Психология образовательного процесса в начальной
школе |
3 курс, ОДО, бак |
||
|
|
||
Лекция |
№5 |
||
|
|||
Модуль 3. Психологическое
обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в
образовательном процессе начальной школы. Формы организации обучения и воспитания
младших школьников. Реализация образовательного процесса в различных системах
образования. |
|||
|
|||
План лекции: Педагогическая система, педагогическая
программа. УМК (учебно-методический комплекс), его структура. Система
образования Л.В. Занкова. Система образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Традиционная система образования: программы «Школа 2000, 2100» (Л.Г.
Петерсон), «Школа России» (А.А. Плешаков), «Гармония» (Н.Б. Истомина), «Начальная
школа 21 века» (Н.Ф. Виноградова). |
|||
|
|||
Тезисы лекции: 1.
Существует
педагогическая система и педагогическая программа. В российском образовании
на данный момент выделяется три системы: система Занкова
(развивающая), система Эльконина-Давыдова развивающая) и традиционная (см. Приказ
Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93). Программ
же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество
экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не
будем рассматривать в данной статье. 2.
Все одобренные
Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют
ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в
способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной
деятельности. У каждой системы и программы есть свой автор. Но это не означает,
что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над
составлением УМК (Учебно-методического
комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках будут
разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках
одной программы имеют единые: ·
Цель (т.е.
тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге
должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе) ·
Задачи
(т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель) ·
Принципы (т.е.
особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и
отличают одну программу от другой). ·
Содержание
(по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в
процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по
математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы
отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным
минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия,
литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно
связан с принципами.) 3.
Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены
Министерством образования. И развивающая Каждая система рассчитана на
определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной
обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как
обмен веществ, или скажем, цвет волос.
Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и
навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он
реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу,
которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным
коллективом. 4.
Система образования Л. В. Занкова. В 1995 — 1996 гг. система Леонида Владимировича
Занкова признана как параллельная государственная система начального
обучения. Цель: общее развитие
учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как
надежная основа усвоения ими знаний, умений,
и навыков. Задачи: одна из
важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к
ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как
единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель
не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность
и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в
классе «сильным» или «слабым». Принципы:
самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не
выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема
обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать
теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими
заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение
материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний.
Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.
Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе
и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса
учения. Содержание: богатое,
обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание
обычных, общепринятых в школе предметов — русского языка и чтения, математики
и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность
учащегося по получению знаний. ·
Более подробную информацию можно прочитать здесь:
http://www.zankov.ru/ , http://schools.keldysh.ru/UVK1690/zankov.htm 5.
Система образования Эльконина-Давыдова. Образовательная система Даниила Борисовича Эльконина – Василия Васильевича Давыдова
имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде
разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства
образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной
из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой
развивающего обучения Л. В. Занкова. Цель:
формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и
инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить. Задачи: сформировать у выпускников
начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте
обнаруживает себя через знание о своем незнании, умение отличать известное от
неизвестного; умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и
умений не хватает для успешного действования; умение рассматривать и
оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку
зрения единственно возможной; умение критично, но не категорично оценивать
мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям; развить способности
к содержательному анализу и содержательному планированию. Сформированность этих способностей
обнаруживается, если: учащиеся могут выделить систему задач одного
класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними
особенностями условий (содержательный анализ); учащиеся могут мысленно
построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить. Принципы: основной принцип этой
системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не
заучивать школьные истины, развить творческий потенциал, воображение
учащегося. Предметом усвоения являются
общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается
освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия
конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что
в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный
способ действия. Освоение общего способа начинается с предметно-практического
действия. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения
задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого,
рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Содержание: разработаны учебники по всем предметам, изучаемым в
начальной, средней и старшей школе. 6.
Школа 2100 (Школа 2000, программа Людмилы Георгиевны
Петерсон). Программа направлена,
прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания
образования. Цель: обеспечить
естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество. Задачи: сформировать готовность к
производительному труду, сформировать готовность к дальнейшему обучению и —
более широко — вообще к непрерывному образованию, сформировать естественно-научное и общегуманитарное
мировоззрение, обеспечить определенный уровень общекультурного развития
(например, формирования умения адекватно воспринимать произведения литературы), сформировать определенные
личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую
адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное
социально-личностное развитие, предоставить максимальные возможности для
формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой
деятельности, сформировать знания, установки и базисные умения педагогической
деятельности. Принципы: Принцип
адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к
учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко
реагировать на социокультурные изменения среды. Принцип развития. Основная
задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное
развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Принцип
психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип
предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей
творческую активность школьника. Принцип образа мира. Представление школьника
о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате
учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания,
в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.
Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы»
взаимосвязаны между собой. Принцип систематичности. Образование должно быть
систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального
развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного
образования. Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка —
это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои
знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который
так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Принцип ориентировочной функции
знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика
ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных
видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Содержание: программы и учебники по всем предметам с 1 по 11
класс, а так же для детского сада. ·
Более подробную информацию можно прочитать здесь:
http://www.school2100.ru/ 7.
«Школа России» (Андрей Анатольевич Плешаков). Цель:
воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой
духовно-нравственного развития. Задачи:
Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное.
Отсюда и задачи: развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости,
ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому,
обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить
определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам
безопасной жизнедеятельности, формирование естественной мотивации учения. Принципы: фундаментальность,
надежность, стабильность, открытость новому. Проблемно-поисковый подход. Он
предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск
доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Содержание. Учебники для 1-4 классов,
выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение».
Комплект охватывает все образовательные области. 8.
«Гармония»
под редакцией Натальи Борисовны Истоминой. Эта система соотносится с
основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Л.В. Занкова,
в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала. Цель: многостороннее развитие
ребенка, комфортное обучение, подготовка
мыслительного аппарата ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление
различий между традиционной и развивающей схемой обучения. Задачи: обеспечить понимание ребенком
изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с
учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в
познавательной деятельности. Принципы:
организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой
учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации
продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования
учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для
младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей,
закономерностей и зависимостей. Содержание:
учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. ·
Более подробную информацию можно прочитать здесь:
http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200300905 9.
«Начальная школа 21 века» (Натальи Федоровны Виноградовой). Цель: организация учебной
деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные
условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Задачи: формирование основных
компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ
на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную
задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю»,
«каковы мои успехи и что у меня не получается»), организация учебного
процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика
и возможность обучаться в индивидуальном темпе. Принципы: основной принцип обучения — начальная школа должна быть
природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста
(в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать
типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и
уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а
«исследователь». Содержание: в
соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы
уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности.
Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает
возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит
воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено
дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в
соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого
начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо
читающих детей). Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный
период. |
|||
|
|||
Основная литература: 1.
Елена Аристархова Учебные программы http://www.7ya.ru/article/Uchebnye-programmy/ |
|||
|
|||
Дата: 06 окт 2010 |
Орлов А. О. |