1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№3

 

Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как  научной дисциплины.

 

План лекции:

Национально-психологические особенности (НПО): мотивационно-фоновые, интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, волевые, коммуникативные. Национальное самосознание, его структура. Установка и стереотип как механизмы проявления НПО. Функции НПО: регулирующая и конструирующая.

Этническая идентичность (ЭИ). Этничность. Когнитивный и аффективный компоненты ЭИ. Историческое развитие ЭИ. Негативная и позитивная ЭИ. Факторы, влияющие на формирование ЭИ. Модель двух измерений этнической идентичности. Варианты динамики ЭИ во взаимодействии культур.

 

Тезисы лекции:

1.      Можно выделить следующие национально-психоло­гические особенности:

·         мотивационно-фоновые: степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность. Например, трудолюбие у японцев, американцев и немцев имеет свою специфику (у немцев здесь отличительной чертой будет аккуратность, у американцев – энергичность и т.п.);

·         интеллектуальные: характер организации мысли­тельной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичнос­ти, абстрактности мышления; например, мышление ан­гличан часто характеризуют как прагматичное, с «не­любовью к абстрактным теориям», с низкой скоростью мыслительных процессов;

·         познавательные: глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, напри­мер, французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира;

·         эмоциональные: динамика протекания чувств, осо­бенности выражения эмоций и чувств, например, немцы и англичане выдержанны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность;

·         волевые: устойчивость, длительность волевых усилий;

·         коммуникативные: характер взаимодействия и об­щения между людьми, степень сплоченности или отчуж­денности.

2.      Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает на­циональное самосознание, значение которого состоит в фиксации своеобразных национально-специфических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности от другой. Национальное самосознание есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаи­моотношений своей нации с другими общностями. На­циональное самосознание имеет многоуровневую струк­туру и включает в себя следующие компоненты: осозна­ние этнической идентичности, национальной самоиден­тификации; представление об этнодифференцирующих и этноконсолидирующих признаках; самовосприятие и самоотношение; этнические стереотипы; этнические чув­ства и др.

3.      Консервативность, устойчивость, национально-психологических особенностей выступают важнейшими предпосылками их сравнения и сопоставления у пред­ставителей различных общностей.

4.      Проявление национально-психологических особеннос­тей лежит на рубеже между бессознательным и созна­тельным, поскольку носит непроизвольный характеру,  т.е. не зависит от воли человека. Национально-психологи­ческие особенности проявляются через механизмы уста­новки и стереотипа. Установки — это неосознаваемая предрасположенность человека определенным образом воспринимать и оценивать те или иные ситуации, людей и неосознаваемая готовность действовать определенным, заранее сформированным образом, без учета конкретной ситуации, т. е. установка — это готовность к определен­ной деятельности. Представитель той или иной нацио­нальной общности предрасположен мыслить, чувство­вать и действовать так, как диктуют ему установки, на­циональные традиции, нормы и правила поведения. Например, русский «авось» и английское «здравомыслие», немецкая «практичность».

5.      Национально-психологические особенности людей влияют на деятельность на трех уровнях:

— национальное своеобразие деятельности;

  национальная специфика проявляемых качеств людей;

  национальное своеобразие морально-нравственно­го климата.

Национально-психологические особенности не только оказывают влияние на общий характер проявления пси­хики людей (регулирующая функция), но и придают этому процессу определенную структуру и содержание (кон­струирующая функция). Конструирующая функция реа­лизуется в форме национального своеобразия процессов адаптации (национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать привыканию людей к условиям деятельности, к новым социальным условиям, стабилизации (насколько долго и стойко люди могут стремиться к цели, даже при неудачах и опаснос­тях ) и стимуляции (какие способы используются для воодушевления, возрастания делового настроя и актив­ности). Например,  русские быстро приспосабливаются к любой, даже экстремальной ситуации, а англичанам требуется значи­тельно больше времени для привыкания к условиям де­ятельности.

6.      На основе сравнения своей группы с другими соци­альными общностями формируется социальная и этни­ческая идентичность. Этническая идентичность - это осоз­нание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность — это переживание своего тождества с од­ной этнической общностью и отделения от других.

7.      Понятие «этническая идентичность»  не совпадает с социологическим понятием «этничность». Этничность — это определение этнической принадлежности по ряду объ­ективных показателей: этнической принадлежности ро­дителей, месту рождения, языку, культуре.

8.      В структуре этнической идентичности выделяют два компонента: когнитивный (знания об особенностях своей группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, ис­торической памяти, национального характера, народно­го искусства) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней).

9.      Первой формой этнической идентичности, возникшей у людей первобытного общества — было «сознание род­ства по крови и браку», при этом преобладали представ­ления о горизонтальном родстве и единстве людей в на­стоящем времени. Этническая идентичность еще была диффузной, этнические самоназвания могли время от времени меняться. Позже, в процессе межгруппового сравнения, у пле­мен сформировалось осознание общности происхожде­ния, понятие о вертикальном родстве и единстве пред­ков, современников, потомков, отсюда поклонение ду­хам умерших предков. В дальнейшем этническая иден­тичность стала выражаться через идею территориаль­ной общности, общности «родной земли», или родиноцентризма. Родиноцентризму часто сопутствует этничес­кая эндогамия — запрещение вступать в брак с пред­ставителями «чужого» народа. После того, как сложилось этнолингвистическое и культурное единство многих европейских общностей, этнодифференцирующими признаками стали родной язык и культура. В обыденном сознании часто происходит ото­ждествление языка и народа. Этническая идентичность    это осознание себя пред­ставителем определенного этноса, переживание челове­ком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

10.  Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость членства в ней, разделяемые этни­ческие чувства (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важнейшими критериями межэтничес­кого сравнения, эти чувства опираются на глубокие эмо­циональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, форми­рующиеся в процессе социализации индивида). Можно выделить позитивную этническую идентичность — когда позитивные этнические чувства и аттитюды (социальные установки) включают в себя удов­летворенность человека своим членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за дости­жения своего народа. Негативная  этническая идентич­ность — это наличие негативных аттитюдов к своей эт­нической общности, что включает даже отрицание со­бственной этнической идентичности, чувство униженнос­ти, стыда, предпочтение других групп и народов в качес­тве референтных.

 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 6 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org




Copyright www.1987.ucoz.org © 2024