1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№1

 

Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как  научной дисциплины.

 

План лекции:

Объект, предмет, цели и задачи этнической психологии и этнопедагогики.  Связь с другими науками.  Связь этнопсихологии и этнопедагогики и их специфика. Место этнопсихологии  и этнопедагогики в системе наук изучающих этнические общности.

Этнологическая этнопсихология (культурная антропология) и психологическая этнопсихология (кросс-культурная). 

            Методологические принципы этнопсихологии: детерминизм, единства сознания и деятельности, личностного подхода.

 

 

Тезисы лекции:

1.      Общее, единичное и особенное: национально-психологические особенности людей – одно из проявлений особенного. Они присутствуют у определенной группы людей, называемой этнос.

2.      Необходимо рассматривать национально-психологические особенности как реально существующие закономерности функционирования определенного вида социальной группы (социальная психология), проявляющаяся и преломляющаяся через конкретные личности – элементы данной группы (индивидуальная психология).

3.      Этнопсихология выступает как междисциплинарная область знаний, опирающая на этнологию, психологию, социологию, лингвистику, эко­логию, религиоведение, биологию, историю, антропологию.  Этнопсихология — это наука, возникшая на стыке социальной психологии, со­циологии, этнографии, этнологии, которые также изу­чают национальные культурно-психологические особен­ности этнических групп.

4.      Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой, но их нельзя отождествлять.

5.      Этнология— наука об этносах. Этнология исследует: классификации народов мира, их языков, хозяйственно-культурные типы. Этнология вбирает в себя все отрасли знаний заинтересованные в изучении этносов: антропологию, историю, этнопсихологию, этнографию, этнопедагогику и др.

6.      Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического типа человека. Основные разделы антропологии: антропогенез, морфология человека, соматология, этническая антропология (расоведение). Антропология может включать еще социальную антропологию и культурную антропологию.

7.      История — наука, изучающая прошлое человеческого общества в его конкретных событиях и интерпретирующая их через систему современных взглядов и теорий; наука об историческом развитии народов — этносов, которые образуют государства.

8.      Этнопсихология — наука о фактах, закономерностях и механизмах проявления психической типологии, ценностных ориентациях и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом пространстве. Этнопсихология отвечает на вопрос: как социальные и личностные механизмы идентификации и обособления исторически порождали глубинные психологические феномены — национальное самосознание (выражаемое местоимением «мы») с позитивными, комплементарными компонентами самопринятия, осознание соседних этносов («они»), амбивалентная направленность их соотношения (принятие и сотрудничество, с одной стороны, обособление и агрессия — с другой. Эта наука — смежная дисциплина с этнографией, этнопедагогикой, философией, историей, политологией и др., заинтересованными в изучении социальной природы человека и его сущности. Этнопсихология изучает национально-психологические особенности людей.

9.      Этнография— наука о сходстве и различиях между народами-этносами, а также этнических процессах, т.е. изменениях характерных черт во времени. Характеризует те свойства, благодаря которым этнос может быть выделен среди других этнических общностей. Через ракурс этнической специфики этнография показывает особенности внутриэтнической интеграции и межэтнической дифференциации. В силу близости предметных областей этнография заинтересованно относится к истории и социологии, в то же время «обеспечивает» заинтересованные науки знаниями о воспитательном воздействии на представителей определенного этноса традиционных форм быта, обычаев, обрядов, семейно-родственных отношений и др.; материалами о самоназвании и названии соседних этносов, которые раскрывают особенности воспитательного воздействия связей между ними на каждое новое поколение. Этнография описывает ценимые духовные качества, обряды, связанные с рождением ребенка и браком, отношения к старческому возрасту (смежные науки извлекают из этих описаний приемы и методы воспитательного воздействия традиций), структуру семьи и семейных групп — положение мужчин, женщин и детей, усыновление и т.п. Этнопсихология и этнопедагогика извлекают из этих описаний воспитательные моменты и анализируют их эффективность.

10.  Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в сферах: воспитания и образования молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, контроля и коррекции поведения, его мотивов внутри этноса, межэтнических оценок и поведения, отношения к природе. Данная наука объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и изучает опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

11.  Этнопсихология как наука, изучающая психологию различных этнических групп, не является устоявшейся научной дисциплиной. Даже сам термин «этнопсихоло­гия» не является общепризнанным в мировой науке.

12.  В мировой науке в XX веке сложилось как бы две этнопсихологии: этнологическая, которую часто называ­ют культурная антропология, и психологическая, для обозначения которой используют термин «сравнительно-культурная» (или кросс-культурная) психология.

13.  Культурная антропология опирается на культурно-специфический подход, т.е. культурантропологи стремят­ся изучить культуру какого-либо народа как бы изнут­ри, в полевых условиях, стремятся понять ее специфику без сравнения с другими культурами, используя при этом специфичные для этой культуры единицы анализа и тер­мины., составляя словарь основных понятий на языке изучаемой культуры, описывая любые элементы культу­ры, будь то жилища или способы воспитания детей, с точки зрения участника или носителя культуры. «Предметом культурно-психологической антропологии являются систематические связи между внутренним ми­ром человека и этнокультурными переменными на уров­не этнической общности» (Стефанекко Т.)

14.  Психологическая этнопсихология, или кросс -культурная психология, использует универсалистский подход, когда параллельно изучаются две или несколько куль­тур различных народов, выделяются общие универсаль­ные элементы и межкультурные различия» исследовате­ли при этом стараются занимать позицию внешнего на­блюдателя, стремятся дистанцироваться от изучаемых культур, применяя единицы анализа и сравнения, неза­висимые от культурного влияния. Таким образом, пред­мет сравнительно-культурной психологии — изучение сходства и различий психологических переменных в раз­личных культурах и этнических общностях.

15.  Многие культурантропологи негативно относятся к сравнительно-культурным исследованиям, утверждая, что каждая культура представляет собой уникальный и за­мкнутый мир, поэтому невозможно найти адекватные показатели для сравнения разных культур, а применяе­мые показатели сравнения и теоретические категории анализа несут отпечаток культуры самого исследовате­ля. Например, с позиции европейских культур японское слово «гейша» чаще ассоциируется с понятием «женщи­на легкого поведения», но такое сравнений неправильно и неправомерно, а найти подлинное значение понятия «гейша»  можно, проанализировав культурно-специфичес­кую роль гейши в японском обществе. Буквальный пе­ревод «гейша» — человек искусства, т.е. это своеобраз­ные актрисы, искусницы развлекать мужчин своим уме­нием петь, танцевать, декламировать стихи, шутить, вес­ти интеллектуальные беседы, играть в настольные игры, т.е. правильнее сравнивать гейшу не с проституткой, а с шутом, затейником, который развлекает гостей.

16.  Универсалисткий подход должен сочетаться с куль­турно-специфическим подходом, этнологи и психологи совместными усилиями должны стремиться выявить раз­личие и общее в культуре и психологии разных этничес­ких групп.

17.  Методологическими принципами этнопсихологии вы­ступают следующие принципы: принцип детерминизма — причинная обусловленность этнопсихологических яв­лений социальными, историческими, культурными и про­чими факторами; психологический принцип единства со­знания и деятельности: этнопсихологические особеннос­ти зависят от закономерностей тех видов деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общнос­ти. С другой стороны, национальное самосознание влия­ет на формы и результаты деятельности народа в целом; принцип личностного подхода: носителем этнопсихо­логических особенностей всегда выступает конкретная личность, которая имеет и личностно- и национально-особенные свойства.

18.  Этнопсихология — это наука, изучающая закономер­ности развития и проявления национально-психологи­ческих особенностей людей как представителей кон­кретных этнических общностей. Национально-психо­логические особенности людей — это реально существу­ющие, функционирующие и осознаваемые явления об­щественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказы­вающие большое воздействие на поведение и деятель­ность людей.

19.  Предмет исследования этнопсихологии — системати­ческие связи между психологическими и культурными переменными этносов, национально-психологические особенности людей.

20.  Объект этнопсихологии – этносы, (с древнегреческого переводится как народ, на­циональная общность) как исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые совокупности людей, обладающие общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психи­ки, а также сознанием своего единства и отличия от дру­гих подобных образований (самосознанием), фиксирован­ным в самоназвании.

21.  Задачи этнопсихологии:

·         обобщение данных о факто­рах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных эт­нических общностей;

·         изучение специфики мотивационной сферы национальной психики;

·         исследование нацио­нальных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности;

·         анализ закономерностей протекания национальных чувств, на­циональных установок, волевых процессов у представи­телей конкретного народа;

·          исследование своеобразия ком­муникативной сферы и норм общения народа;

·         сравни­тельное кросскультурное изучение национально-психо­логических особенностей различных народов с целью выявления закономерностей функционирования нацио­нальной психологии;

·         выявление отличительных нацио­нальных черт психологии;

·          обоснование учета националь­но-психологических особенностей в целях повышения эффективности политической, воспитательной, просве­тительской, социальной, культурно-массовой и трудовой деятельности;

·         изучение и совершенствование межкуль­турного и межнационального взаимодействия разных стран и народов.

22.  Этнопсихология должна развиваться во взаимодейст­вии с педагогической наукой. Воспитательная работа среди представителей разных народов имеет свою специ­фику, которую нельзя игнорировать. Национально-пси­хологические особенности воспитанников должен учиты­вать педагог. Зная национальную психологию, он может находить весомые аргументы в деле повышения качест­ва воспитательной работы. Этнопсихология помогает пе­дагогической науке исследовать; национальную специ­фику восприятия воспитательных воздействий предста­вителями конкретных национальных общностей; свое­образие содержания воспитательных мероприятий с уче­том исторического опыта различных народностей; осо­бенности адаптации людей той или иной национальнос­ти к воспитательным мероприятиям; эмоционально-эк­спрессивную сферу проявления национальной психоло­гии у представителей конкретных этнических общностей в процессе восприятия воспитательных воздействии; своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе воспитательного воздействия у различных народов; кон­кретные формы и способы коммуникативного воздей­ствия, сложившиеся в ходе исторического и культурного развития тех или иных общностей в нашем государстве; результативность воспитательной работы в националь­ных регионах государства в зависимости от применяе­мых методов психологического воздействия на людей той или иной национальности, формирование культуры меж­личностных отношений в процессе общения представи­телей различных этносов и наций.

 

Основная литература:

1.      Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учеб. для ВУЗов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 367 с.

2.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 1 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024