1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Методология и методы психологии

3 курс, ОДО, бак

 

 

Семинарское занятие

№2-3

 

Модуль 2.  Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные психологические методы.

Внимание! Все задания отмеченные значком «ПИСЬМЕННО» выполняются в письменном виде и

 должны быть готовы к сдаче преподавателю!

План занятия:

Сем № 2

1.      Наблюдение – важный и сложный метод психологического исследования.

Задания:

·         «ПИСЬМЕННО» Найти и выписать из психологического словаря (выбор словаря на усмотрение студента) определение понятий «наблюдение» и «наблюдательность». Указать ссылку на источник.

·         «ПИСЬМЕННО» Прочтите приведенные ниже примеры. Выделите в каждом примере цель наблюдения, а также определите на основании лекционного материала, словарной и самостоятельной работы виды наблюдения (по различным параметрам) в приведенных примерах, кратко обоснуйте свою позицию.

Пример 1

Мать сообщает о Гюнтере в своих записях: «На стене был оторван кусок обоев. Заметна была попытка скрыть дефект стульями, придвинутыми к стене. Стулья были расставлены так, как это делает Гюнтер во время игры, и ясно было, что он является виновником дефекта. Я спросила Гильду и Гюнтера: „Кто оторвал кусок обоев?" Гильда уверенным тоном сказала: „Я нет", Гюнтер стоял, отвернувшись от меня, и ответил также: „Я нет". Спокойным тоном я его подозвала: „Подойди-ка". Гюнтер, спрятав руки за спину, просит: „Только не бить". Такое заявление равносильно признанию: Гюнтер ни разу не был наказан незаслуженно. Я: "Нет, я не буду тебя бить. Подойди-ка, мой мальчик. Посмотри-ка, это ты оторвал?» (Штерн К., Штерн В. Монографии о душевном развитии ребенка: Воспоминание, показание и ложь в раннем детстве. – СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1911. – С. 126).

Пример 2

Фрагмент урока

Учитель. Вы много раз слышали о том, что в наш век бурно развиваются наука и техника, растет поток информации, как теперь говорят. Чтобы этот большой объем новых знаний лучше сохранить, передать другим людям, ученые ищут способы записать информацию сокращенно, сжато. Вам самим приходится делать краткие записи материала?

Учащиеся. Да, иногда.

Учитель. Чем старше вы будете, тем чаще (в старших классах, в вузе, на работе) вам придется прибегать к кратким записям для себя об услышанном или прочитанном, составлять краткое описание своей работы для других.

Попробуем выполнить такое задание. Я вам раздам брошюры. Одни ребята на листках сделают краткую запись первой главы брошюры, другие – третьей главы…

(Учащиеся выполняют задание.)

Учитель. А теперь поменяйтесь листками, и пусть по вашей краткой записи ваш сосед восстановит тот текст, который вы записывали.

(Учащиеся выполняют задание.)

Учитель. Сравните тексты, которые вы получили, и тексты брошюр. Проанализируйте их и ответьте на вопрос: можно ли по вашим кратким записям получить представление о содержании текста? Какие здесь были ошибки? Что для вас составило наибольшую трудность? (Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1974. – С. 201).

·         «ПИСЬМЕННО» По записи наблюдения определите его цель, вид и форму регистрации.

Пример 3

1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после надевания парашюта. В это время был несколько встревожен и мало разговаривал, что для него совершенно нехарактерно. Жестикуляция была бедной, речь приглушенной. После совершения прыжка настроение приподнятое, но напряженность наблюдалась еще в течение часа.

2-й день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжен. Шутил, но напряженность еще давала себя знать.

4-й день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия парашюта на 10 с. Отделившись от самолета, прогнулся и обеспечил устойчивое положение тела. Открыл парашют через 10,2 с. Во время парашютирования действия были правильными. Перед приземлением развернулся в подвесной системе по ветру. После приземления настроение приподнятое.

6-й день. На старте перед посадкой в самолет был, как обычно, спокоен и благодушен. Много шутил и разговаривал с медиками. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отличался юмором.

14-й день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50-секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.

(взято из: Леонов А. А., Лебедев В. И. Восприятие пространства и времени в космосе. – М.: Наука, 1968. – С. 73.)

·         Познакомьтесь с примером программы стандартизированного наблюдения

Пример 4

Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке

(Составитель Л. А. Регуш)

Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке.

Инструкция эксперту-наблюдателю:

I. Подготовка к посещению урока (занятия)

1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения.

2. Внимательно изучить схему наблюдения.

3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему.

4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдения.

5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к дополнительной литературе.

II. Проведение наблюдения

1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения.

2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий; если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов).

3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.

 

Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий

Составлен по: Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1964.

Замечание– выговор, указание на ошибку.

Интонация – повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего.

Инструкция – сформулированная в слове последовательность действий.

Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Команда – краткий устный приказ.

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.

Нотация – наставление, выговор.

Ободрение – внушение бодрости, поднятие настроения.

Порицание – выговор, осуждение.

Поощрение – то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.

Просьба – обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания.

Распоряжение – 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.

Угроза – запугивание, обещание причинить зло.

Указание – наставление, разъяснение, указывающее, как действовать.

Упрек – неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь.

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

III. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5.

2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6.

3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.

Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.

В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.

Характеристика ранговых мест этих видов воздействий получена в исследовании С. В. Кондратьевой (Кондратьева С. В. Психологические проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. – М.: Педагогика, 1981).

4. Сделать вывод:

а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1–4 – высокие, 5–8 – средние, 9-12 – низкие ранговые места того или иного вида воздействий;

б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.

5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.

·         «ПИСЬМЕННО» Составьте свою программу наблюдения за учениками 1-го класса на уроке с целью диагностики их адаптации к учебной деятельности (вид наблюдения выберите самостоятельно).

Дополнительное задание:

·         Прочитайте статью М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. Метод наблюдения в психологии.

Источники статьи:

1.      Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М.Б.Михалевской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 3-20, 24-25.

2.      http://www.psychology-online.net/articles/doc-1211.html

 

2.      Проективный метод – важный метод исследования личности.

Задание:

·         Прочитайте словарную статью «Проективные методики» и связанные с ней словарные статьи с описание проективных методик в пособии Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова «Словарь-справочник по психологической диагностике» (любое издание).

·         «ПИСЬМЕННО» На основании изученных материалов подберите проективную методику, которую можно использовать для изучения особенностей личности младшего школьника. Аргументируйте свой выбор.

Сем № 3

3.      Беседа – специфичный метод психологического исследования.

Задание:

·        Прочитайте пособие Е.А. Бирюкевич «Изучение особенностей личности с помощью метода беседы» (Брест, 2005) скачав его с сайта www.1987.ucoz.org

·        «ПИСЬМЕННО» Провести исследование индивидуальных особенностей самооценки одного ребенка дошкольного или младшего школьного возраста с помощью методики «Лесенка» с соблюдением всех этических трбевований (см. Кодекс этический). Сдать преподавателю оформленный пакет документов по выполненной работе включающий в себя: титульный лист, программу беседу, протокол беседы, наглядный материал, анализ проведенной беседы и допущенных в ней ошибок, психологическое заключение на основании анализа содержания проведенной беседы.

4.      Метод анализа продуктов деятельности («архивный метод») – метод бесконтактного исследования.

Задание:

·        «ПИСЬМЕННО» Обратитесь к книге Ф.И. Иващенко «Практикум по методологии психологического исследования» (Минск, 2003) и выполните  задания № 39 и № 43.

 

Основная литература:

1.      Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.

2.      Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2003. – 272 с.

3.      Головин С.Ю. Словарь практического психолога, 1998 г.

4.      http://www.hr-portal.ru/article/nablyudenie-kak-metod-psikhodiagnostiki

5.      http://fictionbook.ru/author/lyudmila_regush/praktikum_po_nablyudeniyu_i_nablyudatelnosti/read_online.html?page=2

6.      http://www.psychology-online.net/articles/doc-1211.html

7.      Ф.И. Иващенко Практикум по методологии психологического исследования.       – Мн.: «ФУАинформ», 2003. – 138 с.

 

Дата: окт 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024