Этнопедагогика и этнопсихология |
3 курс, ОДО, бак | ||
|
| ||
Лекция |
№6 | ||
| |||
Модуль 2. Основные проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Мир детства: понятие и современные проблемы. Культурная идентичность современного школьника. | |||
| |||
План лекции: Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения. Социальная дистанция. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в различных культурах. Модель «атрибуции достижений» Б. Вайнера и исследования атрибуции. Традиции и обычаи, чувство страха, вины, стыда и др. как регуляторы социотипического поведения. Стержневые особенности культур (У. и К. Стефаны). Этнопсихология семейных отношений. Динамика развития супружеских отношений в моно- и разноэтнических семьях. Формы брачно-семейных отношений: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья, моногамная семья; патриархальная, матриархальная, традиционная и др. | |||
| |||
Тезисы лекции: 1. Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения. Во многих странах пришли к заключению о необходимости создавать «местные» социальные психологии, стремящиеся взглянуть на группу глазами ее членов и учитывающие социальный и культурный контекст — ценности, нормы, верования, характеризующие конкретную этническую общность. Перед сравнительно-культурной социальной психологией стоит задача — проверить универсальность, валидность существующих социально-психологических теорий для разных культур. Haпример, сравнительно-культурное исследование социальной дистанции у разных народов. Американский ученый Е.Богардус ввел понятие «социальная дистанция», когда спрашивал испытуемых, согласились бы они жениться, или иметь в качестве близкого друга, или жить по соседству, или вместе работать с представителями разных этнических общностей или предпочли бы «изгнать из страны чужаков». Не вызывает сомнения.что понятие «социальная дистанция» — универсальный конструкт и имеет смысл во всех культурах, но имеет разные формы и степень проявления в каждой культуре. Следует учитывать, что в разных культурах человек может идентифицировать себя с различными группами, например, в одних культурах он наиболее тесно связан с нуклеарной семьей, в других — с племенем, в третьих — наиболее значимой является группа соседей, в четвертых — элитарный "клуб, в пятых — компания друзей. Например, в Греции для измерения социальной дистанции следует измерить согласие испытуемых на включение представителей чужих этнических общностей в компанию друзей, в США — согласие видеть их своими приятелями в клубе, а в Индии для измерения социальной дистанции можно использовать показатель «разрешите ли чужаку прикоснуться к вашей посуде?» ,т,к. в этой стране до сих пор сохранились идеи «ритуального осквернения» и людям из низших каст и народов нельзя прикасаться к посуде хозяина. 2. Между культурами существуют значительные различия в том, как используются средства коммуникации в межличностном общении. Представители индивидуалистических западных культур больше внимания уделяют содержанию сообщения, тому, что сказано, а не тому, как сказано, их коммуникация в слабой степени зависит от контекста. Для таких низкоконтекстных культур наиболее ценится беглость речи, точность использования понятий, логичность высказываний, развитые речевые навыки. В высококонтекстных культурах при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем я при какой ситуации, с какой интонацией и скрытым смыслом происходит общение. Высокая зависимость коммуникации от контекста, характерная для многих восточных культур, проявляется в расплывчатости и неконкретности речи, изобилии некатегоричных форм высказывания типа «может быть», «вероятно», подчеркнуто вежливом тоне общения. Например, японцам соблюдать вежливость помогает сам строй японского языка, в котором глагол стоит в конце фразы, поэтому говорящий, увидев реакцию на свои первые слова, имеет возможность смягчить фразу, избегать слово «нет», используя мягкие обороты-отрицания. Русская культура тоже является высококонтекстной, в русском языке много неопределенных словосочетаний: что-нибудь, что-то, почему-то, представлено богатство языковых средств для выражения эмоций, всех колебаний и оттенков чувств в отношениях между людьми. Но высококонтекстные культуры могут существенным образом различаться по проявленности эмоций в речи. Например, для японской культуры кормой является сдержанность при обмене информации, а русская культура относит вербальное выражение эмоций к одной из основных функций человеческой речи. Вербальная коммуникация японцев больше зависит не от сиюминутной ситуации, а от относительного социального статуса говорящих, существует даже 16 слов для обозначения «вы» и «ты» для разного обращения к детям, ученикам, слугам, начальникам и пр. Существует мнение; чем больше в культуре прослеживается зависимость коммуникации от ситуации, тем большее значение придается невербальному поведению — мимике, жестам, взглядам, прикосновениям, пространственно-временной организации общения. Например, для японца взгляд человека говорит в той же мере, что и язык, но обычаи не разрешают смотреть прямо в глаза друг другу, женщины не смотрят в глаза мужчинам, японский оратор смотрит обычно куда-то вбок, подчиненный опускает глаза. Русская культура является, напротив, «глазеющей», русский обычай смотреть прямо в глаза проявляется и в повседневных контактах и в описании общения героев в литературных произведениях. Американцы же смотрят в глаза значительно реже, лишь в том случае,когда хотят убедиться., что партнер по общению их правильно понял. 3. Хотя согласно теории эволюции Ч. Дарвина мимика является врожденной, не зависящей от расы или культуры и не различается у человеческих существ во всем мире, исследования показали, что у представителей разных культур существуют значительные различия в мимике. По мнению культурантропологов, мимика — это своеобразный язык, которым, как и любым другим, человек овладевает в процессе социализации. Но, хотя существует межкультурные вариации в мимике, в настоящее время универсальность отражения базисных эмоций в экспрессивных выражениях общепризнана: испытуемые разных стран правильно опознавали все эмоции, изображенные на фотографиях, а просмотр одних и тех эпизодов кино сопровождался у американцев и японцев одной и той же мимикой. 4. С другой стороны, есть такие мимические реакции,которые в разных культурах имеют специфический смысл: в Америке мигание двумя глазами обычно означает согласие или одобрение, а в восточных культурах мигание может оскорбить человека. В каждой культуре есть свои культурно обусловленные правила «показа» эмоций, например, очень строгие правила «сокрытия», маскировки эмоций существуют в японской культуре: у японца должно быть спокойное безмятежное выражение лица, независимо от внутренних эмоций, которые он стремится скрыть. Различаются этнические правила о том, кому какие эмоции можно демонстрировать. Например, по правилам поляков и венгров, «среди своих» уместны позитивные эмоции, а негативные демонстрировать не стоит. А американцы считают более приемлемым проявления гнева, отвращения, страха или грусти перед родственниками или друзьями, а не перед посторонними, в присутствии которых человек в США должен всегда демонстрировать оптимизм и радость жизни. 5. Что касается жестов, то большинство жестов культурно-специфичны, и часто не только не способствуют межкультурной коммуникации, а затрудняют ее. Часто бывает, что, используя в чужой стране привычный жест, человек невольно может даже оскорбить представителей чужого народа. Например, американский президент Р.Никсон в Бразилии во время речи, показал привычный американский жест «о'кей» (сложенные в кольцо большой и указательный палец), а в Бразилии этот жест является непристойным. Поэтому психологи советуют как можно реже использовать жесты при взаимодействии в чужой культурной среде. Разные типы жестов по разному связаны с культурой, например, адапторы (почесывание носа, покусывание губ) зависят сильно от культуры, именно культура определяет, какие из них прилично или неприлично использовать в той или иной ситуации; иллюстраторы (жесты, которые сопровождают содержание речи) в одних культурах разрешаются и поощряются (еврейская, итальянская, русская культура), а в других — ограничиваются (например, в Японии приучают быть сдержанным в жестах). 6. Поза в определенной степени также обусловлена национальной культурой. Например, в Америке выпрямленное тело символизирует силу, агрессивность и доверие, а в Японии люди, выпрямившие спину, считаются высокомерными и неприятными. 7. Поскольку общение выступает не столько как обмен информацией, но и как восприятие и познание людьми друг друга, то представители разных народов и культур склонны специфичным образом приписывать причины поведения другим людям. Граждане Америки более склонны интерпретировать поведение с точки зрения личностных качеств другого и воспринимают людей более ответственными за свое поведение, чем выходцы из Центральной Америки. Модель «атрибуции достижений» Б. Вайнера выделяет для предсказания или объяснения результатов достижений человека четыре фактора: трудность задачи, способности, усилия и везение, различающиеся между собой с точки зрения локуса контроля (внешнего или внутреннего), стабильности —нестабильности, контролируемости – неконтролируемости. Хотя американский бизнесмен воспринимают свою неудачу как результат временного кризиса на бирже, а русский крестьянин объясняет плохой урожай неожиданной засухой, в основе всех этих атрибуций лежат одни и те же факторы: обе причины внешние, экстернальные, нестабильные, неконтролируемые. Представители большинства культур и народов приписывают свои успехи первую очередь внутренним усилиям, и лишь затем способностям, везению, трудностям задачи. Сравнительно-культурные исследования атрибуции достижений США, Чили, Япония, Индия показали, что чилийцы воспринимают внешние причины более внешними, стабильные причины менее стабильными, и контролируемые причины менее контролируемыми, чем американцы. Японцы приписывали неудачам внутренние причины (японское жизненное правило: «Причиной несчастья считай самого себя»), а успехам — внешние причины чаще, чем представители других этносов. А индийцы оказались наименее интернальными при атрибуции неудачи и наиболее интернальными при атрибуции успеха. Для понимания причин подобных различий необходимо учесть ценностные ориентации, систему воспитания детей в изучаемых культурах. В разных культурах может быть специфический объяснительный стиль: оптимистический или пессимистический стиль объяснения причин жизненных событий. Представители индивидуалистических культур (например, США) в большей степени, чем представители культур коллективистических, подвержены фундаментальной ошибке атрибуции,т.е. тенденций переоценивать влияние личностных качеств человека на его поведение и недооценивать влияние ситуации на поведение человека. Представители коллективистических культур (например, Китай), на поведение которых большее влияние оказывают групповые нормы, в качестве более вероятных причин поведения указывают на социальные обстоятельства, например, долг перед обществом, а не индивидуальные, специфичные обстоятельства. Сравнительные исследования показали, что вьетнамцы чаще, чем русские приписывали большую степень причастности к успеху и большую ответственность за негативные последствия третьим лицам — друзьям основных участников событий. В. С. Агеев объясняет это тем, что для вьетнамской культуры характерна большая, чем для русской, ответственность друг за друга членов первичных коллективов, большая зависимость решений и поступков человека от социального окружения, от мнения значимых других. Исследования показали, что разные культуры и разные языки способствуют разным типам атрибуции. Так, «русская грамматика изобилует конструкциями, в которых действительный мир предстает как противопоставленный человеческим желаниям и волевым устремлениям (например, выражения: мне не хочется, мне не верится, безличные конструкции: «его убило молнией, его лихорадило», многие глаголы типа «удалось», «получилось», «так вышло», «посчастливилось», «повезло» подразумевают, что событие произошло с человеком как бы само собой), т.е. русские чаще, чем представители многих европейских народов свои и чужие поступки, достижения приписывают внешним обстоятельствам, везению (т.е. внешней, неконтролируемой и нестабильной причине). Русская и американская культура ориентирована на будущее, но американец «не ставит под сомнение, что время следует планировать, а будущие события выстраивать по расписанию», а русский более склонен надеяться на удачу и мало планирует будущие действия. 8. Изучение межкультурных различий в атрибутивном процессе имеет большое практическое значение, т.к. множество людей вступают во взаимодействие с представителями других культур и народов, а в процессе общения часто не понимают причин поведения друг друга и делают ложные атрибуции. 9. Культура оказывает влияние на социальное поведение людей, определяют социотипическое поведение личности — то поведение, которое, выражая типовые программы данной культуры, регулирует поведение в стандартных для этнической общности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений» (Асмолов А.Г.). Регуляторами социотипического поведения выступают традиции, обычаи. В качестве традиций часто понимают существующие в духовной сфере общества ценности, интересы, убеждения, нравственные нормы, являющиеся базой для решений и действий человека. А в качестве обычаев рассматривают устойчивые формы или стереотипы поведения, относящиеся к сфере наблюдаемого поведения людей. В последнее время используют понятие традиции в широком смысле, включая в традиции и устойчивые для культуры формы поведения, т. е. обычаи. Традиции каждой культуры имеют целостный характер и представляют собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов: обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека. 10. Этнопсихологи предпринимали попытки выделить стержневые особенности, традиций, различных культур. У.и К.Стефаны выделили следующие стержневые измерения культур: • индивидуализм, коллективизм или ориентация на индивидуальные групповые цели (ориентация на автономного индивида — индивидуалистическая культура; коллективистическая культура — ориентация на некий коллектив: семью, племя, общину, трудовой коллектив, религиозную группу, этнос, государство) • степень толерантности, к отклонениям от принятых в культуре норм; • степень избегания неопределенности и соответственно потребности в формальных правилах; • маскулинность — фемининность, т.е. оценка в культуре качеств, рассматриваемых стереотипными, обязательными для мужчин и женщин и степень поощрения традиционных гендерных ролей; • оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»; • сложность культуры, степень ее дифференциации; • эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной выразительности в поведении; • близость контактов или допустимые в общении дистанции и прикосновения; • дистанция между человеком и «властью», степень неравенства между вышестоящими и нижестоящими; степень поддержания статусных различий между представителями культуры; • высокая контекстность — низкая контекстность, или максимизация — минимизация различий в поведении в зависимости от ситуации; • дихотомия человек — природа, или степень господства человека над природой, подчинения природе, жизни в гармонии с природой; • ориентация культуры во времени (на прошлое, настоящее или будущее); • степень предпочитаемой активности членов в данной культуре (стремление быть, становиться или делать); • ориентация культуры на поощрение чувства вины или чувства стыда (культуры вины и культуры стыда). По мнению крупнейших современных исследователей, в ориентации культур на коллектив либо на личность отражаются наиболее значимые различия между ними. Ценностные ориентации на индивида, на первоочередное поощрение потребностей, желаний автономной личности присущи большинству современный культур, а коллективистическая ориентация на единство человека и группы более выражена в традиционных культурах. Американский исследователь Дж. Брунер считает, что выбор индивидуалистической или коллективистической ориентации формируется в раннем детстве в зависимости от интерпретации взрослыми ранних действий ребенка. Образ жизни американцев центрирован на индивиде, образ жизни китайцев — на ситуации, на взаимозависимости, а традиционный русский образ жизни сконцентрирован на группе, семье, общине. Индивидуализм как эмоциональная независимость человека от групп сконцентрированность прежде всего на своих интересах и желаниях в различной степени выражен у разных народов. Г. Хофстеде исследовал ценностные ориентации людей в 50 странах, и проранжировал их по степени приверженности их граждан индивидуализму: наибольший индивидуализм проявили граждане США, Австралии, Великобритании, а наименьший — граждане России, Пакистана, Колумбии, Венесуэлы. Основный смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным, с группами мало идентифицируется и мало от них зависит. Обязанности и ожидания людей в индивидуалистической культуре основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса, приемлемыми признаются споры и конфликты, эмоциональная обособленность людей. Основные ценности индивидуалистической культуры — свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими, отличие от других и независимость от группы (не принято одалживать деньги или брать взаймы вещи), а поведение людей регулируется в большей степени социальными установками, чем групповыми нравственными нормами. При распределении материальных ресурсов превалирует норма справедливости, согласно которой вознаграждение должно соответствовать индивидуальному вкладу. Основный смысл коллективизма — приоритет интересов группы над личными интересами, а социальная идентичность является более значимой, чем личностная; поэтому связь с группами более тесная, преобладают потребности помочь группе и другим людям в трудную минуту, проявить заботу, если необходимо — подчиниться. Основными ценностями коллективистической культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними. В этих культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем социальные установки. Поощряется зависимость от группы (поэтому одалживание денег или вещей способствует сохранению отношений), при распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей. Но поведение представителей коллективистических культур во многом зависит от того, кто те «другие», с которыми они взаимодействуют : они проявляют описанные выше качества помощи, заботливости главным образом при контактах с членами своей группы, но среди чужих эти нормы могут не действовать. Одна из главных особенностей коммуникации в коллективистических культурах — существенная разница в стиле общения со «своими» и «чужими». Иностранцев может поражать контраст между вежливостью японцев в общении со значимыми для них другими и их грубым поведением в общественном транспорте. В общественных местах и русские воспринимаются как грубые, невежливые, но холодность и грубость русских при анонимных контактах контрастирует с их теплотой, заботливостью при общении с друзьями, близкими, значимыми людьми. Ряд ученых предсказывают, что современное общество идет к разрушению коллективистических ориентации, многие считают, что развитие человечества при господстве индивидуалистической культуры ставит под угрозу выживание человеческого вида. 11. Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, т.е. системы представлений о правильном и неправильном поведении. На уровне индивидуального сознания мотивами, побуждающими человека соблюдать социальную и нравственную норму, могут выступать страх, стыд, чувство долга, ответственность, честь, совесть, чувство вины, чувство собственного достоинства и т.п. Страх присущ в определенной степени человеку любой культуры: страх — это тревога человека за то, что с ним сделают, если он нарушит какое-то правило. Но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм. Это — стыд как ориентация на внешнюю оценку (что скажут или что подумают окружающие) и вина как ориентация человека на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней нормы вызывает у него угрызения совести, самообвинение. Р. Бенедикт в книге «Хризантема и меч» анализировала западные культуры как культуры вины, а восточные как культуры стыда. В качестве типичной культуры стыда она рассматривала японскую культуру, где стыд считается основой всех добродетелей («Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг»), где у ребенка с детства формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих, тревожиться за свою репутацию. У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания и бойкота («Над тобой будут смеяться. На тебя рассердятся. Тебя будут ругать», «Будешь плохо себя вести — в дом больше не войдешь» — основные аргументы японского воспитания в семье. Подобные методы воспитания и в японской школе: имя провинившегося пишут на доске, либо временно исключают из группы, его кормят отдельно, оставляют в классе во время перемены и т.п.). Если в культуре велико значение чувства вины в качестве регулятора поведения, действия оцениваются и осуждаются самим человеком в соответствии с усвоенными нравственными нормами, даже когда окружающие не знают о его преступлениях. Суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы, осуществляет совесть как внутренняя моральная инстанция. Существуют специальные способы, позволяющие человеку облегчить сознание греховности, например, в христианстве подобную функцию выполняет исповедь. В качестве классической культуру вины Бенедикт рассматривала пуританскую культуры первых американских поселенцев, которые пытались нравственное поведение строить исключительно на чувстве вины. 12. Многие исследователи считают,что в основе и стыда, и вины лежит страх. Человек, замышляющий или совершающий плохие поступки,испытывает страх либо быть осмеянным и отверженным «своими», либо — перед «Божьей карой». Страх, стыд, вина как психологические механизмы социального контроля существуют в каждой из культур, но их пропорция специфична у каждого народа. Представители коллективистических культур, нарушив общепринятую норму, прежде всего испытывают чувство стыда пред «своими», а затем и чувство вины. А в индивидуалистических культурах при несоблюдении норм человек чаще чувствует ответственность не перед группой, а перед самим собой (собственной совестью) или Богом, и лишь затем опасается, что осуждение его поступка другими людьми может привести к нарушению его личных интересов и социального статуса. | |||
| |||
Основная литература: 1. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с. | |||
| |||
Дата: 20 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |