1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Психологическая помощь

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№1

 

Модуль 1. Психологическая помощь в системе практической психологии. Теоретические основы и методология психологической помощи.

 

План лекции:

Адресат психологической помощи. Социальный заказ на психологическую профессию. Связь академической и практической психологии. Специфика работы практического психолога. Основные качества деятельности квалифицированного психолога.

 

Тезисы лекции:

·         Ограничения в деятельности практического психолога

Квалифицированный психолог постоянно рефлек­сирует на содержание своей профессиональной дея­тельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации, понимает и принимает ограни­чения своих возможностей, проводит совместную рабо­ту с коллегами и представителями смежных специальностей психиатрами, врачами-терапевтами, психо­неврологами, нейропсихологами и др. Квалифицирован­ный психолог свое отношение к профессиональной деятельности не отождествляет с собственной Я-концепцией. Он рефлексирует это отношение как один из воз­можных источников профессионального роста.

Квалифицированный психолог адекватно относит­ся к проблеме профессионального роста как к необхо­димости постоянного профессионального взаимодей­ствия с коллегами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этими вопроса­ми» не является показателем его профессиональной некомпетентности, а наоборот, ограничения и их обо­снование как для клиента, так и для себя являются ис­точником профессионального роста практического психолога.

Неквалифицированный психолог работает без ог­раничений, берется за любую проблему, любой метод без необходимой профессиональной рефлексии на си­туацию его применения. Он не желает работать с дру­гими профессионалами, ориентируясь только на свои переживания, свою Я-концепцию как источник психо­логической информации и критерий ее достоверности. Отношение к своей профессии для неквалифицирован­ного психолога включено в его Я-концепцию и не яв­ляется специальным предметом рефлексии. Его пози­цию в этом плане можно обозначить так: «То, что я делаю как психолог, всегда правильно, так как я так считаю».

·         Межличностное влияние в работе практичес­кого психолога

Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наоборот реакции кли­ента влияют на него самого. Он осознает это влияние и во взаимодействии с клиентом его специально выде­ляет, фиксируя как свои чувства, мысли, желания и воз­можности, так и чувства, мысли, желания и возможно­сти клиента. Квалифицированный психолог это делает путем пересказа переживаний клиента, в виде откры­тых и закрытых вопросов и т. п. Существенно важно, что все эти виды воздействия на клиента показывают межличностное влияние, то есть показывают изменение в мыслях, чувствах желаниях и возможностях как клиента, так и психолога.

Для неквалифицированного психолога характерно отсутствие понимания межличностного влияния, он склонен видеть в действиях клиента отражение своих прямых воздействий. Таким образом, квалифицирован­ный психолог не выделяет содержание своей Я-концепции и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом.

·         Человеческое достоинство в работе практичес­кого психолога является самоценностью. Для квалифи­цированного психолога уважение достоинства клиен­та является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Одна из сторон работы квалифицированного психолога прояв­ляется в этом смысле в том, чтобы в адекватной для клиента форме сообщить ему психологическую инфор­мацию проблемы адекватного для клиента словаря психологической информации.

Для неквалифицированного психолога неуважи­тельное, даже оскорбительное отношение к клиенту не является предметом профессиональной рефлексии, он склонен приписывать своей профессии сверхзначи­мость, которая позволяет относиться к другим людям с позиции сверху.

Для неквалифицированного психолога нет специ­альных профессиональных проблем в получении и пе­редаче психологической информации, чаще всего для этого он использует пссвдоквалифицированный жаргон или перегружает свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность своей профессии.

·         Обобщенная теория в работе квалифицирован­ного психолога занимает особое место. Это обобщен­ное научное знание, на содержание которого он актив­но рефлексирует в ходе своей работы, постоянно осваивает новые теории и подходы. На их основе ква­лифицированный психолог создает и развивает соб­ственную концепцию психологической помощи. Он может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтернативных точек зрения, стремится к системному подходу в своей практической работе.

Неквалифицированный психолог привязан к одно­му подходу, не размышляет об альтернативах, у него всегда оценочное, практическое отношение к любым возможным точкам зрения. Он отвергает их, ориенти­руясь на известный ему подход, который не анализи­рует как систему, а принимает в качестве аксиомати­ческой посылки. Другими словами, обобщенная теория неквалифицированного психолога не является его лич­ным способом мышления, который он мог бы и хотел бы совершенствовать.

·         Отношение к обобщенной теории квалифици­рованного психолога характеризуется тем, что он рас­сматривает теорию как отражение реальности, он ви­дит в ней манеру мышления, вытекающую из его культурной и половой принадлежности. Он рассмат­ривает теорию как способ мышления, который может совершенствоваться и меняться в зависимости от культурной и половой принадлежности человека. Исходя из этого, отношение квалифицированного психолога к любой теории основано на выделении в ней моментов, как отражающих реальность психичес­кой жизни человека, так и реальность культурной и половой принадлежности автора теории, отражающе­го эту реальность в своей манере мышления.

Другими словами, квалифицированный психолог понимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания; если предмет (внутренний мир челове­ка) для всех исследователей один, то способы его опи­сания, анализа, обобщения для всех авторов будут разными. Это он видит и в своей собственной обоб­щенной теории, поэтому может соотносить ее с други­ми теориями.

Неквалифицированный психолог игнорирует спо­собы мышления авторов различных теорий, не выде­ляет предмета теории и способа мышления автора. Для него нет проблемы соотношения своей теории и тео­рий других авторов.

Описанные выше качества профессиональной дея­тельности практического психолога позволяют утверж­дать, что у квалифицированного психолога принципиально отличная от неквалифицированного психолога исходная точка в понимании и получении психологи­ческой информации о клиенте.

 

Основная литература:

1.      Абрамова Г. С. Практическая психология – М.: Академия, 1997. – 366 с.

 

Дата: 6 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024