Этнопедагогика и этнопсихология |
3 курс, ОДО, бак | ||
|
| ||
Лекция |
№6 | ||
| |||
Модуль 2. Основные проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Мир детства: понятие и современные проблемы. Культурная идентичность современного школьника. | |||
| |||
План лекции: Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения. Социальная дистанция. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в различных культурах. Модель «атрибуции достижений» Б. Вайнера и исследования атрибуции. Традиции и обычаи, чувство страха, вины, стыда и др. как регуляторы социотипического поведения. Стержневые особенности культур (У. и К. Стефаны). Этнопсихология семейных отношений. Динамика развития супружеских отношений в моно- и разноэтнических семьях. Формы брачно-семейных отношений: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья, моногамная семья; патриархальная, матриархальная, традиционная и др. | |||
| |||
Тезисы лекции:
1. 13. Такой социально-психологический феномен как конформность — сознательная уступчивость человека мнению большинства, степень подчинения групповому давлению в разной степени проявляется у представителей разных народов. Индонезийцы,китайцы, японцы, русские — одобряют уступчивость, конформность больше, чем американцы, англичане, итальянцы. Из этого можно сделать вывод, что конформность является продуктом социализации и инкультурации.от особенностей которых зависит ее уровень. Конформные реакции проявляются с разной степенью интенсивности в зависимости от того, делается ли в культуре акцент на воспитании самоутверждения или уступчивости. В культурах, где высоко ценится гармония межличностных отношений, податливость мнению большинства может интерпретироваться как тактичность и социальная чувствительность как положительное и желательное явление, социальная ценность и норма. В коллективистических культурах конформность выше, чем в индивидуалистических. Но в коллективистических культурах люди не поддаются давлению любой группы. Они имеют тенденцию приспосабливаться к мнениям членов своей группы, но по отношению к членам чужих групп их поведение может оказаться даже менее кооперативным, чем поведение представителей индивидуалистических культур, т.е. они не поддаются влиянию чужих групп и незначимых лиц. Например, японцы демонстрируют высокую заинтересованность и уступчивость в отношениях с близкими друзьями и значимыми лицами и минимум конформных реакций в отношениях с незнакомцами и иностранцами. 14. Важной ячейкой общества и звеном социальной регуляции является семья. Характер межличностных отношений в семьях представителей различных этнических общностей имеет свою специфику. Этнопсихология семейных отношений изучает влияние национально-психологических особенностей на характер отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного взаимодействия и общения, выработки принципиальных важных общих решений. Во-вторых, этнопсихология изучает национальное отличие в традициях и способах формирования личности в моно- и разноэтничных семьях, проводит социально-психологический анализ факторов и причин возникновения конфликтных отношений между разноэтничными членами семьи, путей оказания психологической помощи семьям с разноэтничным составом. Каждая этническая общность вырабатывает свои представления о том, какими должны быть семейные отношения и стремится поддерживать их в национальном сознании, выражать в традициях, поступках и отношениях представителей своего народа. Этот процесс осуществляется по своим законам у каждого народа и включает ряд этапов: формирование общих представлений о семейной жизни; формирование взглядов на собственную семью; реализацию собственных представлений о семье в личном браке; накопление опыта семейной жизни в рамках моно или гетероэтнической среды; динамику развития супружеских отношений. На первом этапе формирования супружеских отношений осуществляется присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация, а в раз-ноэтнических семьях идет и межкультурная адаптация. Этот период самый трудный с точки зрения стабильности брака и самочувствия супругов. На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значительная перестройка отношений супругов, ролевой структуры семьи, супруги вынуждены задумываться и реализовывать этнические принципы воспитания ребенка в своей семье или роду. Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений, к фиксированному распределению социальных ролей с учетом национальных традиций и личного опыта, но проблемы с воспитанием детей могут в некоторых культурах даже усиливаться. Четвертый этап отличается тем, что подрастающие дети начинают в рамках национальных норм и личных особенностей в той или иной степени влиять, даже корректировать обязанности супругов, их поведение. Пятый этап характеризуется национальной спецификой взаимодействия взрослых детей и родительской семьи; к этому периоду достигается адаптация супругов к национальным традициям друг друга, хотя и могут быть разногласия и разрывы отношений. Конфликты в семейных отношениях на национальной почве классифицируют по потребностям супругов: · конфликты, возникшие на основе неудовлетворенной потребности и ценности своего «Я», оскорбления чувства достоинства со стороны другого партнера, разногласия национальных традиций; · конфликты, возникающие по причине неудовлетворения сексуальных потребностей одного или обеих супругов, особенно если национальная специфика сексуальных отношений разноэтничных супругов не согласуется; · конфликты из-за отсутствия понимания или внимания, на которые также влияет национальная специфика; · финансовые разногласия, возникающие на основе несогласующихся потребностей супругов в распределении семейного бюджета и вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение совместной жизни; · конфликты на почве неудовлетворении потребностей супругов в питании, одежде, устройстве быта, поскольку всегда проявляется национальная специфика в типе питания, быта и пр.; · конфликты в связи с воспитанием детей, различием индивидуальных и национальных стратегий и тактик воспитания; · конфликты, возникающие на почве различия потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга в связи с личностными и национальными предпочтениями. Существуют этнические общности, которые допускают свои специфические формы брака, свои формы разрыва супружеских отношений либо невозможность развода. В некоторых национальных общностях межнациональные браки просто невозможны. 15. Формы брачно-семейных отношений исторически менялись, имеют свои национальные обусловленные формы. Семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Промискуитет характерен для низшей «дикой» ступени человечества: половые отношения между членами общества не регулировались никакими нормами, существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Кровнородственная семья — групповой брак, в котором половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья, сестры образуют одну семью, вступают в половое общение. Пуналуалъная семья — групповой брак между людьми одного поколения, но принадлежащих к разным ро-" дам (брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода,) Синдиасмическая семья — один мужчина живет с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью, а многобрачие остается исключительным правом мужчины. Моногамная семья — устойчивая связь между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужа. Полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами. Полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами. Патрилинеальные семьи — наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу, а в мат-рилинеальных семьях — наследование идет по матери. По критерию власти выделяют патриархальные семьи-:, где отец является главой семьи, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Традиционная семья — роль лидера принадлежит мужчине, который экономически обеспечивает жену и детей. Неотрадиционная или эксплуататорская семья — характерны мужское лидерство, разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но мужчина экономически не обеспечивает семью, и жена вынуждена участвовать в общественном труде и полностью выполнять домашнюю работу. Эгалитарные семьи (семья равных) — нет выраженного семейного главенства, преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, справедливое распределение домашних обязанностей между членами семьи. Партнерские семьи с совместным обсуждением семейных проблем и принятием решений. Самыми распространенными в настоящее время в западных культурах являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Нуклеарные семьи могут быть двух типов: репродуктивная семья — состоит из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья — родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи. Расширенная семья состоит из трех и более поколений (родители, дети, дедушки, бабушки, прабабушки). Неполные семьи — дети живут с одним из родителей, чаще всего вследствие развода родителей. В повторных семьях, основанных на повторном браке, вместе с супругами живут дети предшествующего брака и дети данного брака. По количеству детей разделяют малодетные семьи (с 1-2 детьми), среднедетные (3-4 ребенка), многодетные семьи (5 детей и более). В России в настоящее время 90% семей — малодетные, 9% — среднедетные, 1% -многодетные семьи, поэтому низкая рождаемость не компенсирует смертность. С 1992 года уровень смертности в России превышает рождаемость. | |||
| |||
Основная литература: 1. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с. | |||
| |||
Дата: 20 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |