Этнопедагогика и этнопсихология |
3 курс, ОДО, бак | ||
|
| ||
Лекция |
№2 | ||
| |||
Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как научной дисциплины. | |||
| |||
План лекции: Понятия «национально-психологические особенности», «этнические общности», «этнос», «нация», «раса», «культура». Многообразие культур. Культурные универсалии. Структурная организация культуры. Проблема детерминации различий в психологии народов: географическая школа, психологическая. «Основная личность», «модальная личность». Структура этнической национальной психологии. Национальный характер. Национальные чувства и настроения. Национальные интересы и ориентации. Национальные традиции. | |||
| |||
Тезисы лекции: 1. Раса – группы людей, объединенных общностью происхождения и различных наследственных особенностей: строения тела, формы волос, пигментации кожи, волос, глаз и т.д. Крупнейшие расы: негроидная, монголоидная и европеоидная. Существуют смешанные и переходные формы рас (полинезийцы). Интеллектуальные и нравственные особенности людей всех рас равны. Расу не следует смешивать с нацией, народностью или языковой группой, т.к. группы людей, относящиеся к одной расе, или антропологическому типу, как правило, говорят на разных языках, образуя различные народности. Раса является врожденной. 2. Этнос (с древнегреческого переводится как народ, национальная общность) рассматривают как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании. Принадлежность к этносу не является врожденной, а приобретается в процессе социализации, в процессе формирования личности в определенной культурной среде, по мере усвоения ребенком стереотипов поведения, принятых в данной этнической группе и культуре. Одной из важнейших характеристик этноса является наличие этнического самосознания, этнической идентичности. Этнос = этническая общность. 3. Функции этноса: ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; задавать общие жизненные ценности; защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие. Этническая общность устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава. 4. Этническая идентичность складывается 10-11 годам (качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории,специфику традиционной бытовой культуры, общность исторической судьбы, общность предков, религию.) 5. Формы и уровни важнейших социально-этнических общностей — племя, народность, нация. Одним из важнейших факторов формирования нации является общая территория, с всей совокупностью природных условий (климат, география, ланшафт, растительный и животный мир, характер почвы).Общие особенности формируются из практики общей деятельности, жизни. Национальная общность складывается как результат функционирования общего языка, общей духовной культуры, определенной религии, определенных традиций, общего социально-психологического облика, общего менталитета, общего самосознания нации. Национальная общность находит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры. 6. Понятие «нация» более широкое, чем «этническая общность», нация — это этносоциальный организм, обладающий общностью. 7. Ряд ученых отказываются от понятия «нация» в этническом смысле с тем, что существуют многоэтнические нации — американская, канадская, российская. 8. Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми, продукт деятельности людей – материальной и духовной (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религии, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи, и многое другое). Культура передается в поколениях. 9. В рамках культуры общества можно выделять субкультуры - системы символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества (например, субкультура молодежи, субкультура девиантных групп). Можно выделить западные, восточные, национальные, профессиональные, конфессиональные религиозные субкультуры. Можно выделить массовую культуру и культуру элитарную, народную культуру. Культура выступает как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, сохранение, распространение, усвоение идей, ценностных представлений, способов и предметов человеческой деятельности, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. 10. Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении веков свою собственную культуру. Но можно выделить и культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем сообществам независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства. Выделено более 70 универсалий — обычаи, связанные с рождением и смертью, с разделением труда, танцы, приветствия и т.п. 11. Основные элементы культуры как социальной системы-знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношениях элементов реального мира и сферы сверхъестественного, манеры поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы. 12. На ценности, идеалы и верования человека очень сильно влияет культура, в которой он живет, но человек может жить и перемещаться в рамках нескольких различных культур. Отношение человека к другим культурам может быть негативным-неприемлющим, может быть заинтересованно-позитивным, но часто проявляется этноцентризм — тенденция интерпретировать и оценивать другие культуры в терминах собственной культуры. 13. Социологов, этнопсихологов и культурологов интересует прежде всего духовная культура. В социологических определениях культуры часто называют следующий комплекс: идеи, передаваемые из поколения в поколение, связанные с ними системы ценностей, которые определяют поведение людей и групп, их способы мышления и восприятия. 14. Невозможно найти два народа, имеющие абсолютно одинаковые культуры, а с другой стороны, у разных народов можно встретить какие-то отдельные одинаковые элементы культуры. И в то же время внутри одного и того же этноса могут быть региональные субкультурные различия в жилищах, одежде, песнях, танцах, обычаях. Таким образом, границы культуры и этноса не идентичны. У народов, которые имеют общие элементы культуры, например единую религию, можно выявить некие объединяющие типичные формы мировоззрения, морали, поведения. 15. Этническая национальная психология – компонент общественного сознания и включает в себя психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера. Этническая психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях. 16. Чем объясняются различия в психологии народов? Эти различия врожденные или приобретенные? Географическая школа: решающую и ведущую роль играет климат и другие географические условия. Но человек не рождается с уже готовым национальным характером, а становится представителем этнической общности лишь в ходе воспитания в конкретной национальной и социальной среде. 17. Этнопсихологические различия — явления исторически преходящие, являются продуктом социального развития. На ребенка с первых дней его существования воздействует среда, прежде всего приемы ухода за младенцем: способы кормления, ношения, укладывания, позже — обучения ходьбе, речи, навыкам гигиены, бытовым навыкам и нормам поведения. Эти уроки раннего детства налагают отпечаток на личность человека на всю жизнь. Отсюда произошло понятие «основная личность», т.е. некий средний психологический тип, преобладающий в конкретном обществе. По мнению ряда этнопсихологов, базу этого общества, базу его культуры. Однако этнопсихологическая наука вынуждена отходить от концепции «основной личности», поскольку она давала во многом идеализированное представление о национальном характере и не учитывала возможности вариации его черт у представителей одной национальной общности. На смену ей пришла теория «модальной личности», т.е. такой, которая лишь в абстрактно общем виде выражает главные характеристики психологии того или иного народа, а в реальной жизни могут присутствовать различные спектры проявления общих свойств психического склада народа. 18. Структура этнической психологии включает специфические качества национального характера, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации, традиции, привычки. 19. Национально-психологические особенности (национальные особенности взаимодействия, взаимоотношений и общения людей) — образуют динамическую (изменяющуюся) сторону национальной психологии. 20. Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действии и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей. К этой же группе черт национального характера относятся такие черты как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность. 21. Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрицательный проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам, в заниженном чувстве национального достоинства, в неудовлетворенности своей нацией. 22. Национальные интересы и ориентации — это общественно-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей. Попытки ущемить национальные интересы рассматриваются или как покушение на их жизненные устои, или как угроза безопасности существования этноса. Социально-этнические общности, обладающие развитым национальным самосознанием, иногда не поступаются своими национальными интересами, защищая их не только политически. История свидетельствует, что столкновение национальных интересов различных общностей порой приводило к возникновению кровопролитных вооруженных конфликтов. 23. Национальные традиции — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Недостаточное знание национальных традиций, привычек нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этнических общностей. | |||
| |||
Основная литература: 1. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с. | |||
| |||
Дата: 2 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |