Этнопедагогика
и этнопсихология |
3 курс,
ОДО, бак |
||
|
|
||
Лекция |
№8 |
||
|
|||
Модуль 3. Традиционные модели и
системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций. |
|||
|
|||
План лекции: Феномен народной педагогики. Связь народной и
научной педагогик. Взаимоотношения с природой как источник народной
педагогической мысли. Принцип гармонии, триада «ум – доброта – трудолюбие».
Религия как источник народной этики. Христианская этика и мораль. Десять
заповедей – основа христианской морали. |
|||
|
|||
Тезисы лекции: 5.
Религия как источник народной этики. Христианская этика
и мораль В
народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом
складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах.
Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с
развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему
окружению, людям иной веры или сословия. Религия — важнейший феномен человеческой цивилизации.
В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо
противоположную роль — этноинтегрирующую и этнодифференцирующую. Там, где
сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные
традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством
формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности,
одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя
воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют
формированию у них самостоятельности и способности противостоять
неблагоприятным воздействиям среды. Христианство
— самая распространенная в мире религия, объединяющая около 2,5 миллиардов
последователей. Христианские страны создали самую высокую цивилизацию на
планете. Идеи христианства, воспринятые на всех материках Земли,
сформировались 2000 лет назад и привлекали самых разных людей, потому что в
их основе лежало сострадание и спасение, вера в искупительную силу мессии
Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человеческие.
Христиане ожидают второго пришествия Христа и Страшного суда, установления
царства Божьего. Верующие ждут вечной жизни после смерти. Среди
христиан нет единства. Первый идейный раскол среди верующих произошел в 1054
году, когда появились две ветви — православие и католицизм, позднее
откололась ветвь протестантов. Православие
— одно из трех основных направлений христианства. Важнейшими догмами у
православных является вера в единого Бога, имеющего три ипостаси: Бога-Отца,
Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос имеет двойную природу:
Бога и человека. Православные признают как Священное писание (Новый и Ветхий
Заветы), так и Священное предание (постановления церковных соборов и учения
Отцов Церкви). Они считают, что для спасения людей необходима помощь духовенства.
У православных семь таинств, культурных обрядов, призванных дать человеку
Божью благодать: • крещение; • миропомазание; • причастие (евхаристия); • исповедь (покаяние); • брак; • священство; • елеосвящение (соборование). Таинства
в православии имеют свою специфику по сравнению с другими ветвями
христианства: крещение выполняется погружением ребенка в воду, михюпомаза-ние
совершается сразу же вслед за крещением, богослужение в храмах
сопровождается только хоровым пением, люди молятся стоя. Священники могут
быть как женатыми, так и давшими обет безбрачия. Впервые
христианство пришло б Россию в VI в., распространившись среди причерноморских
адыгских племен. Его приняли также предки осетин, народы Чечни и Дагестана.
Интенсивное проникновение христианства на древнерусскую землю началось после
988 года, когда великий князь Владимир Святославович принял решение о
крещении Руси и осуществил свое намерение. Христианство пришло на Русь из
Византии в своей восгочнои форме, которая после раскола в христианстве в 1054
году стала именоваться православием. Новая
религия оказала положительное влияние на нравственное состояние
древнерусского общества, способствовала прогрессу культуры и укреплению
государственности Древней Руси, а на более поздней исторической стадии — и
формированию этнического самосознания русского народа. Но и среди
православных христиан нет единомыслия. Второе
направление христианства — католицизм — представлено как в целом в России,
так и на Северном Кавказе значительно меньше, чем православие. Хотя в наши
дни каждый пятый житель планеты — католик. Католицизм
очень близок к православию по сути вероучения. Как и православные, католики
верят в Божественную Троицу, в наличие у Иисуса Христа двойной природы,
признают наряду со Священным писанием Священное предание, считают
необходимой помощь духовенства для спасения людей, совершают семь таинств.
Правда, у католиков есть некоторая специфика в совершении таинств. Крещение
совершается не погружением в воду, а обливанием. Миропомазание, называемое
конфирмацией, совершается в 7—12 лет, а не после крещения, как у
православных. В отличие от православных Католики признают непорочное зачатие
девы Марии и ее телесное вознесение, непогрешимость папы, резкое разграничение
между мирянами и клиром. Имеются особенности и в богослужении,
сопровождающемся органной музыкой, и в правилах жизни священников, для
Которых установлен целибат. В России католицизм исповедуют все верующие поляки
и литовцы, частично — немцы и латыши (латгальцы). Глава католиков — Римский
Папа. Третье
направление христианства — протестантизм — представлен, как и православие,
многими течениями и общинами: лютеранство, баптизм, адвентизм, иеговизм,
пятидесятничество. Лютеранство
—
наиболее крупное из этих течений, Оно возникло в 1517 году в Германии и
получило название по имени своего основателя —Мартина Лютера. Вместе с
подавляющим большинством христиан лютеране верят в Святую Троицу, двойную
природу Иисуса Христа, его искупительную жертву. Но, как и другие протестанты,
они признают только Священное Писание, отвергая Священное предание; считают,
что священники не являются посредниками между Богом и человеком; из таинств
безоговорочно признают только крещение и причастие (на исповедь у лютеран
единой точки зрения не установилось). Баптизм
—
наиболее представительное из протестантских течений движение. Он возник в
начале XVII в. в среде англичан, бежавших от религиозных
преследований в Голландию. Основатель баптизма — Джон Смит. Как и
большинство других протестантов, баптисты не только приняли Священное писание
как единственную основу веры и отвергли идею необходимости посредничества
духовенства в спасении людей, но и предельно упростили обрядность. Крещение
они совершают лишь по достижении совершеннолетия, т, к. убеждены, что только
взрослый может сознательно принять веру. Всех христиан объединяет Священное писание —
Библия и ее этические нормы, изложенные в Пятикнижии Моисея и в Нагорной
проповеди Христа. Само
слово «библия» в переводе с греческого означает «книга», На славянский язык
отдельные библейские книги были переведены в IX веке Кириллом и Мефодием» В России
первый полный перевод Библии на церковнославянский язык появился в 1581 году
(«Острожская Библия»), а одобренный церковью — в 1751 году
(«Петровско-Ели-заветинская Библия»). Первый перевод Библии на русский язык
(«синодальный перевод») вышел в 1876 году. Библия —
это источник, из которого можно извлечь интереснейшие сведения не только о
религиозных представлениях людей далеких от нас веков, но и об их истории,
социальном строе, жизни и быте, мировоззрении, праве и морали, Библия
является древнейшим литературным памятником, она содержит образцы прозы и
поэзии, ставшие своего рода классическими. Ее образы и сюжеты из века в век
вдохновляют художников и поэтов, скульпторов и музыкантов во всех странах
мира и, конечно же, наших, русских. А сколько крылатых слов, образных
выражений, имеющих своим источником библейские тексты, до сих пор украшают
нашу речь! Библия —
самая необыкновенная, самая читаемая и самая почитаемая книга на Земле. Она
составлялась более 1600 лет на протяжении жизни 60 поколений. В числе ее
более 40 авторов — представители самых разных слоев общества: Лука — врач,
Соломон — царь, Амос — пастух, Петр —рыбак, Матфей — сборщик налогов, Моисей
— политический деятель, получивший блестящее образование в Египте. Святое
писание создавалось в различных ситуациях: Моисеем — в пустыне, Павлом — в
тюрьме, Лукой — во Еремя путешествий, Даниилом — во дворце, многими — в
период военных действий. Книга
создавалась одними в состоянии светлой радости, другими — в горе и отчаянии.
Библия формировалась на 3 континентах — в Азии, Африке и Европе; ее авторы
говорили и писали на еврейском, арамейском (наречие на Ближнем Востоке вплоть
до IV в. до н. э.) и
греческом языках. По данным
ЮНЕСКО, Библия полностью переведена на 240 языков (из 2000), а если считать и
частичные переводы — на 1685 языков. Библия
оказала колоссальное влияние на мировую культуру — живопись, музыку,
скульптуру, литературу, а еще большее — на сознание людей, ибо она повествует,
откуда мы пришли, для чего мы живем и что с нами будет. Десять
заповедей Моисея в современном переводе выглядят следующим образом (Книга 5,
глава 5)° • Я Господь, Бог твой, который вывел тебя
из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед
лицом Моим. • Не сотвори себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах
ниже земли. • Не произноси имени Господа, Бога твоего,
напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его
напрасно. • Шесть дней работай, и делай всякие дела
твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого
дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... • Почитай отца твоего и матерь твою, как
повелел тебе Господь, Бог твой. • Не убивай. • Не прелюбодействуй. • Не кради. • ' Не произноси ложного свидетельства на
ближнего твоего. • Не желай жены ближнего твоего и не желай
дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни
осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. Христианин
— это человек, забывший свое «Я» в служении Богу и ближним. Самый
страшный грех — учить грешить других, особенно если эти души более слабы и
молоды или менее опытны. Христианин всегда осознает, что несет
ответственность за то, какое воздействие оказывает на других его жизнь. Для
христианина важен каждый человек, которого он должен найти, если тот
потеряется. Христианская
доброта и христианское всепрощение не означают, что заблуждающийся может
поступать так, как ему хочется. Такого человека надо поправить и, если
потребуется, наказать и направить на путь истинный. Но наказание должно
всегда осуществляться с чувством покорной любви, а не с чувством
самодовольного осуждения. Индивидуализм
совершенно чужд христианству. Христианин потому прощает своим собратьям, что
он сам прощен. Он прощает другим так же, как прощают и его. Вера в
Бога — это не просто следование догмам. Это видение мира и вера в
нравственные начала Человека. |
|||
|
|||
Основная литература: 1.
Кукушин В. С.,
Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс,
2000.- 448 с. |
|||
|
|||
Дата: 29 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |