1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Педагогическое проектирование

ОЗО

 

 

Лекция

№1-2

 

Модуль 1. Теоретические аспекты педагогического проектирования.

все новости сайта на http://twitter.com/orlov_proekt

План лекции:

Понятие педагогического проектирования. Предпосылки возникновения педагогического проектирования. Появление проектной парадигмы в отечественной педагогике (А.С. Макаренко и др.). Методологическое осмысление проектной деятельности (Г.П. Щедровицкий и др.). Разнообразие подходов к изучению педагогического проектирования (О.Г. Прикот, Н.О. Яковлева, В.И. Слободчиков).

Технология педагогического проектирования как часть проектной культуры. Проектная культура и деятельность. Ценностно-смысловой компонент проектной культуры. Возможности проектной культуры как потенциала развития личности.

Структура педагогического проектирования: цель, объект, субъект и его характеристики, средства, методы, результат. Этапы и формы педагогического проектирования. Схема процесса проектирования. Общий алгоритм педагогического проектирования (С.Я. Батышев).

 

Тезисы лекции:

  1. Слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII века и восходящего к латинскому projektus, означавшему «вытягивание», «вытянутое положение», в переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта.
  2. Первое методологическое представление проектирования как такового принадлежит Розенбергу.
  3. Педагогическое проектирование имеет технические корни (инженерия, архитектурное строительство, машиностроение и т.д.).
  4. А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику наказания», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления». Продуманность действий, их последовательность, терпение, сорентированность на воспитанника до сих пор поражает в его педагогической системе. Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.
  5. На современном этапе «в педагогическом проектировании человек выступает как результат системы обучения и воспитания, обладающий всеми теми свойствами и качествами, которые закладываются в него данными процессами.
  6. Тупицин А. выделяет четыре источника возникновения проектирования в образовании в наше время:

- Распространившееся к концу 1980-х годов движение учителей-новаторов, продекларировавших «идею сотрудничества». «Во многом проектирование в образовании является рефлексией и попыткой инновационной деятельности педагогов»;

- Деятельность различных коллективов и отдельных людей связанных с разработкой философских и методологических проблем образования. Интересна в этом плане работа сотрудников Института педагогических инноваций РАО под руководством В.И. Слободчикова и Н.Г. Алексеева, работы П.Г. Щедровицкого и Ю.В. Громыко по философии образования;

- Активное развитие в нашей стране в 60-70 годы проектирования в таких сферах деятельности как градостроительство, высокотехнологичное производство и т.д. В это время проектировочная деятельность не была в достаточной степени обеспечена соответствующими философскими, теоретическими и методическими знаниями;

- Активная деятельность в нашей стране многочисленных зарубежных и отечественных фондов, поддерживающих различные образовательные инициативы, таких, как фонд «Открытое общество» Д.Сороса, фонд «Евразия», фонд Вернадского и др., организующие конкурсы педагогических проектов и программ, предоставляя победителям либо денежные суммы на их реализацию, либо оказывая иную поддержку (предоставление оргтехники, помощь в поиске партнеров и т.п. 

  1. Педагогическое проектирование на настоящий момент отличается  разнообразием подходов к ее изучению, выделением различных оснований введения нового понятийного аппарата, акцентированием различных аспектов самого процесса проектирования, отражена в различных теоретических моделях, исследуется с разных позиций.
  2. В самом общем виде:

         педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуаль­ные характеристики деятельности, направлен­ной на разрешение различных проблем в педа­гогическом процессе;

         объектом педагогического проектирова­ния являются образовательные системы различ­ного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во взаимосвязи с системой в целом;

1.                 педагогическое проектирование -продук­тивная деятельность, продуктом которой явля­ются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты об­разования, которые имеют место при реализа­ции проекта.

  1. Логическая структура деятельности включает в себя следующие ком­поненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.
  2. Цель, будучи идеальным представлением конечного результата, служит основной предпосылкой проектировочной деятельности педагога. Известно, что проблема есть концентрированное выражение противоречий между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью науки своевременно их удовлетворить. Поэтому основополагающий смысл проектирования видится в выполнении социального заказа, что требует предельной конкретизации, т.е. описания, обеспечивающего измеримость, достижимость, гибкость и конкретность целей. В качестве объекта проектирования,  выступает, как правило, определенная педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования, учебная программа и т.д.
  3. Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов. Каким бы ни был этот субъект, он должен обладать, следующими специфическими чертами: творческим мышлением и способностью к изобретательству; профессионализмом и высокой работоспособностью; общественно значимыми ценностными ориентациями; способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.
  4. Средства проектирования, как любой деятельности, можно условно разделить на материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты, документация, технические средства, схемы, таблицы и .тд. Ко вторым – общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д.
  5. Методы проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования (объективные критерии), но и от особенностей самих субъектов, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики (субъектные критерии).
  6. Результатом проектирования является педагогический проект, функциональная специфика которого зависит от следующих условий: состояния среды, особенностей субъектов, занятых подготовкой конкретного проекта, функциональных связей между элементами проекта, возможностей его эффективного использования, ожидаемых результатов.
  7. На основании вышеизложенного, процесс педагогического проектирования может быть представлен в следующей модели:

Технология педагогического проектирования - это способ освоения и преобразования образовательной среды, шире - действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности. Проблема формирования проектной культуры является актуальной, поскольку, по сути, прогрессивна, отвечает потребности формирования Нового Качества Человека XXI века, жизненно и практикоориентирована, культуросообразна и способствует становлению социальной зрелости обучающихся.

  1. Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много. Во-первых, проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения. Во-вторых, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения. В-третьих, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века. В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики.
  2. Формирование проектной культуры, по нашему мнению, принципиально невозможно без ценностно-смыслового самоопределения субъектов педагогического процесса в гуманистической парадигме. Многие инновации терпят крах или тихо угасают потому, что их создатели практически всегда пренебрегают парадигмальной рефлексией. Как справедливо отмечают Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына, для того, "чтобы решить на современном уровне какой-либо дидактический вопрос, необходим выбор той или иной философской концепции познания, выбор соответствующей психологической теории обучения (учения), ценностное согласование с собственными мировоззренческими взглядами, наконец, сравнение выбранных для междисциплинарного синтеза положений с теми, которые не были выбраны для развития исследовательской позиции".
  3. Процесс формирования проектной культуры личностно значим. Личность, овладевшая проектной культурой - это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность "от замысла до результата", вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.

В основании таких способностей лежат:

ценностно-смысловое самоопределение личности;

овладение личностью базовыми сторонами человеческой культуры;

гармонизация личности (гармония с обществом, природой и самим собой);

уровень образованности личности;

индивидуально-типологические особенности личности.

Личность, овладевшая проектной культурой, обладает следующими признаками:

осознает ценность и смысл собственного существования, других людей, всех живых существ;

овладела базовыми сторонами человеческой культуры на уровне общекультурной компетентности;

достигла в одной или нескольких образовательных областях, учебных предметах, методологической компетентности как уровня образованности;

знает себя, то есть собственные индивидуально-типологические особенности;

умеет познавать других, устанавливать социальные коммуникации;

достигла уровня социализации, обеспечивающего автономную жизнедеятельность;

способна ставить перед собой (для себя) "нравственно чистые цели";

готова к выполнению социальных ролей (гражданина, труженика, защитника Родины, семьянина и т.п.);

способна разработать технологию достижения целей, прогнозировать результаты, корректировать свою деятельность;

владеет способами ориентации на рынке труда и услуг, самопрезентации своих профессиональных способностей;

владеет общеучебными и общетрудовыми умениями и навыками, технологиями трудовой подготовки и обслуживающего труда;

осознает необходимость непрерывного самообразования, саморазвития, готова к перемене труда;

умеет выразить в письменной или устной форме свою программу жизнедеятельности на конкретный период.

  1. Педагогическое моделирование - это процесс:

определения теоретических оснований проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов;

определения состава и структуры педагогических систем, процессов, ситуаций;

представления созданных моделей в определенной знаково- символической форме.

  1. Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка (детализация, декомпозиция) созданной модели в логике проектирования и доведение ее до уровня описания механизма получения полезного педагогического результата, т.е. до уровня практического использования.
  2. Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, учитывающая конкретные условия деятельности и потенциал реальных участников воспитательных отношений.

 

  1. Проект начинается с моделирования, с определения ценностей (принцип - тоже ценность!), а в их пространстве - целей. Разрабатывая проект, его авторы на основе определенных методологических подходов доказывают свое видение целей и способов их достижения в рамках определенной системы ценностей. В связи с этим необходимо различать состав и структуру процесса проектирования и объекта проектирования как системы, представляемой в той или иной форме.

Состав процесса проектирования есть ни что иное, как логика проектирования, описанная определенным количеством шагов (этапов), которые необходимо "пройти" от возникновения замысла до получения полезного педагогического результата.

  1. Структура процесса проектирования - это связи между отдельными шагами (этапами) проектирования. Это связи преемственные, когда каждый последующий шаг закономерно вытекает из предыдущего и подготавливает наступление следующего.
  2. Состав проекта - это состав проектируемой педагогической системы (образовательной или воспитательной) с указанием и описанием ее элементов (компонентов), системообразующего фактора и системообразующей деятельности.
  3. Структура проекта - это описание связей между элементами (компонентами) проектируемой системы, обозначение ее "архитектуры", иерархии компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогического результата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных в реализацию проекта.

 

 

Основная литература:

1.      Акимова Л.А. Педагогическое проектирование: теоретические аспекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schoolcommand.htf.rusobr.ru/DswMedia/48193.doc

2.      Гладкая И.В., Ильина С.П. Возможности курса «Педагогическое проектирование» в личностно-профессиональном становлении будущего педагога // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – с. 287 – 293.

3.      Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003.   — 544 с.

4.    Ченобытов В.А. Педагогическое проектирование как акмеологическая технология педагогического образования – проект кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена «Твои вершины» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://akmeo.rus.net

 

Дата: 29 ноя  2010

Орлов А. О.

www.1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024