1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 20
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Содержание учебной дисциплины

«Психология образовательного процесса в начальной школе»

 

Модуль 1. Проблемы модернизации начального образования. Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника.

Образование в общекультурном контексте. Образование как система воспроизводства культуры. Принципы природосообразности и культуросообразности образования. Поиск новых принципов образования. Общеметодологический смысл понятия «образование». Связь обучения и воспитания. Образование как образовательная система, образовательный процесс и образовательный результат. Основные проблемы и психологические принципы современного образования.

Социальная ситуация развития младшего школьника. Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Структура учебной  деятельности. Взаимодействие учителя и ученика. Взаимодействие ученика и сверстников. Учебная деятельность и игра. Учебная деятельность и труд. Психологические образования младшего школьного возраста.

Модуль 2. Характеристика учебной деятельности  как ведущей в младшем школьном возрасте.

Внешняя структура учебной деятельности.

 Мотивация – первый компонент структуры учебной деятельности. Мотив – мотивация – мотивационная сфера. Различные трактовки мотива. Структура мотивации. Классификации мотивов.

Учебная мотивация. Интерес в мотивационной сфере. Мотивационные ориентации и успешность деятельности. Отношение к учению в мотивационной сфере. Связь умственного развития и мотивации. Целеполагание и мотивация. Устойчивость учебной мотивации.

Учебная задача в структуре учебной деятельности. Цель, деятельность, действие, задача, задание. Общая характеристика учебных задач. Структура учебной задачи. Способ решения задачи. Особенности и психологические требования к учебным задачам. Система учебных задач. Учебная ситуация. Проблемная ситуация.

Действия в структуре учебной деятельности. Деятельность, действия, операции. Виды учебных действий.

Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности. Роль учителя и сверстников в развитии самоконтроля и самооценки.

Задание:

Используя полученные на лекции, а также при самостоятельной работе и при подготовке к семинарскому занятию знания, создать модель учебной деятельности.

Модуль 3. Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы. Формы организации обучения и воспитания младших школьников. Реализация образовательного процесса в различных системах образования.

Педагогическая система, педагогическая программа. УМК (учебно-методический комплекс), его структура. Система образования Л.В. Занкова. Система образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Традиционная система образования: программы «Школа 2000, 2100» (Л.Г. Петерсон), «Школа России» (А.А. Плешаков), «Гармония» (Н.Б. Истомина), «Начальная школа 21 века» (Н.Ф. Виноградова).

Задание:

Подгруппы создают описания выбранной системы или программы «Я преподавал(а) бы по системе (программе)…»

 

Модуль 4. Психологические условия обеспечения здоровьеоберегающей среды в начальной школе.

         Понятие о здоровьесберегающей среде. Трактовка здоровья в современной литературе. Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка. Соматическое, психическое, социальное здоровье младшего школьника и их критерии. Причины нарушений психического развития. Понятия «психологический запрос» и «психологический диагноз».  Пути сохранения психологического здоровья детей. Влияние коллектива на сохранение психологического здоровья детей.

Родители младших школьников как субъекты образовательного процесса, способствующие созданию здоровьесберегающей среды. Ожидания и позиции родителей в образовательном процессе. Пути сохранения психологического здоровья семьи.

         Модуль 5. Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов

Педагог начальной школы как субъект педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога.

Психологическая сущность педагогической деятельности учителя начальной школы. Характеристики педагогической деятельности учителя начальной школы. Мотивация педагогической деятельности учителя начальной школы. Педагогические функции и умения. Индивидные предпосылки деятельности педагога учителя начальных классов. Связь индивидуальных особенностей и способностей педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога начальной школы. Профессиональное самосознание педагога начальной школы как основа личностного и профессионального совершенствования. Понятие о продуктивности и уровнях профессионально-педагогической деятельности.

Учебно-педагогическое сотрудничество в начальной школе. Общение в образовательном процессе. "Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.

 

Модуль 6. Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками

Психолого-педагогическая диагностика образовательного процесса. Психологический анализ урока. Психологический анализ воспитательного взаимодействия с учащимися.

Основные направления и содержание деятельности психологической службы в образовательном учреждении. Основы и направления сотрудничества педагога и психолога.

Задачи педагогической диагностики. Этапы обследования ребенка. Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей. Этические нормы проведения диагностической работы.

         Коррекционно-развивающая работа детского практического психолога в начальной школе. Методы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками. Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы. Показатели эффективности коррекции. Сотрудничество педагога и психолога при проведении коррекционно-развивающей работы. Этические нормы при проведении коррекционно-развивающей работы.

 



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024