1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№2

 

Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как  научной дисциплины.

 

План лекции:

Понятия «национально-психологические особенности», «этнические общности», «этнос», «нация», «раса», «культура». Многообразие культур. Культурные универсалии. Структурная организация культуры.

            Проблема детерминации различий в психологии народов: географическая школа, психологическая. «Основная личность», «модальная личность». Структура этнической национальной психологии. Национальный характер. Национальные чувства и настроения. Национальные интересы и ориентации. Национальные традиции.

 

Тезисы лекции:

1.      Раса – группы людей, объединенных общностью происхождения и различных наследственных особенностей: строения тела, формы волос, пигментации кожи, волос, глаз и т.д. Крупнейшие расы: негроидная, монголоидная и европеоидная. Существуют смешанные и переходные формы рас (полинезийцы). Интеллектуальные и нравственные особенности людей всех рас равны. Расу не следует смешивать с нацией, народностью или языковой группой, т.к. группы людей, относящиеся к одной расе, или антропологическому типу, как правило, говорят на разных языках, образуя различные народности. Раса является врожденной.

2.      Этнос (с древнегреческого переводится как народ, на­циональная общность) рассматривают как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психи­ки, а также сознанием своего единства и отличия от дру­гих подобных образований (самосознанием), фиксирован­ным в самоназвании. Принадлежность к этносу не явля­ется врожденной, а приобретается в процессе социализации, в процессе формирования личности в определенной культурной среде, по мере усвоения ребенком стереоти­пов поведения, принятых в данной этнической группе и культуре. Одной из важнейших характеристик этноса является наличие этнического самосознания, этнической идентичности. Этнос = этническая общность.

3.      Функции этноса: ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; задавать общие жизненные ценности; защищать, отве­чая не только за социальное, но и за физическое самочув­ствие. Этническая общность устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава.

4.      Этническая идентичность складывается  10-11 годам (качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории,специфику традиционной бытовой культуры, общность исторической судьбы, общность предков, религию.)

5.      Формы и уровни важнейших социально-этнических общнос­тей племя, народность, нация. Одним из важней­ших факторов формирования нации является общая территория, с всей совокупностью природных условий (климат, география, ланшафт, растительный и живот­ный мир, характер почвы).Общие особенности формируются из практики  общей деятельности, жизни. На­циональная общность складывается как результат функ­ционирования общего языка, общей духовной культу­ры, определенной религии, определенных традиций, общего социально-психологического облика, общего мен­талитета, общего самосознания нации. Национальная общность находит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общнос­ти их хозяйственной жизни, территории, языка, психо­логического склада, традиций, культуры.

6.      Понятие «на­ция» более широкое, чем «этническая общность», нация — это этносоциальный организм, обладающий об­щностью.

7.      Ряд ученых отказываются от понятия «нация» в этническом смысле с тем, что существуют многоэтни­ческие нации — американская, канадская, российская.

8.      Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми, продукт деятельности людей – материальной и духовной (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания де­тей, социальное взаимодействие, религии, наука, искус­ство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, тра­диции и обычаи, и многое другое). Культура передается в поколениях.

9.      В рамках культуры общества можно выделять субкуль­туры - системы символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большин­ства общества (например, субкультура молодежи, субкуль­тура девиантных групп). Можно выделить западные, восточные, национальные, профессиональные, конфессио­нальные религиозные субкультуры. Можно выделить массовую культуру и культуру эли­тарную, народную культуру. Культура выступает как сложное динамичное образо­вание, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, сохранение, распространение, усвоение идей, ценностных представлений, способов и предметов человеческой дея­тельности, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

10.  Каждое конкретное сообщество (цивилизация, госу­дарство, народность) создает на протяжении веков свою собственную культуру. Но можно выделить и культурные универсалии – это та­кие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, ко­торые присущи всем сообществам независимо от геогра­фического расположения, исторического времени и со­циального устройства.  Выделено более 70 универсалий — обычаи, связанные с рождением и смертью,  с разделе­нием труда, танцы, приветствия и т.п.

11.  Основные элементы культуры как социальной систе­мы-знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаи­мосвязях, отношениях элементов реального мира и сфе­ры сверхъестественного, манеры поведения людей, эти­кет, обычаи, традиции, ритуалы.

12.  На ценности, идеалы и верования человека очень силь­но влияет культура, в которой он живет, но человек мо­жет жить и перемещаться в рамках нескольких различ­ных культур. Отношение человека к другим культурам может быть негативным-неприемлющим, может быть за­интересованно-позитивным, но часто проявляется этно­центризм — тенденция интерпретировать и оценивать другие культуры в терминах собственной культуры.

13.   Социологов, этнопсихологов и культурологов интере­сует прежде всего духовная культура. В социологичес­ких определениях культуры часто называют следующий комплекс: идеи, передаваемые из поколения в поколе­ние, связанные с ними системы ценностей, которые оп­ределяют поведение людей и групп, их способы мышле­ния и восприятия.

14.  Невозможно найти два народа, имеющие абсолют­но одинаковые культуры, а с другой стороны, у разных народов можно встретить какие-то отдельные одинаковые элементы культуры. И в то же время внутри одного и того же этноса могут быть региональные субкультур­ные различия в жилищах, одежде, песнях, танцах, обы­чаях. Таким образом, границы культуры и этноса не идентичны. У народов, которые имеют общие элементы культуры, например единую религию, можно выявить некие объединяющие типичные формы мировоззрения, морали, поведения.

15.  Этническая национальная психология – компонент обществен­ного сознания и включает в себя психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятия­ми психического склада нации или национального ха­рактера. Этническая психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устой­чивых формах поведения, чертах психологического об­лика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных си­туациях.

16.  Чем объясняются различия в психологии народов? Эти различия врожденные или приобретенные? Географическая школа:  решающую и ведущую роль играет  климат и другие географические условия. Но человек не рождается с уже готовым национальным характером, а становится представителем этнической общности лишь в ходе воспитания в конкретной национальной и соци­альной среде.

17.  Этнопсихологические различия — явле­ния исторически преходящие, являются продуктом со­циального развития. На ребенка с первых дней его су­ществования воздействует среда, прежде всего приемы ухода за младенцем: способы кормления, ношения, ук­ладывания, позже — обучения ходьбе, речи, навыкам гигиены, бытовым навыкам и нормам поведения. Эти уроки раннего детства налагают отпечаток на личность человека на всю жизнь. Отсюда произошло понятие «ос­новная личность», т.е. некий средний психологический тип, преобладающий в конкретном обществе. По мнению ряда этнопсихологов, базу этого общества, базу его куль­туры. Однако этнопсихологическая наука вынуждена от­ходить от концепции «основной личности», поскольку она давала во многом идеализированное представление о национальном характере и не учитывала возможности вариации его черт у представителей одной националь­ной общности. На смену ей пришла теория «модальной личности», т.е. такой, которая лишь в абстрактно общем виде выражает главные характеристики психологии того или иного народа, а в реальной жизни могут присутство­вать различные спектры проявления общих свойств пси­хического склада народа.

18.  Структура этнической психологии включает специ­фические качества национального характера, националь­ное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации, традиции, привы­чки.

19.  Национально-психологические особенности (нацио­нальные особенности взаимодействия, взаимоотношений и общения людей) — образуют динамическую (изменяющуюся) сторону национальной психологии.

20.  Национальный характер — это исторически сложив­шаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих при­вычную манеру их поведения и типичный образ дейст­вии и проявляющихся в их отношении к социально-бы­товой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Отношение к окружаю­щему характеризует направленность национального со­знания людей. К этой же группе черт национального ха­рактера относятся такие черты как консерватизм, рели­гиозность, оптимизм, пессимизм. Отношение к труду про­является в национальном характере в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность, пункту­альность, обязательность, предприимчивость, пассив­ность, неорганизованность.

21.  Национальные чувства и настроения — это эмоцио­нально окрашенное отношение людей к своей этничес­кой общности, к ее интересам, другим народам и ценнос­тям. Национальные чувства могут иметь как позитив­ный, так и негативный оттенок. Положительный выра­жается в чувстве национальной гордости, патриотизме, чувстве дружбы и братства по отношению к другим на­родам. Отрицательный проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим наро­дам, в заниженном чувстве национального достоинства, в неудовлетворенности своей нацией.

22.  Национальные интересы и ориентации — это об­щественно-психологические и социальные явления, от­ражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохране­нию ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой по­ведения и деятельности людей. Попытки ущемить наци­ональные интересы рассматриваются или как покуше­ние на их жизненные устои, или как угроза безопаснос­ти существования этноса. Социально-этнические общнос­ти, обладающие развитым национальным самосознани­ем, иногда не поступаются своими национальными инте­ресами, защищая их не только политически. История свидетельствует, что столкновение национальных инте­ресов различных общностей порой приводило к возни­кновению кровопролитных вооруженных конфликтов.

23.  Национальные традиции — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации прочно уко­ренившиеся в повседневной жизни, передающиеся но­вым членам этнической общности правила, нормы и сте­реотипы поведения, общения людей, соблюдение кото­рых стало общественной потребностью каждого. Недостаточное знание национальных традиций, при­вычек нередко ведет к серьезным осложнениям в обще­нии с представителями других этнических общностей.

 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 2 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024