Тезисы лекции:
- Слово «проектирование» происходит от слова
«проект», известного в русском языке с начала XVIII века и восходящего к латинскому projektus, означавшему «вытягивание», «вытянутое
положение», в переводе с латинского «проект» означает «брошенный
вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта.
- Первое методологическое представление
проектирования как такового принадлежит Розенбергу.
- Педагогическое проектирование имеет технические
корни (инженерия, архитектурное строительство, машиностроение и т.д.).
- А.С. Макаренко в отечественной педагогике по
праву может считаться основоположником теории и практики педагогического
проектирования. Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С.
Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику
наказания», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику
самоуправления». Продуманность действий, их последовательность,
терпение, сорентированность на воспитанника до сих пор поражает в его
педагогической системе. Он был убежденным сторонником проектирования в
человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.
- На современном этапе «в педагогическом
проектировании человек выступает как результат системы обучения и
воспитания, обладающий всеми теми свойствами и качествами, которые
закладываются в него данными процессами.
- Тупицин А. выделяет четыре источника
возникновения проектирования в образовании в наше время:
- Распространившееся
к концу 1980-х годов движение учителей-новаторов, продекларировавших «идею
сотрудничества». «Во многом проектирование в образовании является рефлексией
и попыткой инновационной деятельности педагогов»;
- Деятельность
различных коллективов и отдельных людей связанных с разработкой философских и
методологических проблем образования. Интересна в этом плане работа
сотрудников Института педагогических инноваций РАО под руководством В.И.
Слободчикова и Н.Г. Алексеева, работы П.Г. Щедровицкого и Ю.В. Громыко по
философии образования;
- Активное развитие в
нашей стране в 60-70 годы проектирования в таких сферах деятельности как
градостроительство, высокотехнологичное производство и т.д. В это время
проектировочная деятельность не была в достаточной степени обеспечена
соответствующими философскими, теоретическими и методическими знаниями;
- Активная деятельность
в нашей стране многочисленных зарубежных и отечественных фондов,
поддерживающих различные образовательные инициативы, таких, как фонд
«Открытое общество» Д.Сороса, фонд «Евразия», фонд Вернадского и др.,
организующие конкурсы педагогических проектов и программ, предоставляя
победителям либо денежные суммы на их реализацию, либо оказывая иную
поддержку (предоставление оргтехники, помощь в поиске партнеров и т.п.
- Педагогическое проектирование на настоящий
момент отличается разнообразием
подходов к ее изучению, выделением различных оснований введения нового
понятийного аппарата, акцентированием различных аспектов самого процесса
проектирования, отражена в различных теоретических моделях, исследуется
с разных позиций.
- В самом общем виде:
•
педагогическое проектирование можно рассматривать как
структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение
различных проблем в педагогическом процессе;
• объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во взаимосвязи с системой в целом;
1.
педагогическое проектирование -продуктивная
деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования,
а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.
- Логическая
структура деятельности включает в себя следующие компоненты:
субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности,
ее результат.
- Цель, будучи
идеальным представлением конечного результата, служит основной
предпосылкой проектировочной деятельности педагога. Известно, что
проблема есть концентрированное выражение противоречий между
потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и
невозможностью науки своевременно их удовлетворить. Поэтому
основополагающий смысл проектирования видится в выполнении социального
заказа, что требует предельной конкретизации, т.е. описания,
обеспечивающего измеримость, достижимость, гибкость и конкретность
целей. В качестве объекта проектирования, выступает, как правило, определенная
педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования,
учебная программа и т.д.
- Субъектом
проектирования выступают педагог или группа специалистов. Каким бы ни
был этот субъект, он должен обладать, следующими специфическими чертами:
творческим мышлением и способностью к изобретательству;
профессионализмом и высокой работоспособностью; общественно значимыми
ценностными ориентациями; способностью предвидеть последствия перспективных
изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.
- Средства
проектирования, как любой деятельности, можно условно разделить на
материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты,
документация, технические средства, схемы, таблицы и .тд. Ко вторым –
общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения
смежных наук и т.д.
- Методы
проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование
зависит не только от проблемы и предмета проектирования (объективные
критерии), но и от особенностей самих субъектов, от того набора методов,
которыми владеют конкретные проектировщики (субъектные критерии).
- Результатом
проектирования является педагогический проект, функциональная специфика
которого зависит от следующих условий: состояния среды, особенностей
субъектов, занятых подготовкой конкретного проекта, функциональных
связей между элементами проекта, возможностей его эффективного
использования, ожидаемых результатов.
- На основании вышеизложенного,
процесс педагогического проектирования может быть представлен в
следующей модели:
Технология педагогического
проектирования - это способ освоения и преобразования образовательной среды,
шире - действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях
неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного
рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого
поведения, коллективной творческой деятельности. Проблема формирования
проектной культуры является актуальной, поскольку, по сути, прогрессивна,
отвечает потребности формирования Нового Качества Человека XXI века, жизненно
и практикоориентирована, культуросообразна и способствует становлению
социальной зрелости обучающихся.
- Аргументов в пользу необходимости освоения
проектной культуры можно привести достаточно много. Во-первых,
проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения. Во-вторых,
проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого
образовательного учреждения. В-третьих, проектирование изменяет тип
мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века.
В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной
педагогики.
- Формирование проектной культуры, по нашему
мнению, принципиально невозможно без ценностно-смыслового
самоопределения субъектов педагогического процесса в гуманистической
парадигме. Многие инновации терпят крах или тихо угасают потому, что их
создатели практически всегда пренебрегают парадигмальной рефлексией. Как
справедливо отмечают Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына, для того,
"чтобы решить на современном уровне какой-либо дидактический
вопрос, необходим выбор той или иной философской концепции познания,
выбор соответствующей психологической теории обучения (учения),
ценностное согласование с собственными мировоззренческими взглядами,
наконец, сравнение выбранных для междисциплинарного синтеза положений с
теми, которые не были выбраны для развития исследовательской
позиции".
- Процесс
формирования проектной культуры личностно значим. Личность, овладевшая
проектной культурой - это субъект, способный самостоятельно осуществлять
проектировочную деятельность "от замысла до результата",
вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ
жизнедеятельности.
В основании таких способностей
лежат:
ценностно-смысловое самоопределение
личности;
овладение личностью базовыми
сторонами человеческой культуры;
гармонизация личности (гармония с
обществом, природой и самим собой);
уровень образованности личности;
индивидуально-типологические
особенности личности.
Личность, овладевшая проектной
культурой, обладает следующими признаками:
осознает ценность и смысл
собственного существования, других людей, всех живых существ;
овладела базовыми сторонами
человеческой культуры на уровне общекультурной компетентности;
достигла в одной или нескольких
образовательных областях, учебных предметах, методологической компетентности
как уровня образованности;
знает себя, то есть собственные
индивидуально-типологические особенности;
умеет познавать других,
устанавливать социальные коммуникации;
достигла уровня социализации,
обеспечивающего автономную жизнедеятельность;
способна ставить перед собой (для
себя) "нравственно чистые цели";
готова к выполнению социальных
ролей (гражданина, труженика, защитника Родины, семьянина и т.п.);
способна разработать технологию
достижения целей, прогнозировать результаты, корректировать свою деятельность;
владеет способами ориентации на
рынке труда и услуг, самопрезентации своих профессиональных способностей;
владеет общеучебными и
общетрудовыми умениями и навыками, технологиями трудовой подготовки и
обслуживающего труда;
осознает необходимость непрерывного
самообразования, саморазвития, готова к перемене труда;
умеет выразить в письменной или
устной форме свою программу жизнедеятельности на конкретный период.
- Педагогическое
моделирование - это процесс:
определения теоретических оснований
проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов;
определения состава и структуры
педагогических систем, процессов, ситуаций;
представления созданных моделей в
определенной знаково- символической форме.
- Педагогическое
проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка (детализация,
декомпозиция) созданной модели в логике проектирования и доведение ее до
уровня описания механизма получения полезного педагогического
результата, т.е. до уровня практического использования.
- Педагогическое
конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация
созданного проекта, учитывающая конкретные условия деятельности и
потенциал реальных участников воспитательных отношений.
- Проект начинается
с моделирования, с определения ценностей (принцип - тоже ценность!), а в
их пространстве - целей. Разрабатывая проект, его авторы на основе
определенных методологических подходов доказывают свое видение целей и
способов их достижения в рамках определенной системы ценностей. В связи
с этим необходимо различать состав и структуру процесса проектирования и
объекта проектирования как системы, представляемой в той или иной форме.
Состав процесса проектирования есть
ни что иное, как логика проектирования, описанная определенным количеством
шагов (этапов), которые необходимо "пройти" от возникновения
замысла до получения полезного педагогического результата.
- Структура
процесса проектирования - это связи между отдельными шагами (этапами)
проектирования. Это связи преемственные, когда каждый последующий шаг
закономерно вытекает из предыдущего и подготавливает наступление
следующего.
- Состав
проекта - это состав проектируемой педагогической системы
(образовательной или воспитательной) с указанием и описанием ее
элементов (компонентов), системообразующего фактора и системообразующей
деятельности.
- Структура
проекта - это описание связей между элементами (компонентами)
проектируемой системы, обозначение ее "архитектуры", иерархии
компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогического
результата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных
в реализацию проекта.
|