Этнопедагогика
и этнопсихология |
3 курс,
ОДО, бак |
||
|
|
||
Лекция |
№7 |
||
|
|||
Модуль 2. Основные
проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Мир детства: понятие
и современные проблемы. Культурная идентичность современного школьника. |
|||
|
|||
План лекции: Этнокультурная
вариативность социализации и воспитания детей. Мир детства: понятие и
современные проблемы. Социализация и
инкультурация (М. Херсковиц). Этапы инкультурации. Механизм культурной
трансмиссии и его виды. Исследования влияния воспитания на формирование
национально-психологических особенностей (А. Кардинер, М. Мид, Р. Ронер, Б. и
Дж. Уайтинг, У. Ламберт). Культурная идентичность современного школьника.
Взаимозависимость возраста ребенка и его национально- культурной идентификации.
Особенности систем воспитания в разных странах. Обряды инициации: функции и
формы проявления. Этническая
адаптация. Межкультурная адаптация, аккультурация, психологическая
аккультурация. Этапы адаптации. «Культурный шок» (К. Оберг). Факторы,
влияющие на протекание культурной адаптации. Реадаптация. Геноцид,
ассимиляция, сегрегация, интеграция – последствия межкультурного контакта для
этнической группы. Варианты отношения к межкультурному контакту. |
|||
|
|||
Тезисы лекции: 1.
Этнокультурная вариативность
социализации и воспитания детей. Наибольшие достижения этнопсихологии связаны с изучением
проблем социализации детей разных народов, в разных культурах. Исследования
проводились по следующим направлениям: процессы
социализации; взаимосвязь между
воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества. 2.
Социализация — процесс интеграции человека в человеческое
общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных
ролей. М. Херсковиц предложил понятие «инкультурация»
— процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в
результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое
сходство с представителями рассматриваемой культуры. Процесс инкультурации
начинается с момента рождения — с
приобретением ребенком первых навыков и освоения речи и происходит без
специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия с взрослыми
людьми на основе накопления собственного опыта. Конечный результат процесса
инкультурации — человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей
культуры. Процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и
без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.
Херсковиц выделяет два этапа инкультурации: 1. этап детства — освоение языка, норм и ценностей культуры, но
ребенок ограничен в правах выбора или оценки этих норм, он их «впитывает»,
управляемый взрослыми через систему наказания и поощрения; 2. этап зрелости —
вхождение в культуру не заканчивается с достижением человеком
совершеннолетия, но инкультурация у взрослых носит прерывистый характер и
касается отдельных фрагментов культуры- изобретений, новых, пришедших извне
идей, при этом взрослый человек имеет возможность принимать или отбрасывать
то, что ему предлагается культурой, имеет возможность не только сохранять, но
и развивать культуру. В этнопсихологии используется понятие культурной
трансмиссии — это механизм, с помощью которого этническая
группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям.
Обычно выделяют 3 вида трансмиссии: вертикальная трансмиссия, в
процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей
к детям; горизонтальная трансмиссия- ребенок осваивает традиции
культуры в общении со сверстниками; « непрямая трансмиссия » — человек
обучается в школах, вузах, у родственников, соседей. 3.
В
полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых,
принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации. 4.
Во
многих традиционных культурах
ребенок принадлежит не только отцу и матери, но и всей общности, в которой
он живет, и тогда общность принимает участие в его воспитании. Многие народы
различают физическое и социальное родство, понимая последнее как родство по
кормлению и воспитанию. Ребенка в таких традиционных культурах, близких к
первобытной культуре, с момента рождения кормят грудью разные женщины,его
передают из рук в руки,из дома в дом, его воспитывают и родственники, и
другие соплеменники, обучают его нормам поведения, нравам, трудовым приемам.
По мнению Эриксона, в традиционной культуре крестьянской России в воспитании
детей принимали участие не сами родители, а вся большая семья,
«представителем образа матери периода младенчества являлась бабушка». В Советском
Союзе главным социализитором являлось само государство, поэтому его граждане
претендовали на участие в воспитании чужих детей. А обычай индейцев юрок
оставлять ноги младенца в колыбели открытыми приводит к тому,что они рано
начинают ползать, проявляют повышенную активность и самостоятельность во
взрослой жизни. Если культура племени мундугуморов не поощряет ласковое и
любящее отношение к детям, а, наоборот, суровость, то в дальнейшем вырастают
агрессивные и враждебные люди, склонные к насилию, эксплуатации, даже
каннибализму. Если дети в племени арапешей живут в обстановке доброжелательности
и заботливости, если их защищают от агрессии и драк, то из младенцев
постепенно формируется базовая личность добродушного, кроткого взрослого. 5.
Американский
культурантрополог Р.Ронер выделил 3
типа возможного отношения родителей к ребенку (понимание и любовь;
враждебность и агрессия; безразличие, равнодушие, отвержение), которые в
разной степени характеризуют культуры и определяют особенности народа. В
среднем большинству культур присущ достаточно высокий уровень родительского
принятия и заботы о детях. В разный культурах имеется свой уровень
родительского контроля, родительской строгости или вседозволенности. В
культурах, где родительский контроль превалирует, например в Корее, он
воспринимается детьми как норма, как родительская заботливость, а вовсе не
как отвержение и отсутствие любви. В тех же культурах, где, как в
современной Германии, высоко ценится снисходительное отношение родителей к
детям, строгий контроль воспринимается детьми как отвержение. 6.
Внимание
этнопсихологов обращено на степень представленноети в культурах шести основных измерений воспитания детей:
послушание (т.е. обучение их подчиняться взрослым); ответственность за
порученное дело, за свое пропитание или домашние дела; заботливость (обучение
детей помогать младшим братьям, сестрам, больным и старикам); стремление к
достижениям (обучение не боятся условий соревнования с другими членами
общности и добиваться высоких результатов и успехов); самостоятельности
(способность заботиться о себе и быть независимыми в удовлетворении своих
потребностей); общая независимость (обучение детей свободе от контроля и
надзора). В общем виде все эти параметры воспитания можно свести к двум
полюсам: один полюс — обучение
уступчивости (послушанию, ответственности, заботливости), а другой полюс
— обучение самоутверждению
(стремление к достижениям, самостоятельности, независимости). Все культуры
можно проранжировать от ориентированных исключительно на воспитание
уступчивости до ориентированных на воспитание прежде всего стремления к
самоутверждению. Можно предположить, что этническая общность выбирает ту или
иную практику воспитания в зависимости от качества необходимых для выживания
во взрослой жизни. Впрочем, самоутверждение и
послушание не обязательно исключают друг друга. Так, в японской
культуре традиционное воспитание направлено на формирование
дисциплинированности и послушания, но и одновременно на формирование
стремления к достижениям. Только, в отличие от американца, японец в процессе
социализации прочно усваивает, что для достижения жизненного успеха
послушание полезнее независимости. С самого детства ребенок в Японии
осознает подчиненность своих желаний интересам группы и любыми средствами
стремится избежать позора для себя и своей семьи. 7.
Стиль
воспитания, принятый в той или иной культуре, зависит от многих факторов: от
содержания преобладающей хозяйственной деятельности, от социальной структуры
общества, от структуры семьи и др. Тип культуры и стиль воспитания приводит к
закреплению определенных форм поведения детей и взрослых. По шкале с
полюсами зависимости — доминантности и заботливости — ответственности дети
из сложных культур (США, Япония, Индия) имели более высокие
показатели на полюсе зависимости — доминантности и более низкие — на полюсе
заботливости — ответственности, чем дети из простых культу) (Филиппины,
Мексика, Кения). Т.е. в поведении маленьких американцев, японцев, индийцев
чаще встречались эгоистические поступки типа «ищет помощи и внимания» (зависимость)
и «ищет господства* (доминантность). А маленькие филиппинцы и мексиканцы
чаще предлагали «помощь и поддержку» (заботливость) и «ответственно
советовали» (ответственность). Таким образом, в простых культурах большое
значение приобретают нормы родственной и соседской взаимопомощи, развиваются
коллективистские черты личности, дети привыкают помогать родителям в повышении
экономического благополучия семьи и в заботе о младших, В сложных же
культурах со множеством различных социальных ролей и иерархической
структурой, где даже родственники зачастую выступают в качестве конкурентов,
у детей воспитывается умение добиваться помощи при достижении своих целей,
эгоистическая доминантность, дух соперничества, конкуренции. В культурах,
где сохранились традиции большой семьи, состоящей из нескольких поколений:
интересы которых могли не совпадать и требовалась авторитарность для сохранения
порядка в семье (Индия, Кения, Япония), дети чаще проявляли агрессию — делали
замечания, нападали, стремились командовать младшими братьями. В странах,
где преобладают нуклеарные семьи (США, Мексика, Германия), не требуется
проявлять авторитарное поведение в семье, и дети усваивают в большей степени
дружеские формы поведения. 8. Сравнительные исследования канадского
ученого У. Ламберта особенностей воспитания в 11 странах и народах показали,
что строгость родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а
от их социального положения. Во всех странах родители-рабочие были склонны к
большей требовательности, чем представители среднего класса, что, видимо,
является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных
работников, которым придется подчиняться и во взрослой жизни. А в этническом
плане японские родители были более терпимы к детям во всех ситуациях, кроме
приучения детей к гигиене. На втором месте — американские родители,
проявлявшие больший либерализм и терпимость, чем европейцы. 9. В разных культурах имеются свои
отличительные отношения к периоду
отрочества, когда происходит формирование новой социальной идентичности
подростка, переход к статусу взрослого. В разных этносах не совпадают даже
его временные границы: «для пятнадцатилетнего древнего грека еще продолжалось
детство, для туркмена и украинца начиналась молодость, а чуваш считался уже
«полным мужиком» (Павленко,Таллин, 1993). Период вхождения во взрослую жизнь
значительно короче в традиционных обществах, где ребенок с раннего детства
включен в посильный труд и осваивает основные бытовые и хозяйственные
навыки, необходимые взрослому уже к 10-12 годам.У подростков в традиционный
культурах и период полового созревания проходит бесконфликтно, в отличие от
индустриальных обществ, где период между половым созревание и началом
взрослой жизни является периодом конфликтов и потрясений вследствие резкого
отличия норм поведения детей и взрослых. Во многих культурах существуют
специальные обряды инициации —
перехода подростка в мир взрослых, полноправных членов племени. При анализе
183 культур, являющихся аналогами первобытности, инициации мальчиков были
обнаружены в 63, инициации девочек в 85 культурах. Вариации мужских инициации
разнообразны: они могут быть кратковременными или длительными, могут носить
праздничный характер или сопровождаться физическими лишениями, болью, даже
ритуальной генитальной хирургией (обрезание, насечки, татуировки), могут
включать специальное обучение навыкам мужской работы, религиозным ритуалам,
традициям этнической общности, приобщение к социальным и политическим
нормам, регулирующим жизнь племени. 10. Культурантропологи не только
классифицируют обряды инициации,
существующие у разных народов, но и пытаются выявить их психологические функции. М. Мид в качестве психологической
функции инициации рассматривала цель высвобождения мальчика из-под влияния
матери и власти женщин, а психоаналитики предполагают, что инициации призваны
разрешать эдиповы конфликты, преодолевать влечения инцеста и предупреждать
бунт против отца. И конечно, всегда
инициации выполняют социальную
функцию — отлучение от статуса ребенка, подготовка к новому статусу
взрослого и прием в общество взрослых как полноправного члена. Обряды
инициации являются важным элементом социализации, они способствуют осознанию
личностью своей принадлежности сразу к нескольким группам: присвоение
сексуальной идентичности как сексуально-зрелого индивида; формирование
идентичности в качестве члена группы сверстников; формирование гендерной
идентичности — осознание себя мужчиной в качестве члена высокостатусной
группы — избранного мужского клана; формирование социальной идентичности —
осознание себя в качестве полноправного члена общины, укрепление чувства
сплоченности племени, принятие древних порядков, как священных и незыблемого
наследия предков». Поэтому инициации требуют от подростка полной покорности и
подавляют проявления самостоятельности и инициативы, чтобы обеспечить единение
подростка с этнической общностью, поддерживая связь поколений в обществе. Но
в основе обрядов инициации лежит все-таки классификация людей по полу и
формирование прежде всего гендерной идентичности. Поэтому не следует
удивляться исчезновению инициаций в более сложных социальных и культурных системах.
В современном западном обществе взросление представляет собой серию
автономных друг от друга социальных переходов (гражданское совершеннолетие,
начало трудовой деятельности, вступление в брак), а гендерная идентичность
утратила былое значение и уступила место другим, социальным идентичностям
(этнической, профессиональной, классовой). 11. Этническая адаптация. С древности до
наших дней происходит установление контактов между представителями разных
народов: переселенцы, мигранты, визитеры, туристы встречаются с новыми странами, культурами, с
трудностями межнационального общения и взаимодействия, с трудностями понимания,
принятия и адаптации к новой культуре. Совместная деятельность, проживание,
учеба, досуг, кратковременное знакомство с культурой страны и народа —
разные формы межнациональных контактов. Даже при самых благоприятных условиях
контакта, например при постоянном взаимодействии, совместной деятельности,
частых и глубоких контактах, относительно равном статусе, отсутствии явных
различительных признаков, у переселенца или визитера могут возникать
сложности и напряженность при общении с представителями страны
пребывания.Тоска по родине — нередкость у эмигрантов. По данным
социологического опроса у тех, кто выехал из бывшего СССР за последние годы,
ностальгия по родине отмечается у 68% переселенцев в Канаде, у 72% в США, у
87% в Израиле. Межкультурная адаптация
— сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости)
с новой культурной средой. Выделяют внутреннюю
сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты
жизни, и ее внешнюю сторону,
которая проявляется в участии человека в социальной и культурной жизни новой
группы. Используют понятие « аккультурация
» — это результат длительного контакта групп с разными культурами,
выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих групп, т.е. это процесс изменения в культуре группы. 12. Понятие «психологическая аккультурация» означает процесс изменения в
психике человека, изменение его ценностных ориентации, ролевого поведения,
социальных установок и этнических стереотипов тех представителей, чья
группа подвергается общей аккультурации. Исследования процесса приспособления
к новой культурной среде показывают, что далеко не всегда человек легко и
быстро адаптируется, напротив, очень вероятны патологические феномены
(невротические и психосоматические расстройства, отклоняющееся и преступное
поведение). Процесс адаптации визитеров к новой культуре состоит из 5 этапов: первый этап, называемый «медовым
месяцем», характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением,
интересом к стране и большими надеждами. Но этот этап быстро проходит, а на втором этапе непривычная окружающая
среда начинает оказывать негативное
воздействие, человек сталкивается с неблагоприятными или трудными
внешними обстоятельствами, неудачными попытками общения с местным населением.
Возникает чувство взаимного непонимания с местными жителями и неприятия их,
все это приводит к замешательству, разочарованию, фрустрации. Это состояние
называют «культурным шоком», т.к.
человек не может «вписаться» в чужую культуру, пытается убежать от
реальности, общаясь преимущественно с земляками и обмениваясь с ними
впечатлениями об «ужасных местных порядках». Термин «культурный шок» был
введен американским антропологом К.Обергом, который исходил из идеи, что
вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами — потерей
друзей и статуса, отверженностью, удивлением, непониманием, дискомфортом при
осознании различий между культурами, путаницей в ценностных ориентациях.
Культурный шок проявляется в том, что человек испытывает недостаток
уверенности в себе, неловкость, дискомфорт при общении. Возникают
тревожность, раздражительность, даже страх перед контактом с людьми страны
пребывания, могут появляться приступы гнева, враждебности, что отнюдь не
способствует гармоничным межличностным отношениям. В это период могут
возникать психосоматические расстройства, бессонница, депрессия,
злоупотребление алкоголем и наркотиками и даже попытки самоубийства. Культурный
шок или «стресс аккультурации» —
закономерный этап, он подготавливает человека к необходимости принять и
понять новые ценности и модели, свойственные данной стране и народу. На третьем этапе симптомы культурного
шока могут достичь критической точки, что проявляется в чувстве беспомощности и даже болезнях. Не
сумевшие успешно адаптироваться в новой среде визитеры-неудачники «выходят
из нее» — возвращаются домой раньше положенного срока». Однако чаще на этом этапе визитеры осознают
необходимость изучать язык, местную культуру и модели поведения и начинают
постепенно преодолевать межкультурные различия. На четвертом этапе депрессия медленно сменяется оптимизмом,
ощущением уверенности и удовлетворения, человек чувствует себя более приспособленным к жизни в данной
стране. Пятый этап характеризуется
полной и долгосрочной адаптацией,
происходят стабильные изменения человека, его моделей поведения в ответ на
требования среды. Эти 5 этапов адаптации формируют U-образную кривую: хорошо, хуже,плохо, лучше, хорошо. |
|||
|
|||
Основная литература: 1.
Кукушин В. С.,
Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс,
2000.- 448 с. |
|||
|
|||
Дата: 27 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |