Тезисы лекции:
1.
Цель курса – углубленно изучить закономерности
развития эмпатии, как сложного психического феномена, а также использовать
приобретенные знания в практической работе в условиях школьного образования.
2.
Задачи курса:
·
проанализировать основные литературные источники по
проблеме изучения эмпатии, выделить тенденции и направления, определить
актуальное состояние проблемы;
·
развить навыки создания гипотетической модели «ППС
развития эмпатии у школьников разных возрастов (младший школьный,
подростковый, ранний юношеский) в условиях образовательного учреждения».
3.
В настоящее время образовательный процесс направлен
на целостное и комплексное развитие личности учащегося, которое позволит ему
успешно социализироваться и усваивать культурно-исторический опыт
человечества. Значимую роль в этом процессе играют социальные эмоции, которые выполняют важную регулятивную функцию
в психическом и личностном развитии ребёнка, определяют его отношение к
другому человеку и самому себе. Изучению социальных эмоций посвящено большое
количество исследований (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Я.З.
Неверович, В.К. Котырло, М.И. Лисина, B.C. Мухина, П.В. Симонов и другие).
Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоции направляют процесс
социализации растущего человека, помогают ему «входить» в мир взрослых и сверстников. А.В. Запорожец отмечал,
что социальные эмоции выполняют функцию ориентировки
ребёнка в предметах и явлениях окружающего мира, играя при этом большую
роль в формировании мотивов поведения.
Важное значение в изучении социальных
эмоций имеет исследование роли эмпатии как способности к постижению
эмоционального состояния другого человека, к параллельному переживанию
тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним
(сопереживание), к пониманию другого человека путем эмоционального
вчувствования в его переживания (сочувствие). Эмпатия занимает одно из
главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным"
образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Психологические
традиции изучения эмпатии первоначально были заложены в трудах по философии и
этике, что во многом обусловило научные подходы к теоретическому осмыслению
явления. Многие исследователи (3. Фрейд, К. Роджерс, М. Хоффман, А.А.
Бодалёв, Т.П. Гаврилова, Л.И. Джрназян, Л.П. Стрелкова, А.Г. Ковалёв, С.Б.
Борисенко и другие) связывают разработку проблемы эмпатии с нравственными и
эстетическими чувствами. Ряд психологов указывает на то, что эмпатия является важнейшей детерминантой
человеческих отношений (Е.Н. Васильева, Л.П. Выговская, О.И. Цветкова и другие).
Ребенок усваивает духовные и нравственные ценностей, которые трансформируются
в свойства личности и проявляются в отношениях с другими (А. Н. Мясищев С. Л.
Рубинштейн и другие). В этой связи эмпатия
выступает в качестве механизма установления взаимоотношений, являющихся,
по определению В.Н. Мясищева, субъективной стороной взаимодействия. Ребёнку
не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость,
способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Социальная среда, в которой находится ребенок, является источником
его развития. В зависимости от индивидуальных особенностей он
специфическим образом усваивает содержание этой среды, которое, интериоризируясь, становится свойствами
личности и проявляется в деятельности и общении. Важно понимать, каким
образом можно способствовать развитию эмпатии у школьника в условиях
образовательного учреждения.
4. Все методы современной науки делятся
на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. В качестве
самостоятельного можно выделить метод
моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических
и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы
представления и обработки данных. При проведении теоретического исследования
ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией —
представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических
моделей, схем, описаний в естественном языке и т. д. Теоретическая работа
совершается «в уме».
5. Эмпирическое исследование проводится
для проверки правильности теоретических построений; ученый взаимодействует с
самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным
аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования,
экспериментатор так же, как и теоретик, работает с графиками, таблицами,
формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном «во внешнем плане
действия»: рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. В
теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда
идеализированный объект исследования (точнее — умственный образ) ставится в
различные условия (также мысленные), после чего, на основе логических
рассуждений, анализируется его возможное поведение.
6. Метод
моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное,
абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь
пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному», тогда как
экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика
является современным вариантом индуктивного вывода). Теоретик пользуется
правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.
7. Для исследователя, применяющего
моделирование, модель — аналог объекта.
Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное
исследование объекта. К таким объектам относятся уникальные системы, недоступные
экспериментальному изучению, или системы, на которых эксперимент производить
по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная система и человек как
объект, например, ряда медицинских и психофармакологических исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа
удобства, большей простоты и экономичности проведения исследования. Так,
вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть
на модели (с учетом принципиально важных масштабных искажений). Вместо того
чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной
активности у человека, психологи успешно используют для этого «биологические модели»: крыс, обезьян,
кроликов и даже свиней.
8. Различают «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. «Физическая»
модель исследуется экспериментально. «Знаково-символическая» модель, как
правило, реализуется в виде более или менее сложной компьютерной программы, и
исследование ее поведения — дело теоретиков. Проблема «внешней» валидности
метода моделирования особенно остра, так как его успех зависит от меры сходства
объекта исследования с его аналогом.
9. Моделирование
— конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к
частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой
и/или доступный для исследования. Результат— модель объекта, процесса,
состояния.
10.
МОДЕЛЬ — схема, изображение или описание некоего
природного или общественного, естественного или искусственного процесса,
явления или объекта. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — построение моделей
протекания некоих психологических процессов с целью формальной проверки их
работоспособности.
11.
Нами может быть использован вид модели –
знаково-символический, схематический аналог.
12.
Задание: группа делиться на 3 рабочие подгруппы,
которые будут создавать собственные модели «ППС развития эмпатия у школьников
младшего школьного (1 группа), подросткового (2 группа) и раннего юношеского
(3 группа) возраста.
13.
Постановка 1 задачи: анализ группами доступных
источников по проблеме эмпатии, развития эмпатии, а также специфике
возрастных особенностей выбранных групп. Выполнение 1 задачи (в течении этой
и следующей пары). Результат – письменно сформулированные тезисы
теоретического анализа.
14.
Начальный базис литературы:
1.
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена // Вопросы психологии. – 2006. - № 3. – С. 78 – 86.
2.
Афанасьев С.Г. Эмпатические «феномены» И. Фолькельта
// Социально-гуманитарные знания. – 2008. -№6. – С. 298 – 304.
3.
Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы диагностики и
адаптации // Психологический журнал. – Т. 31. -№ 1. – 2010. – с. 41 – 54.
4.
Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия,
2004.
5.
– 544 с.
6.
Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной
психологии // Вопросы психологии. – 1975. - №2. – С. 147 – 158.
7.
Гоголь Н.В. Собр.соч. в 6 т. Т. 4. – М.:
Гослитиздат, 1952. – 464 с.
8.
Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической
психологии. – СПб.: Б&К, 2000. – 324 с.
9.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2002. –
464 с.
10. Ильин В.,
Аверьянова Г., Золотовский Ю., Купчин Н., Логинова В., Ромашкин К., Катина
Т., Ханова И. Постижение «Я»: (О философии гуманитарного знания) / В. Ильин и
др. // Высшее образование в России. – 2007. - №4. – С. 134 – 141.
11. Кочюнас
Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – М.:
Академический проект; ОППЛ, 2003. – 464 с.
12. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.:
Питер, 1996. – 684 с.
13. Попова Л.В. Методы изучения процессов
идентификации // Вопросы психологии. – 1988. №1. С. 163 – 167.
14. Райкрофт Ч. Критический словарь
психоанализа. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализ, 1995. – 288
с.
15. Шерток Л., Соссюр Р., де Рождение
психоаналитика. От Месмера до Фрейда. – М.: Прогресс, 1991. – 288 с.
16. Эстетика:
Словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
17. Юнг К. Психологические типы. – СПб., М.:
«Ювента», «Прогресс – Универс», 1995. – 717 с.
18. Юсупов И.М. Психология эмпатии
(Теоретические и прикладные аспекты) [Электронный ресурс]: дисс. … д-ра
психол. наук: 19.00.01 – М.: РГБ, 2005 (из фондов Российской Государственной
Библиотеки) // http://diss.rsl.ru/diss/02/0291/020291023.pdf 30.03.2010
19. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы
личностного и творческого развития
// Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 20 – 27.
|