1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Содержание учебной дисциплины

«Этнопедагогика и этнопсихология»

 

Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как  научной дисциплины.

Объект, предмет, цели и задачи этнической психологии и этнопедагогики.  Связь с другими науками.  Связь этнопсихологии и этнопедагогики и их специфика. Место этнопсихологии  и этнопедагогики в системе наук изучающих этнические общности.

Этнологическая этнопсихология (культурная антропология) и психологическая этнопсихология (кросс-культурная). 

            Методологические принципы этнопсихологии: детерминизм, единства сознания и деятельности, личностного подхода.

            Понятия «национально-психологические особенности», «этнические общности», «этнос», «нация», «раса», «культура». Многообразие культур. Культурные универсалии. Структурная организация культуры.

            Проблема детерминации различий в психологии народов: географическая школа, психологическая. «Основная личность», «модальная личность». Структура этнической национальной психологии. Национальный характер. Национальные чувства и настроения. Национальные интересы и ориентации. Национальные традиции.

Национально-психологические особенности (НПО): мотивационно-

Фоновые, интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, волевые, коммуникативные.  Национальное самосознание, его структура. Установка и стереотип как механизмы проявления НПО. Функции НПО: регулирующая и конструирующая.

Этническая идентичность (ЭИ). Этничность. Когнитивный и аффективный компоненты ЭИ. Историческое развитие ЭИ. Негативная и позитивная ЭИ. Факторы, влияющие на формирование ЭИ. Модель двух измерений этнической идентичности. Варианты динамики ЭИ во взаимодействии культур.

История идей этнопсихологии. Древний период (Гиппократ, Геродот). Первые теоретические представления (Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, И. Кант, Д. Юм, Г. Гегель, др.). Географическое направление. Деятельность Русского географического общества. Вклад русских ученых в становление и развитие этнопсихологии (М. Ломоносов, Н. Новиков, П. Чаадаев, П. Ковалевский, Г. Шпет, Д. Кавелин и др.).  Выделение этнопсихологии как самостоятельной науки в 19 веке (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Психологическое направление в этнологии в 30-е годы 20 в. (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид, Р. Линтон). Культура и личность. Психологическая антропология.

Этнопсихологические исследования. Релятивизм, абсолютизм и универсализм, концепции, созданные в их рамках. Концепция конфигурации культур Р. Бенедикт. Гипотеза различий в восприятии разных народов У. Риверса. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира. Концепция ментальности Л. Леви-Брюля. Концепция универсальности мышления К. Леви-Стросса.

Проблема этнопсихологического исследования личностных свойств. Этнопсихолингвистические исследования. «Местные» концепции личности (И. Сау).

Этнопсихология и этнопсихиатрия. Влияние культурного контекста на различные аспекты психический заболеваний.

 

Модуль 2. Основные проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Мир детства: понятие и современные проблемы. Культурная идентичность современного школьника.

Национальный характер и менталитет. Социально-исторический подход. Определения национального характера. Структура национального характера. Ментальность и менталитет (в широком и узком смыслах). Исследования менталитета французской школой (Л. Февр, М. Блок, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби). Индивидуальный, общественный и менталитет социума. Менталитет как часть социальной информации. Носители социальной информации. Каналы трансляции менталитета.  Структура и функции менталитета. Стабильность и динамика менталитета. Массовое сознание и его структура.

Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения. Социальная дистанция. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в различных культурах. Модель «атрибуции достижений» Б. Вайнера и исследования атрибуции. Традиции и обычаи, чувство страха, вины, стыда и др. как регуляторы социотипического поведения. Стержневые особенности культур (У. и К. Стефаны).

Этнопсихология семейных отношений. Динамика развития супружеских отношений в моно- и разноэтнических семьях. Формы брачно-семейных отношений: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья, моногамная семья; патриархальная, матриархальная, традиционная и др.

Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей. Мир детства: понятие и современные проблемы.  Социализация и инкультурация (М. Херсковиц). Этапы инкультурации. Механизм культурной трансмиссии и его виды. Исследования влияния воспитания на формирование национально-психологических особенностей (А. Кардинер, М. Мид, Р. Ронер, Б. и Дж. Уайтинг, У. Ламберт). Культурная идентичность современного школьника. Взаимозависимость возраста ребенка и его национально- культурной идентификации. Особенности систем воспитания в разных странах. Обряды инициации: функции и формы проявления.

Этническая адаптация. Межкультурная адаптация, аккультурация, психологическая аккультурация. Этапы адаптации. «Культурный шок» (К. Оберг). Факторы, влияющие на протекание культурной адаптации. Реадаптация. Геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция – последствия межкультурного контакта для этнической группы. Варианты отношения к межкультурному контакту.

Межэтнические отношения. Межгрупповое восприятие и его характеристики. Национальные стереотипы и предрассудки: функции, свойства и последствия. Этноцентризм, его показатели (М. Бруэр, Д. Кэмпбелл). Национализм. Расизм. Феномен «мы» и «они». Этнические конфликты: причины и цели. Подходы к анализу причин этнических конфликтов (З. Фрейд, К. Лоренц; Н. Миллер, Д. Доллард; Т. Адорно; М. Шериф; А. Тэшфел). Макростратегии разрешения этнических конфликтов. Психологические факторы, облегчающие межэтническое понимание.

 

Этнопсихологическая характеристика народов России. Национально-психологических особенности русских, украинцев, белорусов, народов Поволжья, народов Севера и Сибири, народов Северного Кавказа, народов Средней Азии.

Русский национальный характер. Исследования  и идеи П. Ковалевского, Н. Бердяева, Н. Лосского, П. Сорокина, А. Бороноева, П. Смирнова, К. Касьяновой, Д. Лихачева и др. Русский национальный характер и характер русской нации. Взгляды Дж. Горера, М. Мид, Э. Эриксона на русский национальный характер. Особенности русского национального характера.

 

Национально-психологическая детерминация воспитательной работы в коллективе. Этносоциальная компетентность. Готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями этнических общностей. Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. Культура межнационального общения. Способы подготовки к межкультурному взаимодействию. Межкультурный тренинг. Межкультурная сензитивность.

 

Модуль 3. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций.

Феномен народной педагогики. Связь народной и научной педагогик. Взаимоотношения с природой как источник народной педагогической мысли. Принцип гармонии, триада «ум – доброта – трудолюбие». Религия как источник народной этики. Христианская этика и мораль. Десять заповедей – основа христианской морали. Мораль и этика ислама. Мораль и этика буддизма. Мораль и этика иудаизма. Этические ценности северных народов.

Семья – важнейший институт воспитания. Особенности воспитания в крестьянской семье, княжеской семье. Казачья народная педагогика. Внутрисемейные взаимоотношения в армянской семье, у цыган. Воспитательные традиции мусульман. Воспитательные традиции народов исповедующих буддизм. Воспитательные традиции иудаистов. Корейская народная педагогика.

Общечеловеческие ценности в народной педагогике. Гуманизм, универсальные нравственные принципы.

Эстетическое развитие личности. Колыбельные песни. Национальная одежда. Архитектура. Народное искусство.

Народная дипломатия. Культура мира и ненасилия.



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024