Тезисы лекции:
5.
Общеметодологический смысл понятия «образование».
Образование традиционно
определяется как создание человека по образу и подобию. В этом определении
может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая
трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «образование», как известно,
находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием «образ», «образ
Божий». Человек был создан по подобию Божию и понимание, постижение,
следование этому образу и трактовалось
как образование. Начиная с Возрождения, когда человек сам становится
ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития,
приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование
становится способом создания своего образа, лика, личности. При этом образ
культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в
образовании. Распространенный в Европе, Великобритании, США термин education (обозначающий образование) не имеет
корневой морфемы «образ», но он также понятийно достаточно широк по содержанию,
включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса.
Поэтому образование в силу его культуросообразности
объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как
интернализацию тех социокультурных
ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила,
традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является
нерасторжимой. «И воспитание, и образование нераздельны, —
подчеркивал Л.Н. Толстой. — Нельзя воспитывать, не передавая знаний,
всякое же знание действует воспитательно».
6.
Соответственно образование, может
рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система;
как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный
(совокупный) результат этого процесса (образованность).
7.
Образование как процесс. Образовательная система функционирует и
развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее,
— в учебно-воспитательном процессе. Образование как процесс не прекращается
до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям,
содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время,
характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной
черты.
·
Рассмотрение
образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его
сторон: обучения и научения (учения).
1.
Развитие человека в процессе образования
в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании
оно осуществляется.
8.
Образование как результат. Образование как результат может
рассматриваться в двух планах. Первый — образ того результата, который
должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в
форме образовательного стандарта.
Современные образовательные стандарты включают требования к качествам
человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям.
Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое
представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.
Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной
системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных,
личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно
действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом
плане является образованность.
9.
Основные проблемы современного образования:
·
проблема преемственности
(детский сад и начальная школа, начальная школа и средняя школа);
·
индустриализации и
технологизации;
·
проблема содержания
образования;
·
методов образования;
·
целей образования;
·
результата образования.
10. Основные психологические принципы современного образования:
·
творческий
характер развития;
·
ведущую
роль социокультурного контекста развития;
·
ведущую
роль сенситивных периодов развития;
·
совместную
деятельность и общение;
·
ведущую
деятельность и законы ее смены;
·
определение
зоны ближайшего развития;
·
амплификацию (расширение) детского
развития;
·
непреходящую ценность всех этапов детского
развития;
·
единство
аффекта и интеллекта (принцип активного деятеля);
·
опосредствующую
роль знаково-символических структур;
·
интериоризацию
и экстериоризацию и неравномерность (гетерохронность) развития.
|