Содержание учебной дисциплины
«Методология и методы психологии»
Модуль 1. Методология и наука. Научное исследование, его принципы и структура.
Понятие научного метода. Методология как наука о методе и совокупность методов познания. Признаки научного знания. Структура научного исследования. Виды исследования. Идеальное и реальное исследование. Факты, закономерности и механизмы – формы знания. Теория и ее структура.
Этика научного исследования.
Модуль 2. Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные психологические методы. |
Классификации методов психологического исследования: Б.Г. Ананьева, Г.Д. Пирьова, С.Л. Рубинштейна, М.С. Роговина и Г.В. Залевского. Эмпирические, теоретические методы, методы интерпретации и описания. Двухмерная классификация эмпирических методов.
Особенности неэкспериментальных эмпирических методов. Наблюдение: не- и систематическое, «сплошное» и выборочное, непосредственное и опосредованное, внешнее и включенное. План наблюдения. Достоинства и недостатки метода. Ошибки наблюдения. Беседа: клиническая и опрос (анкетирование, интервью). Достоинства и недостатки метода. «Архивный метод» (анализ продуктов деятельности): биографический метод, контент-анализ. Проективный метод.
Задания:
Выполнить упражнения практикума, описанные в планах семинарских занятий.
Модуль 3. Психология психологического эксперимента.
Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Типы испытуемых, мотивация участия в эксперименте. Методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент. Норма эксперимента. Инструкция. Влияние личности экспериментатора на результаты, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. Описание экспериментальной ситуации. Принятие экспериментальной задачи. Типы экспериментальных ситуаций и стиль общения испытуемого и экспериментатора. Рекомендации по организации экспериментального общения.
Модуль 4.Процедура и основные характеристики психологического эксперимента.
Классификация методов организации исследования. Виды экспериментального исследования. Этапы проведения целостного экспериментального исследования. Схема реализации экспериментальной процедуры. Валидность: внутренняя, внешняя и операциональная. Планирование эксперимента и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность. Переменные: зависимая, независимая и внешние. Экспериментальная выборка и способы ее создания. Понятие об экспериментальной и контрольной группах. Репрезентативность экспериментальной выборки. Методы контроля экспериментальных переменных, виды независимых, зависимых и внешних переменных и отношения между зависимой и независимой переменными.
Модуль 5. Экспериментальные и неэкспериментальные планы.
Планирование эксперимента. Основные экспериментальные планы: планы для одной и двух независимых переменных, факторные планы, планирование по методу латинского и греко-латинского квадратов. Взаимодействие независимых переменных, виды взаимодействия. Планы экспериментов на одном испытуемом. Анализ кривых научения. Планирование по методу временных серий. Контроль асимметричного переносов и плацебо-эффекта. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы, в том числе планы временных серий. Эксперимент ex-post-facto. Корреляционное исследование и его планирование. Виды планов корреляционного исследования. Перспективы развития эксперимента: многомерный эксперимент, дифференциально-психологический эксперимент, кросскультурные исследования.
Модуль 6. Психологическое измерение.
Основания теории измерений, классическая теория психологических измерении. Типы шкал и виды допустимых преобразовании. Виды шкальных преобразований. Психологическое тестирование, обобщенная модель теста. Основные виды психологических измерений, их классификация, классическая статистическая теория теста. Измерительные качества теста и их оценка. Стохастическая теория тестов (теория выбора ответа) и ее модификации: модели Лазарсфельда, Раша, Бирнбаума. Оценка трудности заданий и градуировка теста.
Модуль 7. Интерпретация и представление результатов.
Результаты эмпирического исследования и их представление. Принятие решения о гипотезе (подтверждение, опровержение). Ошибки первого и второго рода, их причины и средства минимизации. Обобщение экспериментальных результатов на другие выборки, другие условия эксперимента и на других экспериментаторов. Представление результатов исследования: графическое, символическое и вербальное. Требования к научному тексту. Структура и содержание научной статьи. Оформление научной статьи. Стандарт «Психологического журнала» и стандарт АРА (США).
Модуль 8. Принцип дополнительности в психологическом эмпирическом исследовании.
Телеологический подход. Каузальный подход. Естественнонаучный подход. Герменевтический (понимающий) подход.