Психология образовательного процесса в начальной школе |
3 курс, ОДО, бак | ||
|
| ||
Лекция |
№1 | ||
| |||
Модуль 1. Проблемы модернизации начального образования. Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника. | |||
| |||
План лекции: Образование в общекультурном контексте. Образование как система воспроизводства культуры. Принципы природосообразности и культуросообразности образования. Поиск новых принципов образования. Общеметодологический смысл понятия «образование». Связь обучения и воспитания. Образование как образовательная система, образовательный процесс и образовательный результат. Основные проблемы и психологические принципы современного образования. | |||
| |||
Тезисы лекции: 5. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «образование», как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием «образ», «образ Божий». Человек был создан по подобию Божию и понимание, постижение, следование этому образу и трактовалось как образование. Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, лика, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Распространенный в Европе, Великобритании, США термин education (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы «образ», но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой. «И воспитание, и образование нераздельны, — подчеркивал Л.Н. Толстой. — Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». 6. Соответственно образование, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса (образованность). 7. Образование как процесс. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее, — в учебно-воспитательном процессе. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. · Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения). 1. Развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. 8. Образование как результат. Образование как результат может рассматриваться в двух планах. Первый — образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме. Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность. 9. Основные проблемы современного образования: · проблема преемственности (детский сад и начальная школа, начальная школа и средняя школа); · индустриализации и технологизации; · проблема содержания образования; · методов образования; · целей образования; · результата образования. 10. Основные психологические принципы современного образования: · творческий характер развития; · ведущую роль социокультурного контекста развития; · ведущую роль сенситивных периодов развития; · совместную деятельность и общение; · ведущую деятельность и законы ее смены; · определение зоны ближайшего развития; · амплификацию (расширение) детского развития; · непреходящую ценность всех этапов детского развития; · единство аффекта и интеллекта (принцип активного деятеля); · опосредствующую роль знаково-символических структур; · интериоризацию и экстериоризацию и неравномерность (гетерохронность) развития.
| |||
| |||
Основная литература: 1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – 2-е изд., испр., перераб., доп. – М.: Логос, 2002. – 384 с. | |||
| |||
Дата: 8 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |