Психология образовательного процесса в начальной
школе |
3 курс, ОДО, бак |
||
|
|
||
Лекция (проблемный подход) |
№3 |
||
|
|||
Модуль 2. Характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. |
|||
|
|||
План лекции: Внешняя структура учебной деятельности. Мотивация –
первый компонент структуры учебной деятельности. Мотив – мотивация –
мотивационная сфера. Различные трактовки мотива. Структура мотивации.
Классификации мотивов. Учебная мотивация. Интерес в мотивационной сфере.
Мотивационные ориентации и успешность деятельности. Отношение к учению в
мотивационной сфере. Связь умственного развития и мотивации. Целеполагание и
мотивация. Устойчивость учебной мотивации. |
|||
|
|||
Тезисы лекции: 1.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как
мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме
заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка,
переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности
присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной
деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и
любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана
(замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем (К. Прибрам, Ю.
Галантер, Дж. Миллер, А.А. Леонтьев). И.И. Ильясов: «...учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь
учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его
усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения
задач определенного класса. Учебные действия — это действия учащихся по получению и
нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их
воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Действия контроля
направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными
образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения
заданных научных знаний и общих способов решения задач». 2.
Рассмотрим подробнее каждый из компонентов внешней структуры
учебной деятельности, схематически представленных ниже. Мотивация — первый компонент структуры учебной
деятельности. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный
многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения,
деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Мотивационная
система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд
заданных мотивационных констант. Иерархическая структура мотивационной сферы
определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в
зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению
стали доминирующими. 3.
Мотив — мотивация —
мотивационная сфера. Понимаемая как источник активности и одновременно как система
побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в
силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и
как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу,
включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном
переплетении и взаимодействии. Трактовка мотива соотносит это понятие
либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием
этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом
потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин
«мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как
означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных
условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее». Отметим,
что понимание мотива как «опредмеченной потребности», по А.Н. Леонтьеву,
позволяет определять его как внутренний мотив, входящий в структуру самой
деятельности. Наиболее
полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих
исследователей этой проблемы — Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив —
это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут
выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и
переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». Такое
определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где
объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом
подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое
«выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних
факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также
способы осуществления конкретных форм деятельности». 4.
Структура мотивации. При изучении мотивации
(В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К.
Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в
которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура
понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и
целостности объекта, как инвариант системы. Важно также положение
исследователей о том, что структура мотивационной сферы — не застывшее,
статическое, а развивающееся, изменяющееся в процессе жизнедеятельности
образование. В плане
рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес
представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной
стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека,
а с другой — его познавательная, когнитивная природа, связанная с
самоактуализацией. 5.
Основание классификации мотивации (мотивов). Общее системное представление
мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать
мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения
(деятельности) разграничиваются по
разным основаниям. В качестве таковых выступают: а) характер участия в
деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н.
Леонтьеву); б) время (протяженность) обусловливания деятельности (далекая —
короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) социальная значимость (социальные —
узколичные, по П.М. Якобсону); г) факт их включенности в саму деятельность
или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по
Л.И. Божович); д) определенный вид деятельности, например учебная мотивация,
и др. 6. Учебная мотивация. Учебная мотивация
определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения,
учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется
целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она
определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением,
где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией
образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями
обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень
притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его
отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета. Учебная
мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется
направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович
и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников
отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими
могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности
и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью
ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При
этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и
мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации.
«...Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и
вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл
учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление
мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление
отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры
мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более
зрелых, иногда противоречивых отношении между ними». При
анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить
доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной
сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова
подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив
учения, цель, эмоции, отношение и интерес. |
|||
|
|||
Основная литература: 1.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – 2-е изд.,
испр., перераб., доп. – М.: Логос, 2002. – 384 с. |
|||
|
|||
Дата: 29 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |