Этнопедагогика и этнопсихология |
3 курс, ОДО, бак | ||
|
| ||
Лекция |
№3 | ||
| |||
Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как научной дисциплины. | |||
| |||
План лекции: Национально-психологические особенности (НПО): мотивационно-фоновые, интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, волевые, коммуникативные. Национальное самосознание, его структура. Установка и стереотип как механизмы проявления НПО. Функции НПО: регулирующая и конструирующая. Этническая идентичность (ЭИ). Этничность. Когнитивный и аффективный компоненты ЭИ. Историческое развитие ЭИ. Негативная и позитивная ЭИ. Факторы, влияющие на формирование ЭИ. Модель двух измерений этнической идентичности. Варианты динамики ЭИ во взаимодействии культур. | |||
| |||
Тезисы лекции: 1. Можно выделить следующие национально-психологические особенности: · мотивационно-фоновые: степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность. Например, трудолюбие у японцев, американцев и немцев имеет свою специфику (у немцев здесь отличительной чертой будет аккуратность, у американцев – энергичность и т.п.); · интеллектуальные: характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления; например, мышление англичан часто характеризуют как прагматичное, с «нелюбовью к абстрактным теориям», с низкой скоростью мыслительных процессов; · познавательные: глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, например, французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира; · эмоциональные: динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств, например, немцы и англичане выдержанны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность; · волевые: устойчивость, длительность волевых усилий; · коммуникативные: характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности. 2. Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает национальное самосознание, значение которого состоит в фиксации своеобразных национально-специфических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности от другой. Национальное самосознание есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями. Национальное самосознание имеет многоуровневую структуру и включает в себя следующие компоненты: осознание этнической идентичности, национальной самоидентификации; представление об этнодифференцирующих и этноконсолидирующих признаках; самовосприятие и самоотношение; этнические стереотипы; этнические чувства и др. 3. Консервативность, устойчивость, национально-психологических особенностей выступают важнейшими предпосылками их сравнения и сопоставления у представителей различных общностей. 4. Проявление национально-психологических особенностей лежит на рубеже между бессознательным и сознательным, поскольку носит непроизвольный характеру, т.е. не зависит от воли человека. Национально-психологические особенности проявляются через механизмы установки и стереотипа. Установки — это неосознаваемая предрасположенность человека определенным образом воспринимать и оценивать те или иные ситуации, людей и неосознаваемая готовность действовать определенным, заранее сформированным образом, без учета конкретной ситуации, т. е. установка — это готовность к определенной деятельности. Представитель той или иной национальной общности предрасположен мыслить, чувствовать и действовать так, как диктуют ему установки, национальные традиции, нормы и правила поведения. Например, русский «авось» и английское «здравомыслие», немецкая «практичность». 5. Национально-психологические особенности людей влияют на деятельность на трех уровнях: — национальное своеобразие деятельности; — национальная специфика проявляемых качеств людей; — национальное своеобразие морально-нравственного климата. Национально-психологические особенности не только оказывают влияние на общий характер проявления психики людей (регулирующая функция), но и придают этому процессу определенную структуру и содержание (конструирующая функция). Конструирующая функция реализуется в форме национального своеобразия процессов адаптации (национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать привыканию людей к условиям деятельности, к новым социальным условиям, стабилизации (насколько долго и стойко люди могут стремиться к цели, даже при неудачах и опасностях ) и стимуляции (какие способы используются для воодушевления, возрастания делового настроя и активности). Например, русские быстро приспосабливаются к любой, даже экстремальной ситуации, а англичанам требуется значительно больше времени для привыкания к условиям деятельности. 6. На основе сравнения своей группы с другими социальными общностями формируется социальная и этническая идентичность. Этническая идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность — это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. 7. Понятие «этническая идентичность» не совпадает с социологическим понятием «этничность». Этничность — это определение этнической принадлежности по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. 8. В структуре этнической идентичности выделяют два компонента: когнитивный (знания об особенностях своей группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, исторической памяти, национального характера, народного искусства) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). 9. Первой формой этнической идентичности, возникшей у людей первобытного общества — было «сознание родства по крови и браку», при этом преобладали представления о горизонтальном родстве и единстве людей в настоящем времени. Этническая идентичность еще была диффузной, этнические самоназвания могли время от времени меняться. Позже, в процессе межгруппового сравнения, у племен сформировалось осознание общности происхождения, понятие о вертикальном родстве и единстве предков, современников, потомков, отсюда поклонение духам умерших предков. В дальнейшем этническая идентичность стала выражаться через идею территориальной общности, общности «родной земли», или родиноцентризма. Родиноцентризму часто сопутствует этническая эндогамия — запрещение вступать в брак с представителями «чужого» народа. После того, как сложилось этнолингвистическое и культурное единство многих европейских общностей, этнодифференцирующими признаками стали родной язык и культура. В обыденном сознании часто происходит отождествление языка и народа. Этническая идентичность — это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. 10. Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важнейшими критериями межэтнического сравнения, эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида). Можно выделить позитивную этническую идентичность — когда позитивные этнические чувства и аттитюды (социальные установки) включают в себя удовлетворенность человека своим членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Негативная этническая идентичность — это наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности, что включает даже отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, стыда, предпочтение других групп и народов в качестве референтных. | |||
| |||
Основная литература: 1. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с. | |||
| |||
Дата: 6 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |