), была рассчитана на социальное устрой­ство и экономические возможности русской общины и поддерживалась практически единственным, но мощным стимулом — физическим выживанием семьи и продол­жением рода (женихи и особенно невесты из нехозяй­ственных семей, т. е. не умеющих ладить с природой, котировались очень низко).

Достижение гармонии — многоступенчатый и мно­гогранный процесс, происходящий в условиях измеряе­мых и неизмеряемых явлений. Например, у многих на­родов финно-угорской группы, Сибири, Севера и Кавка­за образ жизни и законы природы слиты в единое целое.

Смысл воспитания — укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на­рода, в конечном итоге — осознание принадлежности к своим корням.

Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс соци­ально-этических качеств.

 В основе народной педагогики лежит триада «ум — доброта —трудолюбие».

В советское время по ряду экономических и социаль­ных причин (отток населения в города, коллективиза­ция, техническое перевооружение сельского хозяйства) зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение экологических принципов природопользова­ния стало на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность традиций пре­рвалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных тра­диций и необходимость бережного к ним отношения.


 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 29 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024