Тезисы лекции:
1. 11. Этнический статус чаще всего остается неизменным на
протяжении всей жизни человека. Но все-таки этническая идентичность не
статичное, а динамичное образование, поэтому внешние социальные
обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление
роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации
этнической идентичности, особенно в случае межэтнического брака. Ситуация межэтнического общения дает
человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей
и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и
формированию коммуникативных навыков. Свою этническую принадлежность быстрее
осознает русский ребенок, живущий в многонациональной Москве, чем житель
отдаленной деревни с моноэтническим составом. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает и меньшую
предрасположенность к подобным контактам, и меньший интерес к собственной
идентичности. Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые
живут в культурной среде,
значительно отличающейся от собственной. Важную роль играет то
обстоятельство, к какой группе этнического большинства или к меньшинства
принадлежит человек. Представления об
этнических группах быстрее и острее формируются у представителей этнического
меньшинства, но порой в детстве представители меньшинств предпочитают не
свою группу, а хотели бы быть в группе этнического большинства (например,
негритянские дети в 5 лет в 60% предпочитают белых кукол и считают, что они
более на них похожи, чем темные куклы). В этом случае может сформироваться ложная идентичность, т. е. ребенок
воспринимает себя в качестве членов доминирующей этнической группы, а не в
составе своей реальной этнической группы. С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических
меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации на свою
этническую группу».
12. Людям свойственно стремление сохранить или восстановить
позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической
безопасности и стабильности. Для этого используется стратегия социального творчества, связанная с пересмотром
критериев сравнения. Это может быть поиск новых оснований для сравнения,
особенно в том случае, если группа потерпела поражение в межгрупповом
соревновании — обычно в этих случаях усиливается тенденция приписывать своей
этнической группе положительные моральные качества: теплоту, добросердечие,
отзывчивость, дружелюбие и т.п.
13. В случае неблагоприятного межгруппового сравнения человек
может выбрать и стратегию индивидуальной мобильности, которая состоит
в попытке сознательно сменить группу, сформировать измененную идентичность,
даже биологически изменить свою расовую принадлежность. Но на уровне
обыденного сознания многие люди считают, что национальность дана человеку от
природы или Бога и менять ее нельзя. Лишь 10% россиян считают, что человек
вправе сделать сим сознательный выбор национальности. В действительности в
процессе социализации общество как бы приписывает ребенка к определенному
этносу. В результате у большинства людей проблемы выбора не возникает, но
члены группы этнических меньшинств и выходцы из межэтнических браков могут
проходить длительный период выбора своей этнической идентичности. У этих людей
в процесс этнической идентификации кроме критерия приписывания (кем другие
их воспринимают) большую роль играет и критерий внутреннего выбора (кем они
сами себя осознают), т. е. принадлежность человека к народу определяется не
биологической наследственностью, а сознательным приобщением к его культурным
ценностям и святыням.
14. Важен внешний критерий приписывания, признания другими
людьми этнической принадлежности человека, особенно когда наблюдаются
заметные физические или расовые различия внешности. Даже люди, имеющие объективные
основания причислять себя к какой-либо общности, например дети из смешанных
в расовом отношении браков, часто оказываются чужими для нее: кем бы сам
себя не осознавал мулат, для белых он — негр, а для черных — белый. Когда явных
межгрупповых различий во внешности нет, существует высокая степень согласия
между внешними и собственными критериями идентичности: группа примет
человека, даже если он по крови — «чужой». Такой легкий и свободный выбор
своей этнической принадлежности возможен у белорусов, русских, украинцев,
культура и облик которых во многом близки,
т. е. ребенок-белорус, может осуществить свой свободный выбор и
осознавать себя русским, и окружающие могут его также относить к русским.
15.
Исследователи, полагающие, что человек с
разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и
одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель двух измерений этнической идентичности (Берри). Для
большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с
официальной этнопринадлежностью. Но ее интенсивность может быть различной:
от позитивной этнической идентичности, до этнической гиперидентичности,
которая сопровождается восхвалением своего народа и нетерпимостью в межэтническом
взаимодействии.
Схема модели:
Высокий уровень
идентификации со своей этнической группой
Высокий уровень идентификации с чужой
группой
А —
моноэтническая идентичность со своей этнической группой, Б — биэтническая
идентичность; В — моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; Г —
маргинальная этническая идентичность.
Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой
(измененная идентичность) возможна в том случае, когда чужая группа
расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный статус, чем
своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция, т.е. принятие традиций,
ценностей, языка чужого народа. Сильная, хотя и разного уровня интенсивности,
идентификация с двумя группами ведет к формированию биэтнической идентичности. Эти люди обладают психологическими
особенностями обеих групп, осознают свое сходство с ними и обладают
компетентностью в культурах обоих народов, владеют обоими языками.
При взаимодействии человека с чужой культурой иного
народа можно выделить три этноцентристких этапа (отрицание различий; защита
от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий ) и три
этнорелятивистких этапа (принятие различий; адаптация к культурным или
групповым различиям, т.е. способность не только их признавать, но и
действовать соответствующим образом; интеграция, т.е. применение
этнорелятивизма к собственной идентичности (Беннетт, 1986). Позицию человека
на высшем этапе развития Беннетт называет конструктивной маргинальностью, т.е. это человек-посредник между
культурами, человек мультикультуры.
Но чаще встречаются люди с негативной маргинальной
этнической идентичностью, которые балансируют между двумя
культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них,
испытывают внутриличностные конфликты, отчужденность и неприятие обоих
народов и культур, отчаяние, неприспособленность, агрессию. В ряде случаев
возможна очень слабая, четко не выраженная этническая идентичность или
даже ее полное отсутствие на осознаваемом уровне, когда человек отрицает
значимость этнической принадлежности как в своей жизни, так и в обществе в
целом, указывая прежде всего на свою, уникальность как личности, или
декларирует свою космополитическую идентичность.
|