1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Психология образовательного процесса в начальной школе

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№1

 

Модуль 1. Проблемы модернизации начального образования. Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника.

 

План лекции:

Образование в общекультурном контексте. Образование как система воспроизводства культуры. Принципы природосообразности и культуросообразности образования. Поиск новых принципов образования. Общеметодологический смысл понятия «образование». Связь обучения и воспитания. Образование как образовательная система, образовательный процесс и образовательный результат. Основные проблемы и психологические принципы современного образования.

 

Тезисы лекции:

5.          Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование традиционно определяется как создание челове­ка по образу и подобию. В этом определении может содержать­ся и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-исто­рическая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «об­разование», как известно, находятся в раннем средневековье, со­относясь с понятием «образ», «образ Божий». Человек был со­здан по подобию Божию и понимание, постижение, следование этому образу и трактовалось  как образование. Начиная с Возрожде­ния, когда человек сам становится ценностью, образование рас­сматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхож­дения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образо­вание становится способом создания своего образа, лика, лично­сти. При этом образ культуры проецируется на содержание, ор­ганизацию и методы, используемые в образовании. Распространенный в Европе, Великобритании, США термин education (обозначающий образование) не имеет корневой мор­фемы «образ», но он также понятийно достаточно широк по со­держанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический ко­декс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом про­цессе является нерасторжимой. «И воспитание, и образование нераздельны, — подчеркивал Л.Н. Толстой. — Нельзя воспи­тывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

6.           Соответственно образование, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образова­тельная система; как образовательный процесс; как индивиду­альный или коллективный (совокупный) результат этого процес­са (образованность).

7.          Образование как процесс. Образовательная система функционирует и развивается в об­разовательном процессе обучения и воспитания человека, кон­кретнее, — в учебно-воспитательном процессе. Об­разование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, со­держанию, формам. Непрерывность образования в настоящее вре­мя, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в ка­честве основной черты.

·          Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-пер­вых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (уче­ния).

1.      Развитие человека в процессе образования в значительной ме­ре обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется.

8.      Образование как результат. Образование как результат может рассматриваться в двух пла­нах. Первый — образ того результата, который должен быть по­лучен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образователь­ные стандарты включают требования к качествам человека, за­вершающего определенный курс обучения, к его знаниям и уме­ниям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально до­стижимое представление социокультурного опыта, сохраняю­щееся в идеальной форме. Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интел­лектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и уме­ний позволяет ему адекватно действовать на этой основе в лю­бой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность.

9.      Основные проблемы современного образования:

·         проблема преемственности (детский сад и начальная школа, начальная школа и средняя школа);

·         индустриализации и технологизации;

·         проблема содержания образования;

·         методов образования;

·         целей образования;

·         результата образования.

10.  Основные психологические принципы современного образования:

·         творческий характер развития;

·         ведущую роль социокультурного контекста развития;

·         ведущую роль сен­ситивных периодов развития;

·         совместную деятельность и обще­ние;

·         ведущую деятельность и законы ее смены;

·         определение зо­ны ближайшего развития;

·          амплификацию (расширение) дет­ского развития;

·          непреходящую ценность всех этапов детского раз­вития;

·         единство аффекта и интеллекта (принцип активного де­ятеля);

·         опосредствующую роль знаково-символических структур;

·         интериоризацию и экстериоризацию и неравномерность (гетерохронность) развития.

 

 

Основная литература:

1.      Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – 2-е изд., испр., перераб., доп. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

 

Дата: 8 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024