Психология образовательного процесса в начальной школе |
3 курс, ОДО, бак | ||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
Лекция |
№1 | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Модуль 1. Проблемы модернизации начального образования. Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
План лекции: Образование в общекультурном контексте. Образование как система воспроизводства культуры. Принципы природосообразности и культуросообразности образования. Поиск новых принципов образования. Общеметодологический смысл понятия «образование». Связь обучения и воспитания. Образование как образовательная система, образовательный процесс и образовательный результат. Основные проблемы и психологические принципы современного образования. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Тезисы лекции: 1. Образование в общекультурном контексте. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, его потребности и практику. Меняется общество – меняется образование. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. 2. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Связь образования и культуры является наиболее тесной. Образование наиболее эффективный способ воспроизводства культурно-исторического опыта. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является «культуросообразность». Образование есть социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению «природосообразности» обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип «культуросообразности», императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества. 3. Проблема внутренней связи общецивилизационной культуры, и в частности ее традиций, норм, стереотипов, и общественной организации взаимодействия людей в разных типах социальных структур, например в образовании, с собственно психологической позиции рассматривается как проблема отношения «мира взрослых» и «мира детства» (А.Б. Орлов). Сформулировав принципы, на которых традиционно строится образование (как единство обучения и воспитания), А.Б. Орлов противопоставил им новые принципы, основанные на гуманистически ориентированной парадигме образования. Перечисленные принципы гуманистической, «центрированной на мире детства» образовательной парадигмы представляют собой некую идеализированную, пока не вполне реалистическую модель образования.
Полная педагогическая и родительская ориентация на такую саморазвивающуюся личность может принести ей в будущем страдание (невозможность «адаптации и последующей интеграции», по А.В. Петровскому, в референтную для нее группу). Вероятно, реализация всех этих принципов должна осуществляться с учетом принципа реалистичности. Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Основная литература: 1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – 2-е изд., испр., перераб., доп. – М.: Логос, 2002. – 384 с. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Дата: 8 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |