1987.ucoz.org/

                  

Ваше мнение
Загадываете ли Вы желания под Новый год?
Всего ответов: 21
Меню сайта
Форма входа
Статистика




Этнопедагогика и этнопсихология

3 курс, ОДО, бак

 

 

Лекция

№3

 

Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как  научной дисциплины.

 

План лекции:

Национально-психологические особенности (НПО): мотивационно-фоновые, интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, волевые, коммуникативные. Национальное самосознание, его структура. Установка и стереотип как механизмы проявления НПО. Функции НПО: регулирующая и конструирующая.

Этническая идентичность (ЭИ). Этничность. Когнитивный и аффективный компоненты ЭИ. Историческое развитие ЭИ. Негативная и позитивная ЭИ. Факторы, влияющие на формирование ЭИ. Модель двух измерений этнической идентичности. Варианты динамики ЭИ во взаимодействии культур.

 

Тезисы лекции:

1.      11.  Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Но все-таки этни­ческая идентичность не статичное, а динамичное образо­вание, поэтому внешние социальные обстоятельства мо­гут толкать человека любого возраста на переосмысле­ние роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности, осо­бенно в случае межэтнического брака. Ситуация межэтнического общения дает человеку боль­ше возможностей для приобретения знаний об особен­ностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Свою этническую принад­лежность быстрее осознает русский ребенок, живущий в многонациональной Москве, чем житель отдаленной деревни с моноэтническим составом. Отсутствие опыта ме­жэтнического общения обусловливает и меньшую предрасположенность к подобным контактам, и меньший интерес к собственной идентичности. Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от собственной. Важную роль играет то обстоятельство, к какой группе этнического большин­ства или к меньшинства принадлежит человек. Пред­ставления об этнических группах быстрее и острее фор­мируются у представителей этнического меньшинства, но порой в детстве представители меньшинств предпочи­тают не свою группу, а хотели бы быть в группе этничес­кого большинства (например, негритянские дети в 5 лет в 60% предпочитают белых кукол и считают, что они более на них похожи, чем темные куклы). В этом случае может сформироваться ложная идентичность, т. е. ребе­нок воспринимает себя в качестве членов доминирую­щей этнической группы, а не в составе своей реальной этнической группы. С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации на свою этническую группу».

12.  Людям свойственно стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, ко­торая дает ощущение психологической безопасности и стабильности. Для этого используется стратегия соци­ального творчества, связанная с пересмотром критериев сравнения. Это может быть поиск новых оснований для сравнения, особенно в том случае, если группа потерпе­ла поражение в межгрупповом соревновании — обычно в этих случаях усиливается тенденция приписывать своей этнической группе положительные моральные качества: теплоту, добросердечие, отзывчивость, дружелюбие и т.п.

13.  В случае неблагоприятного межгруппового сравнения человек может выбрать и стратегию индивидуальной мобильности, которая состоит в попытке сознательно сменить группу, сформировать измененную идентичность, даже биологически изменить свою расовую принадлеж­ность. Но на уровне обыденного сознания многие люди считают, что национальность дана человеку от природы или Бога и менять ее нельзя. Лишь 10% россиян счита­ют, что человек вправе сделать сим сознательный выбор национальности. В действительности в процессе социа­лизации общество как бы приписывает ребенка к оп­ределенному этносу. В результате у большинства людей проблемы выбора не возникает, но члены группы этни­ческих меньшинств и выходцы из межэтнических бра­ков могут проходить длительный период выбора своей этнической идентичности. У этих людей в процесс этни­ческой идентификации кроме критерия приписывания (кем другие их воспринимают) большую роль играет и критерий внутреннего выбора (кем они сами себя осоз­нают), т. е. принадлежность человека к народу опреде­ляется не биологической наследственностью, а сознатель­ным приобщением к его культурным ценностям и свя­тыням.

14.  Важен внешний критерий приписывания, признания другими людьми этнической принадлежности человека, особенно когда наблюдаются заметные физические или расовые различия внешности. Даже люди, имеющие объ­ективные основания причислять себя к какой-либо об­щности, например дети из смешанных в расовом отно­шении браков, часто оказываются чужими для нее: кем бы сам себя не осознавал мулат, для белых он — негр, а для черных — белый. Когда явных межгрупповых раз­личий во внешности нет, существует высокая степень со­гласия между внешними и собственными критериями идентичности: группа примет человека, даже если он по крови — «чужой». Такой легкий и свободный выбор своей этнической принадлежности возможен у белорусов, рус­ских, украинцев, культура и облик которых во многом близки, т. е. ребенок-белорус, может осуществить свой свободный выбор и осознавать себя русским, и окружа­ющие могут его также относить к русским.

15.   

Исследователи, полагающие, что человек с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель двух измерений этни­ческой идентичности (Берри). Для большинства индивидов характерна моноэтничес­кая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Но ее интенсивность может быть раз­личной: от позитивной этнической идентичности, до эт­нической гиперидентичности, которая сопровождается восхвалением своего народа и нетерпимостью в межэт­ническом взаимодействии.

Схема модели:

Высокий уровень идентификации со своей этнической группой

Высокий уровень идентификации с чужой группой

А — моноэтническая идентичность со своей этнической груп­пой, Б — биэтническая идентичность; В — моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; Г — маргинальная этническая идентичность.

Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная идентичность) возможна в том слу­чае, когда чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция, т.е. принятие тра­диций, ценностей, языка чужого народа. Сильная, хотя и разного уровня интенсивности, идентификация с дву­мя группами ведет к формированию биэтнической иден­тичности. Эти люди обладают психологическими особен­ностями обеих групп, осознают свое сходство с ними и обладают компетентностью в культурах обоих народов, владеют обоими языками.

При взаимодействии человека с чужой культурой ино­го народа можно выделить три этноцентристких этапа (отрицание различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий ) и три этнорелятивистких этапа (принятие различий; адапта­ция к культурным или групповым различиям, т.е. спо­собность не только их признавать, но и действовать соот­ветствующим образом; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности (Беннетт, 1986). Позицию человека на высшем этапе развития Бен­нетт называет конструктивной маргинальностью, т.е. это человек-посредник между культурами, человек мультикультуры.

Но чаще встречаются люди с негативной маргиналь­ной этнической идентичностью, которые балансируют между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них, испытывают внутриличностные конфликты, отчужденность и непри­ятие обоих народов и культур, отчаяние, неприспособ­ленность, агрессию. В ряде случаев возможна очень сла­бая, четко не выраженная этническая идентичность или даже ее полное отсутствие на осознаваемом уров­не, когда человек отрицает значимость этнической при­надлежности как в своей жизни, так и в обществе в целом, указывая прежде всего на свою, уникальность как личности, или декларирует свою космополитическую идентичность.

 

Основная литература:

1.      Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

 

Дата: 6 сен 2010

Орлов А. О.

1987.ucoz.org



Copyright www.1987.ucoz.org © 2024