1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Психологическая помощь

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№1

 

Модуль 1. Психологическая помощь в системе практической психологии. Теоретические основы и методология психологической помощи.

 

План лекции:

Адресат психологической помощи. Социальный заказ на психологическую профессию. Связь академической и практической психологии. Специфика работы практического психолога. Основные качества деятельности квалифицированного психолога.

 

Тезисы лекции:

1.      Кому она в первую очередь нужна, психологичес­кая помощь? Кто сформулировал социальный, обще­ственный заказ, который привел к появлению этой профессии со всеми ее свойствами, атрибутами, про­фессиональными качествами и действиями?

Мы уже отмечали, что XX век характеризуется возрастанием влияния одного человека или группы людей на жизнь очень большого числа людей.

Социальный заказ на профессию практического психолога формируется не в науке, мы уже отмечали в этом плане специфику научного психологического знания. Скорее социальный заказ на профессию прак­тического психолога осознается и формулируется в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека. О необходимости конкретного психологического зна­ния о человеке начинают говорить и представители смежных практических областей: учителя, врачи, юри­сты. Им это знание необходимо, так как они не могут решать главную задачу своей профессии целенап­равленно воздействовать на человека.

Вот в этих двух сферах и рождается доступное общественному сознанию представление о содержа­нии профессиональной деятельности практического психолога, человека, который мог бы получить объек­тивные данные об индивидуальных особенностях внутреннего мира человека. Феномен ожидания человека, устраивающего жизнь других людей, заботящегося об их благе за них самиходин из распространенных феноменов, в котором про­является социальный заказ на профессию практичес­кого психолога.

2.      Это та реаль­ность его профессиональной деятельности, которая связана с понятием Заказчика, Клиента и Пользовате­ля психологической информации. Кто они, эти люди? Общий ответ это взрослые и дети. Чтобы этот ответ не остался таким неопределенно общим, вспомним, что в соответствии с юридическими нормами за ребенка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже несет юридическую ответственность за свои дей­ствия. Это исходное положение для работы практи­ческого психолога с ситуацией получения и исполь­зования психологической информации, для решения вопросов об ответственности за психологическую ин­формацию, которую он несет как профессионал.

3.      Это исходное юридическое положение позволяет с должной степенью ответственности отнестись и к содержанию социального заказа, ориентированного на выявление индивидуальности человека. Характеристи­ки индивидуальности есть у всех людей, но не все люди могут ответственно относиться к этой своей особенно­сти. Практическому психологу надо четко представлять возможные варианты проявления индивидуальности человека, которые связаны с понятием нормы психи­ческого развития. Как известно, психически больной человек несет ограниченную ответственность за свою индивидуальность. Психически здоровый взрослый человек в большинстве случаев обладает возможнос­тью отвечать за проявление своей индивидуальности.

4.      Можно сказать, что социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые не являются психически больны­ми людьми (ими занимаются врачи-психиатры), а от­носятся к категории психически нормальных людей, способных потенциально к проявлению ответственно­сти за свою индивидуальность. В то же время практи­ческий психолог не нужен аутентичной, свободной личности, обладающей высокой культурной продуктив­ностью, способной нести юридическую и моральную ответственность за свою индивидуальность.

5.      Обобщенное, закономерное знание о челове­ке полученное группой людей-ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных методов, может быть названо научным или академи­ческим. Организуемое на его основе воздействие на человека представляет собой академическую психоло­гию.

6.      Специфический язык науки о человеке делал ее малодоступной для людей, занятых практическим воз­действием на других, в первую очередь, это предста­вители педагогических и других, ориентированных на человека, профессий. Другая особенность научного, академического знания затрудняющая его применение, состоит в том, что пользователь этого знания должен видеть исходные моменты получения этого знания позицию автора (авторов) закономерного знания. При этой рефлексии важно не потерять и свой подтекст действия ради чего, с какой целью я его (это знание) применяю.

7.      Вот эту-то процедуру и затрудняются произвести люди, пытающиеся использовать закономерное, досто­верное научное знание. Это обобщенное, закономерное знание может быть долгое время невостребованным, если в обществе нет заинтересованности в организации обоснованного и целенаправленного воздействия на группы людей или на отдельного человека. Вот тогда и возникает необхо­димость использовать это знание. Однако его особен­ность состоит в том, что оно требует специального «перевода» на язык непосредственного воздействия. Появляется потребность в специальных средствах та­кого «перевода», чтобы в процессе конкретизации обоб­щенного знания не было потеряно его главное каче­ство достоверность.

8.      Чтобы получить знание об индивидуальности че­ловека, практический психолог должен обладать обоб­щенным знанием, которое он будет использовать, ис­следуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека. Это обобщенное знание о человеке, научное, достоверное обеспечит ему рефлексию на содержании своего житейского опыта и позволит пользоваться критериями научной, а не житейской психологии, при анализе индивидуальности человека и конкретных обстоятельств его жизни. Психологическая информация, по­лученная в практической психологии, дополняет и уточ­няет обобщенное психологическое знание; в свою оче­редь, она обеспечивает обоснование для воздействия на человека в работе практического психолога.

9.      Необходимость обсуждения этого вопроса связана прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа практи­ческого психолога очень специфична своим предме­том индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профес­сии практического психолога. Например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его ква­лификации, в конечном счете проблемы подготовки практических психологов.

10.  Итак, основные качества профессиональной дея­тельности квалифицированного психолога и их отличия от деятельности неквалифицированного психолога:

·         Цели психологической помощи

Квалифицированный психолог ориентирует кли­ента в его целях, дает человеку возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Квалифицированный психолог рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности, то есть личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам сво­ей жизни. Другими словами, квалифицированный пси­холог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним.

Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склон­ностей. Например, психолог может демонстрировать клиенту свою исключительность как носителя профес­сии, подчеркивая постоянно свою компетентность как психолога. Или будет дискредитировать все высказы­вания клиента своими суждениями, которые направ­лены на обесценивание переживаний клиента, и т. п. Неквалифицированный психолог цели психологичес­кой помощи формирует на основе своей личной Я-концепции, поэтому игнорирует Я-концепцию клиента, не может дать ему направление и поддержку в совершен­ствовании Я-концепции.

·         Отклики или реакции практического психоло­га в ситуации профессиональной деятельности

Квалифицированный психолог может найти мно­жество реакций вербальных и невербальных на широкий спектр ситуаций и проблем.

Неквалифицированный психолог обладает типич­ным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика, склонен фиксироваться на одном или несколь­ких откликах.

Квалифицированный психолог, реагируя на ситу­ацию, избегает оценочных суждений по поводу дей­ствий клиента. Для неквалифицированного психолога существуют шаблонные оценки действий клиента.

·         Мировоззрение (концепция) практического пси­холога

Квалифицированный психолог понимает слож­ность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концеп­ции, поэтому стремится понять и использовать в рабо­те множество концепций.

Неквалифицированный психолог не имеет ясной концепции, не рефлексирует на предмет своей прак­тической деятельности, ограничивает свою работу рам­ками какой-то одной концепции. Часто происхождение содержания этой концепции ему неясно.

·         Культурная продуктивность практического психолога

Квалифицированный психолог способен к выра­ботке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индиви­дуальная и культурная эмпатия, наблюдательность явля­ются основой для культурной продуктивности. Это по­зволяет ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы. Это позволяет квалифицированному психологу обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного. Таким об­разом, квалифицированный психолог осуществляет куль­турную продуктивность не на основе своей Я-концепции, а на основе своего отношения к профессии практическо­го психолога, которая предполагает высокую культурную продуктивность за счет рефлексии на содержание про­фессионального взаимодействия с клиентом.

Неквалифицированный психолог способен рабо­тать только в рамках одной культуры, которую он по­нимает через содержание своей Я-концепции, себя, свою культурную продуктивность неквалифицирован­ный психолог рассматривает как проявление обще­культурной нормы, стандарта поведения.

·         Конфиденциальность в работе квалифицирован­ного психолога есть всегда. Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее зна­чимость для клиента. Он может и должен проводить четкое разграничение Заказчика психологической ин­формации, Клиента и Пользователя психологической информации. Квалифицированный психолог понима­ет меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридичес­кими нормами регуляции ответственности.

Неквалифицированный психолог нарушает прави­ло конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботится о ее хра­нении и передаче. 

 

Основная литература:

1.      Абрамова Г. С. Практическая психология – М.: Академия, 1997. – 366 с.

 

Дата: 6 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024