Этнопедагогика и этнопсихология |
3 курс, ОДО, бак | ||
|
| ||
Лекция |
№1 | ||
| |||
Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как научной дисциплины. | |||
| |||
План лекции: Объект, предмет, цели и задачи этнической психологии и этнопедагогики. Связь с другими науками. Связь этнопсихологии и этнопедагогики и их специфика. Место этнопсихологии и этнопедагогики в системе наук изучающих этнические общности. Этнологическая этнопсихология (культурная антропология) и психологическая этнопсихология (кросс-культурная). Методологические принципы этнопсихологии: детерминизм, единства сознания и деятельности, личностного подхода. | |||
| |||
Тезисы лекции: 1. Общее, единичное и особенное: национально-психологические особенности людей – одно из проявлений особенного. Они присутствуют у определенной группы людей, называемой этнос. 2. Необходимо рассматривать национально-психологические особенности как реально существующие закономерности функционирования определенного вида социальной группы (социальная психология), проявляющаяся и преломляющаяся через конкретные личности – элементы данной группы (индивидуальная психология). 3. Этнопсихология выступает как междисциплинарная область знаний, опирающая на этнологию, психологию, социологию, лингвистику, экологию, религиоведение, биологию, историю, антропологию. Этнопсихология — это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии, этнографии, этнологии, которые также изучают национальные культурно-психологические особенности этнических групп. 4. Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой, но их нельзя отождествлять. 5. Этнология— наука об этносах. Этнология исследует: классификации народов мира, их языков, хозяйственно-культурные типы. Этнология вбирает в себя все отрасли знаний заинтересованные в изучении этносов: антропологию, историю, этнопсихологию, этнографию, этнопедагогику и др. 6. Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического типа человека. Основные разделы антропологии: антропогенез, морфология человека, соматология, этническая антропология (расоведение). Антропология может включать еще социальную антропологию и культурную антропологию. 7. История — наука, изучающая прошлое человеческого общества в его конкретных событиях и интерпретирующая их через систему современных взглядов и теорий; наука об историческом развитии народов — этносов, которые образуют государства. 8. Этнопсихология — наука о фактах, закономерностях и механизмах проявления психической типологии, ценностных ориентациях и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом пространстве. Этнопсихология отвечает на вопрос: как социальные и личностные механизмы идентификации и обособления исторически порождали глубинные психологические феномены — национальное самосознание (выражаемое местоимением «мы») с позитивными, комплементарными компонентами самопринятия, осознание соседних этносов («они»), амбивалентная направленность их соотношения (принятие и сотрудничество, с одной стороны, обособление и агрессия — с другой. Эта наука — смежная дисциплина с этнографией, этнопедагогикой, философией, историей, политологией и др., заинтересованными в изучении социальной природы человека и его сущности. Этнопсихология изучает национально-психологические особенности людей. 9. Этнография— наука о сходстве и различиях между народами-этносами, а также этнических процессах, т.е. изменениях характерных черт во времени. Характеризует те свойства, благодаря которым этнос может быть выделен среди других этнических общностей. Через ракурс этнической специфики этнография показывает особенности внутриэтнической интеграции и межэтнической дифференциации. В силу близости предметных областей этнография заинтересованно относится к истории и социологии, в то же время «обеспечивает» заинтересованные науки знаниями о воспитательном воздействии на представителей определенного этноса традиционных форм быта, обычаев, обрядов, семейно-родственных отношений и др.; материалами о самоназвании и названии соседних этносов, которые раскрывают особенности воспитательного воздействия связей между ними на каждое новое поколение. Этнография описывает ценимые духовные качества, обряды, связанные с рождением ребенка и браком, отношения к старческому возрасту (смежные науки извлекают из этих описаний приемы и методы воспитательного воздействия традиций), структуру семьи и семейных групп — положение мужчин, женщин и детей, усыновление и т.п. Этнопсихология и этнопедагогика извлекают из этих описаний воспитательные моменты и анализируют их эффективность. 10. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в сферах: воспитания и образования молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, контроля и коррекции поведения, его мотивов внутри этноса, межэтнических оценок и поведения, отношения к природе. Данная наука объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и изучает опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. 11. Этнопсихология как наука, изучающая психологию различных этнических групп, не является устоявшейся научной дисциплиной. Даже сам термин «этнопсихология» не является общепризнанным в мировой науке. 12. В мировой науке в XX веке сложилось как бы две этнопсихологии: этнологическая, которую часто называют культурная антропология, и психологическая, для обозначения которой используют термин «сравнительно-культурная» (или кросс-культурная) психология. 13. Культурная антропология опирается на культурно-специфический подход, т.е. культурантропологи стремятся изучить культуру какого-либо народа как бы изнутри, в полевых условиях, стремятся понять ее специфику без сравнения с другими культурами, используя при этом специфичные для этой культуры единицы анализа и термины., составляя словарь основных понятий на языке изучаемой культуры, описывая любые элементы культуры, будь то жилища или способы воспитания детей, с точки зрения участника или носителя культуры. «Предметом культурно-психологической антропологии являются систематические связи между внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности» (Стефанекко Т.) 14. Психологическая этнопсихология, или кросс -культурная психология, использует универсалистский подход, когда параллельно изучаются две или несколько культур различных народов, выделяются общие универсальные элементы и межкультурные различия» исследователи при этом стараются занимать позицию внешнего наблюдателя, стремятся дистанцироваться от изучаемых культур, применяя единицы анализа и сравнения, независимые от культурного влияния. Таким образом, предмет сравнительно-культурной психологии — изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. 15. Многие культурантропологи негативно относятся к сравнительно-культурным исследованиям, утверждая, что каждая культура представляет собой уникальный и замкнутый мир, поэтому невозможно найти адекватные показатели для сравнения разных культур, а применяемые показатели сравнения и теоретические категории анализа несут отпечаток культуры самого исследователя. Например, с позиции европейских культур японское слово «гейша» чаще ассоциируется с понятием «женщина легкого поведения», но такое сравнений неправильно и неправомерно, а найти подлинное значение понятия «гейша» можно, проанализировав культурно-специфическую роль гейши в японском обществе. Буквальный перевод «гейша» — человек искусства, т.е. это своеобразные актрисы, искусницы развлекать мужчин своим умением петь, танцевать, декламировать стихи, шутить, вести интеллектуальные беседы, играть в настольные игры, т.е. правильнее сравнивать гейшу не с проституткой, а с шутом, затейником, который развлекает гостей. 16. Универсалисткий подход должен сочетаться с культурно-специфическим подходом, этнологи и психологи совместными усилиями должны стремиться выявить различие и общее в культуре и психологии разных этнических групп. 17. Методологическими принципами этнопсихологии выступают следующие принципы: принцип детерминизма — причинная обусловленность этнопсихологических явлений социальными, историческими, культурными и прочими факторами; психологический принцип единства сознания и деятельности: этнопсихологические особенности зависят от закономерностей тех видов деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С другой стороны, национальное самосознание влияет на формы и результаты деятельности народа в целом; принцип личностного подхода: носителем этнопсихологических особенностей всегда выступает конкретная личность, которая имеет и личностно- и национально-особенные свойства. 18. Этнопсихология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Национально-психологические особенности людей — это реально существующие, функционирующие и осознаваемые явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей. 19. Предмет исследования этнопсихологии — систематические связи между психологическими и культурными переменными этносов, национально-психологические особенности людей. 20. Объект этнопсихологии – этносы, (с древнегреческого переводится как народ, национальная общность) как исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые совокупности людей, обладающие общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании. 21. Задачи этнопсихологии: · обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; · изучение специфики мотивационной сферы национальной психики; · исследование национальных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности; · анализ закономерностей протекания национальных чувств, национальных установок, волевых процессов у представителей конкретного народа; · исследование своеобразия коммуникативной сферы и норм общения народа; · сравнительное кросскультурное изучение национально-психологических особенностей различных народов с целью выявления закономерностей функционирования национальной психологии; · выявление отличительных национальных черт психологии; · обоснование учета национально-психологических особенностей в целях повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и трудовой деятельности; · изучение и совершенствование межкультурного и межнационального взаимодействия разных стран и народов. 22. Этнопсихология должна развиваться во взаимодействии с педагогической наукой. Воспитательная работа среди представителей разных народов имеет свою специфику, которую нельзя игнорировать. Национально-психологические особенности воспитанников должен учитывать педагог. Зная национальную психологию, он может находить весомые аргументы в деле повышения качества воспитательной работы. Этнопсихология помогает педагогической науке исследовать; национальную специфику восприятия воспитательных воздействий представителями конкретных национальных общностей; своеобразие содержания воспитательных мероприятий с учетом исторического опыта различных народностей; особенности адаптации людей той или иной национальности к воспитательным мероприятиям; эмоционально-экспрессивную сферу проявления национальной психологии у представителей конкретных этнических общностей в процессе восприятия воспитательных воздействии; своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе воспитательного воздействия у различных народов; конкретные формы и способы коммуникативного воздействия, сложившиеся в ходе исторического и культурного развития тех или иных общностей в нашем государстве; результативность воспитательной работы в национальных регионах государства в зависимости от применяемых методов психологического воздействия на людей той или иной национальности, формирование культуры межличностных отношений в процессе общения представителей различных этносов и наций. | |||
| |||
Основная литература: 1. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учеб. для ВУЗов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 367 с. 2. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с. | |||
| |||
Дата: 1 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |