Психолого-педагогическое сопровождение развитие эмпатии у школьников в условиях образовательного учреждения |
4 курс, ОДО | ||
|
| ||
Лекция (постановка проблемы) |
№1-2 | ||
| |||
Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Понятие о моделировании как методе познания. Теоретическое обоснование модели психолого-педагогического сопровождения (ППС) развития эмпатии у школьников в условиях образовательного учреждения. | |||
| |||
План лекции: Цель курса. Актуальность проблемы ППС развития эмоциональной сферы у школьников. Роль эмпатии в развитии личности. Моделирование как метод психологии, его специфика. Анализ исследований по проблеме – фундамент модели ППС развития эмпатии у школьников. Развитие представлений об эмпатии в зарубежной психологии. | |||
| |||
Тезисы лекции: 1. Цель курса – углубленно изучить закономерности развития эмпатии, как сложного психического феномена, а также использовать приобретенные знания в практической работе в условиях школьного образования. 2. Задачи курса: · проанализировать основные литературные источники по проблеме изучения эмпатии, выделить тенденции и направления, определить актуальное состояние проблемы; · развить навыки создания гипотетической модели «ППС развития эмпатии у школьников разных возрастов (младший школьный, подростковый, ранний юношеский) в условиях образовательного учреждения». 3. В настоящее время образовательный процесс направлен на целостное и комплексное развитие личности учащегося, которое позволит ему успешно социализироваться и усваивать культурно-исторический опыт человечества. Значимую роль в этом процессе играют социальные эмоции, которые выполняют важную регулятивную функцию в психическом и личностном развитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе. Изучению социальных эмоций посвящено большое количество исследований (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, В.К. Котырло, М.И. Лисина, B.C. Мухина, П.В. Симонов и другие). Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоции направляют процесс социализации растущего человека, помогают ему «входить» в мир взрослых и сверстников. А.В. Запорожец отмечал, что социальные эмоции выполняют функцию ориентировки ребёнка в предметах и явлениях окружающего мира, играя при этом большую роль в формировании мотивов поведения. Важное значение в изучении социальных эмоций имеет исследование роли эмпатии как способности к постижению эмоционального состояния другого человека, к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним (сопереживание), к пониманию другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания (сочувствие). Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Психологические традиции изучения эмпатии первоначально были заложены в трудах по философии и этике, что во многом обусловило научные подходы к теоретическому осмыслению явления. Многие исследователи (3. Фрейд, К. Роджерс, М. Хоффман, А.А. Бодалёв, Т.П. Гаврилова, Л.И. Джрназян, Л.П. Стрелкова, А.Г. Ковалёв, С.Б. Борисенко и другие) связывают разработку проблемы эмпатии с нравственными и эстетическими чувствами. Ряд психологов указывает на то, что эмпатия является важнейшей детерминантой человеческих отношений (Е.Н. Васильева, Л.П. Выговская, О.И. Цветкова и другие). Ребенок усваивает духовные и нравственные ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими (А. Н. Мясищев С. Л. Рубинштейн и другие). В этой связи эмпатия выступает в качестве механизма установления взаимоотношений, являющихся, по определению В.Н. Мясищева, субъективной стороной взаимодействия. Ребёнку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Социальная среда, в которой находится ребенок, является источником его развития. В зависимости от индивидуальных особенностей он специфическим образом усваивает содержание этой среды, которое, интериоризируясь, становится свойствами личности и проявляется в деятельности и общении. Важно понимать, каким образом можно способствовать развитию эмпатии у школьника в условиях образовательного учреждения.
4. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. В качестве самостоятельного можно выделить метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией — представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т. д. Теоретическая работа совершается «в уме». 5. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном «во внешнем плане действия»: рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда идеализированный объект исследования (точнее — умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные), после чего, на основе логических рассуждений, анализируется его возможное поведение. 6. Метод моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному», тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем. 7. Для исследователя, применяющего моделирование, модель — аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объектам относятся уникальные системы, недоступные экспериментальному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная система и человек как объект, например, ряда медицинских и психофармакологических исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследования. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важных масштабных искажений). Вместо того чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого «биологические модели»: крыс, обезьян, кроликов и даже свиней. 8. Различают «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. «Физическая» модель исследуется экспериментально. «Знаково-символическая» модель, как правило, реализуется в виде более или менее сложной компьютерной программы, и исследование ее поведения — дело теоретиков. Проблема «внешней» валидности метода моделирования особенно остра, так как его успех зависит от меры сходства объекта исследования с его аналогом. 9. Моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат— модель объекта, процесса, состояния. 10. МОДЕЛЬ — схема, изображение или описание некоего природного или общественного, естественного или искусственного процесса, явления или объекта. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — построение моделей протекания некоих психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности. 11. Нами может быть использован вид модели – знаково-символический, схематический аналог. 12. Задание: группа делиться на 3 рабочие подгруппы, которые будут создавать собственные модели «ППС развития эмпатия у школьников младшего школьного (1 группа), подросткового (2 группа) и раннего юношеского (3 группа) возраста. 13. Постановка 1 задачи: анализ группами доступных источников по проблеме эмпатии, развития эмпатии, а также специфике возрастных особенностей выбранных групп. Выполнение 1 задачи (в течении этой и следующей пары). Результат – письменно сформулированные тезисы теоретического анализа. 14. Начальный базис литературы: 1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. – 2006. - № 3. – С. 78 – 86. 2. Афанасьев С.Г. Эмпатические «феномены» И. Фолькельта // Социально-гуманитарные знания. – 2008. -№6. – С. 298 – 304. 3. Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы диагностики и адаптации // Психологический журнал. – Т. 31. -№ 1. – 2010. – с. 41 – 54. 4. Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004. 5. – 544 с. 6. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975. - №2. – С. 147 – 158. 7. Гоголь Н.В. Собр.соч. в 6 т. Т. 4. – М.: Гослитиздат, 1952. – 464 с. 8. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. – СПб.: Б&К, 2000. – 324 с. 9. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с. 10. Ильин В., Аверьянова Г., Золотовский Ю., Купчин Н., Логинова В., Ромашкин К., Катина Т., Ханова И. Постижение «Я»: (О философии гуманитарного знания) / В. Ильин и др. // Высшее образование в России. – 2007. - №4. – С. 134 – 141. 11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – М.: Академический проект; ОППЛ, 2003. – 464 с. 12. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с. 13. Попова Л.В. Методы изучения процессов идентификации // Вопросы психологии. – 1988. №1. С. 163 – 167. 14. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализ, 1995. – 288 с. 15. Шерток Л., Соссюр Р., де Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. – М.: Прогресс, 1991. – 288 с. 16. Эстетика: Словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с. 17. Юнг К. Психологические типы. – СПб., М.: «Ювента», «Прогресс – Универс», 1995. – 717 с. 18. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты) [Электронный ресурс]: дисс. … д-ра психол. наук: 19.00.01 – М.: РГБ, 2005 (из фондов Российской Государственной Библиотеки) // http://diss.rsl.ru/diss/02/0291/020291023.pdf 30.03.2010 19. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 20 – 27. | |||
| |||
Основная литература: 1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с. 2. С. Ю. Головин. Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.) | |||
| |||
Дата: 13 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |