Тезисы лекции:
1. Можно выделить следующие национально-психологические
особенности:
·
мотивационно-фоновые:
степень выраженности и специфики
сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и
осмотрительность. Например, трудолюбие у японцев, американцев и немцев имеет
свою специфику (у немцев здесь отличительной чертой будет аккуратность, у
американцев – энергичность и т.п.);
·
интеллектуальные:
характер организации мыслительной
деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности,
гибкости, степень логичности, абстрактности мышления; например, мышление англичан
часто характеризуют как прагматичное, с «нелюбовью к абстрактным теориям», с
низкой скоростью мыслительных процессов;
·
познавательные: глубина, активность восприятия, яркость воображения,
концентрации внимания, например, французам свойственны богатство
воображения, смелость в познании окружающего мира;
·
эмоциональные: динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций
и чувств, например, немцы и англичане выдержанны и флегматичны, а французам и
итальянцам присущи возбудимость, горячность;
·
волевые: устойчивость, длительность волевых усилий;
·
коммуникативные:
характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или
отчужденности.
2. Устойчивость функционированию всех отмеченных
национально-психологических особенностей придает национальное самосознание, значение которого состоит в фиксации
своеобразных национально-специфических черт и психологического отделения или
противопоставления на этой основе одной национальной общности от другой. Национальное самосознание есть осознание
людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление
своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных
интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями. Национальное
самосознание имеет многоуровневую структуру и включает в себя следующие
компоненты: осознание этнической
идентичности, национальной самоидентификации; представление об
этнодифференцирующих и этноконсолидирующих признаках; самовосприятие и
самоотношение; этнические стереотипы; этнические чувства и др.
3. Консервативность, устойчивость,
национально-психологических особенностей выступают важнейшими предпосылками
их сравнения и сопоставления у представителей различных общностей.
4. Проявление национально-психологических особенностей
лежит на рубеже между бессознательным и сознательным, поскольку носит
непроизвольный характеру, т.е. не
зависит от воли человека. Национально-психологические особенности
проявляются через механизмы установки и стереотипа. Установки — это неосознаваемая предрасположенность человека
определенным образом воспринимать и оценивать те или иные ситуации, людей и
неосознаваемая готовность действовать определенным, заранее сформированным
образом, без учета конкретной ситуации, т. е. установка — это готовность к определенной деятельности.
Представитель той или иной национальной общности предрасположен мыслить, чувствовать и действовать так, как
диктуют ему установки, национальные традиции, нормы и правила поведения.
Например, русский «авось» и английское «здравомыслие», немецкая
«практичность».
5. Национально-психологические особенности людей влияют на деятельность
на трех уровнях:
— национальное своеобразие деятельности;
— национальная
специфика проявляемых качеств людей;
— национальное
своеобразие морально-нравственного климата.
Национально-психологические особенности не только
оказывают влияние на общий характер проявления психики людей (регулирующая функция), но и придают этому процессу определенную структуру и
содержание (конструирующая функция).
Конструирующая функция реализуется в форме национального своеобразия
процессов адаптации (национально-психологические особенности могут
способствовать или препятствовать привыканию людей к условиям деятельности, к
новым социальным условиям, стабилизации (насколько долго и стойко люди могут
стремиться к цели, даже при неудачах и опасностях ) и стимуляции (какие
способы используются для воодушевления, возрастания делового настроя и активности).
Например, русские быстро приспосабливаются
к любой, даже
экстремальной ситуации, а англичанам требуется значительно больше времени для привыкания к условиям деятельности.
6.
На основе
сравнения своей группы с другими социальными общностями формируется социальная и этническая идентичность. Этническая идентичность - это осознание своей принадлежности к
определенной этнической общности и обособления от других этносов.
Этническая идентичность — это переживание своего тождества с одной
этнической общностью и отделения от других.
7. Понятие «этническая идентичность» не совпадает с социологическим понятием
«этничность». Этничность — это определение этнической принадлежности по ряду объективных показателей:
этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре.
8. В структуре этнической идентичности выделяют два
компонента: когнитивный (знания об
особенностях своей группы и осознание себя ее членом на основе
этнодифференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, исторической
памяти, национального характера, народного искусства) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств,
отношение к членству в ней).
9. Первой формой этнической идентичности, возникшей у людей
первобытного общества — было «сознание родства по крови и браку», при этом
преобладали представления о горизонтальном
родстве и единстве людей в настоящем времени. Этническая идентичность
еще была диффузной, этнические самоназвания могли время от времени меняться.
Позже, в процессе межгруппового сравнения, у племен сформировалось осознание
общности происхождения, понятие о вертикальном
родстве и единстве предков, современников, потомков, отсюда поклонение
духам умерших предков. В дальнейшем этническая идентичность стала
выражаться через идею территориальной общности, общности «родной земли», или
родиноцентризма. Родиноцентризму
часто сопутствует этническая эндогамия — запрещение вступать в брак с представителями
«чужого» народа. После того, как сложилось этнолингвистическое и культурное
единство многих европейских общностей, этнодифференцирующими признаками стали
родной язык и культура. В
обыденном сознании часто происходит отождествление языка и народа.
Этническая идентичность — это осознание себя представителем
определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной
этнической общностью и отделения от других.
10. Этническая
идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической
общностью, но и её оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические
чувства (чувства достоинства, гордости,
обиды, страха являются важнейшими критериями межэтнического сравнения, эти
чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической
общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в
процессе социализации индивида). Можно выделить позитивную этническую идентичность — когда позитивные этнические
чувства и аттитюды (социальные установки) включают в себя удовлетворенность
человека своим членством в этнической общности, желание принадлежать ей,
гордость за достижения своего народа. Негативная
этническая идентичность — это наличие негативных аттитюдов к своей этнической
общности, что включает даже отрицание собственной этнической идентичности,
чувство униженности, стыда, предпочтение других групп и народов в качестве
референтных.
|