Тезисы лекции:
- Первоначально описательное понятие
«национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с
целью выразить образ жизни народов. Затем под этим понятием одни стали
подразумевать прежде всего темперамент, другие обращали внимание на
личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти,
труду и т.п. Под национальным
характером понимают те или иные психологические особенности,
отличающие один народ от другого. Характер этноса не сумма характеров
отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые
присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного
числа индивидов.
- Среди подходов к интерпретации
национального характера ведущим является социально-исторический подход, отстаивающий принцип
социального и культурного детерминизма. Идея «базовой личности»
Кардинера основывается на представлении о коренных личностных
различиях, возникающих под влиянием разной культурной среды.
- Этнопсихология тесно взаимодействует
с этносоциологией, они
изучают проблему этнического самосознания и национального характера
выделяя при этом свои акценты и
подходы. Проблема национального характера в рамках
этносоциологии не психологическая проблема, сущность национального
характера рассматривается здесь как двуединая субъективно-объективная
реальность особого рода, проявляющаяся как психическое и социокультурное
явление.
- Можно дать троякое определение национального характера, охватывая ими
комплекс подходов к его изучению
как этносоциологическому явлению. Социопсихологический подход: национальный характер —
совокупность устойчивых психических особенностей этнической общности,
преломляющихся в этнических стереотипах, личностных самоопределениях
свойств и качеств характера, своде представлений о высших добродетелях
и пороках и проявляющихся в типичных способах поведения и общения. Биосоциальный: национальный характер — особое,
устойчивое энергоинформационное в психосоциальной форме образование,
замещающее этносу функции инстинктивного поведения и направленное на
минимизацию энергоемкости способа этнического воспроизводства. Этнологический: национальный
характер есть форма концентрации социальной энергии, заложенной в способах
поведения и общения в конкретной историко-культурной среде.
- В структуру национального характера входят: личностные
самоопределения, этнические стереотипы, представления этноса о высших
людских добродетелях и пороках; эмоционально-психическая сторона
традиций, привычек, обычаев; структуры потребностей и вкусов; проявления
психической энергии сознательного и бессознательного, выраженные в
произведениях искусства и литературы, символах. Национальный характер
может быть также структурирован
еще по трем признакам:
социальному, культурному, собственно этническому. Проявляется изначальная
детерминирован-ность национального характера техноцивилизационными,
культурно-историческими, пространственно-климатическими типами
факторов.
- В последнее время понятие
«национальный характер» реже используется в этнопсихологии, ему на смену
для обозначения психологических особенностей этнических общностей
приходят понятия «ментальностъ» и «менталитет» . В наши дни наблюдается «изгнание темы характера
из психологии и замена интегрального понятия «характер» понятием
«личностных черт» или просто понятием «личность» (Насиновская).
Ментальность — это система образов,
которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте
в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей,
т.е ментальность — это своеобразное миропонимание, присущее
этнической общности в ту или иную эпоху. Некоторые авторы,
рассматривающие этносы как социально-экономические единицы, отрицают
саму возможность выделения их ментальностей — стабильных систем
представлений. Однако при определении этноса как группы, главной
характеристикой которой является осознание людьми своей к ней
принадлежности, именно менталъность должна стать основным предметом
этнопсихологическо-го и этносоциологического изучения. Ментальность зачастую сводят к
национальному характеру.
- Категория «менталитет» используется в гуманитарном знании для
обозначения надындивидуальных составляющих массового сознания,
определяемых традицией и культурой и транслирующихся из поколения в поколение
. «Менталитет — это глубинный уровень коллективного и индивидуального
сознаия, включающий и бессознательную совокупность установок,
предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить,
чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется
в ходе длительного исторического развития данного этноса и определяет
национальный характер, национальную модель экономического и
социального поведения» (философский энциклопедический словарь).
Менталитет как потаенный слой образов и представлений может оставаться
неизменным, сохраняя свои основные параметры, даже когда одна идеология
сменяет другую.
- Ментальность не идентична
идеологии. «Менталитет не философская, научная или эстетические система,
а тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от
эмоций, от латентных привычек и приемов сознания». Общепризнанного
приоритет в исследовании менталитета принадлежит французской школе «Анналов»
( М.Блок, Л.Февр; Ж. Ле
Гофф, Ж. Дюби): ход истории —
это во многом это история ментальностей, а менталитет — это образ мира, который заложен
культурой в сознание людей данного общества, это умонастроения, неявные
установки мыслей и ценностных ориентаций, автоматизмы и навыки
сознания.
- В современной научной литературе менталитет определяется как
наличие у людей, принадлежащих к одной культуре, общего умственного
инструментария. Это дает им возможность по-своему воспринимать и
осознавать свои природное и социальное окружение и самих себя. Ментальность — это не набор
характеристик, а система взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение
членов социальной группы. Различие менталитетов разных народов
проявляется в том, как они воспринимают и осознают: образ социального
целого и оценку социальной структуры; представления о праве и обычае;
отношение к свободе, понимание свободы и несвободы, отношение к труду,
собственности, богатству, бедности; понимание места человека в структуре
мироздания; трактовка пространства и времени; образ природы и способы
воздействия на нее; представление о мире земном и трансцендентном, их
связи. И.Г.Дубов: менталитет — некая интегральная
характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет
описать своеобразие видения этими людьми окружающего общества и
объяснить специфику его реагирования на него. Менталитет — понимается
как духовно-психологический облик общества (соответствует общественной психологии), т.е.
менталитет — наиболее фундаментальное и глубинное, наименее изменяемое в
общественной психологии нации.
- В социологии и философии менталитет
рассматривают в контексте категорий «общественное сознание», «массовое сознание».В структуре массового сознания выделяют
на только элементы, сформированные современностью, но и составные,
отражающие специфику бытия прошлых эпох. Вбирая в себя опыт определенной
нации, менталитет представляет собой своеобразную «память народа о
прошлом», является психологической детерминантой «поведения миллионов
людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых
обстоятельствах, не исключая катастрофические».
- Будучи устойчивой основой существования
человека, менталитет
представляет собой активный
фактор человеческой жизнедеятельности. Во-первых, он способствует
инициированию определенных действий, следованию определенным ценностям,
предпочтению определенной культуры, образу мыслей и чувств. Во-вторых,
выступает барьером, отталкивающим то, что человеку чуждо (стандарты
поведения, идеи), что вызывает его неприятие. Таким образом, менталитет
выступает одним из векторов жизненного поведения человека. Менталитет
можно рассматривать как наиболее константную, глубинную часть
социальной информации. Эта часть наименее подвержена изменениям и
детерминирована в большей степени традицией и культурой, чем наличными
производственными отношениями и социальным строем.
- Носителями менталитета как части
социальной информации являются символы. Любые следствия человеческой
активности: слово, жест, поступок, форма деятельности — имеют
символический аспект. Менталитет как специфическая часть социальной информации
имеет особые каналы трансляции,
позволяющие ему передаваться из поколения в поколение. Главные среди
них: природное окружение, классические, сакральные и иные широко
распространенные тексты, структуры языка, предметы повседневного обихода,
типичные образцы поведения. В лингвистической литературе прочно
утвердился термин «языковая ментальность», обозначающий ту часть
менталитета, которая детерминирована структурами языка. Критерием
влияния текста на формирование и сохранение менталитета является
степень его освоенности массовым сознанием, но не обязательно, чтобы
текст был прочитан большинством населения, а чтоб он был способен
функционировать в качестве устного предания (образы и смыслы библейских
сюжетов используют и те люди, которые не читали Библию).
- Функция менталитета в общественном сознании состоит в обеспечении механизмов
стабильности, а не механизмов изменения. В структуре менталитета есть
социальный контекст, который представляет собой конкретные условия
передачи менталитета. Хотя менталитет и является наиболее устойчивой и
стабильной частью духовной культуры народа, он, сохраняя в себе в
традиционном виде общечеловеческие этические и нравственные нормы и
требования, тем не менее медленно и постепенно меняется под влиянием
изменений в общественной жизни. Отчетливее всего изменения в
менталитете наблюдаются на переломных этапах в жизни общества, когда
резко меняется весь строй жизни, а жизнь начинает идти по новым путям.
Ход развития менталитета понимается не как плавный исторический
процесс, а как ряд сменяющих друг
друга ступеней, существующих в конкретных условиях жизни общества и
имеющих специфические особенности.
- Л. Н. Пушкарев предпринял попытку
определить переломные этапы изменения менталитета в России:
«1) Первый переломный этап падает на конец X
в. и связан с крещением Руси, которое привело к резкому изменению языческого
в своей основе менталитета славян и к появлению православно-христианского
восприятия жизни. 2) Следующий переломный этап связан с монголо-татарским
нашествием XIII веке. 3)
С конца ХУ века начинается период образования Московского государства,
и в менталитете русского народа закрепилось стремление к объединению,
преклонение перед властью, усвоение духовных традиций древней Руси,
формирование черт великорусской народности.
4) «Петровские реформы» — новый переломный
этап, резкие изменения жизни русского народа. Менталитет петровской эпохи —
смешение старых домостроевских привычек с новомодными западными веяниями — закрепило
стремление учиться у Запада и своеобразное преклонение перед ним.
5)
Начало XX века. Октябрьская революция, Победа
коммунистической идеологии, образование СССР постепенно привели к
формированию менталитета советского общества, который хотя содержал в себе
общерусские ментальные черты, тем не менее весьма существенно отличался от
менталитета прошлых веков.»
Массовое
сознание
— характерное для основной массы членов общества сознание, стихийно
возникающая в процессе повседневной житейской практики совокупность
эмоционально-психологических, когнитивно-рациональных и иррациональных
бессознательных компонентов, а также внедряемая с помощью средств массовой
информации некоторая часть научных, теоретических, идеологических и манипулятивных
компонентов
Массовое сознание — сложное, многомерное дифференцированное
образование, состоящее из ряда уровней:
1)
эмоционально-чувственный психологический уровень — «общественная
массовая психология», «массовые настроения»,
«социально-психологическое самочувствие»; 2)
когнитивно-рациональный уровень состоит из нескольких слоев:
• слой кристаллизации устремлений масс, отражающий
духовные ценности, умонастроения, «общественное мнение»;
• слой
теоретико-идеологический (общественная массовая идеология);
• слой
«обыденного и практического сознания» (совокупность жизненного опыта,
здравого смысла, бытовых потребностей);
• слой
традиционного сознания — хранилища исторического прошлого опыта —
совокупность массовых стереотипов, традиций, социальных установок, привычек,
ценностных ориентации, доминирующих и потребительских ценностей;
3) иррациональный, бессознательный уровень
(коллективное бессознательное, глубинный менталитет)
Массовые
настроения, общественное мнение, массовая идеология могут быстро изменяться,
отражая современность — это динамические
элементы массового сознания. Слои обыденного, практического и традиционного
сознания, глубинного менталитета народа очень устойчивы, инерционны и
отражают самобытность. В переходные исторические периоды происходит своеобразный
разрыв между динамическими слоями массового сознания и устойчивыми слоями
менталитета, вследствие чего растет противоречивость, напряженность людей,
что, в свою очередь, способствует количественному росту психологических,
социальных, политических противоречий и конфликтов, росту соматических
заболеваний и нервно-психических нарушений, девиантных форм поведения.
|