Этнопедагогика и этнопсихология |
3 курс, ОДО, бак | ||
|
| ||
Лекция |
№4 | ||
| |||
Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как научной дисциплины. | |||
| |||
План лекции: История идей этнопсихологии. Древний период (Гиппократ, Геродот). Первые теоретические представления (Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, И. Кант, Д. Юм, Г. Гегель, др.). Географическое направление. Деятельность Русского географического общества. Вклад русских ученых в становление и развитие этнопсихологии (М. Ломоносов, Н. Новиков, П. Чаадаев, П. Ковалевский, Г. Шпет, Д. Кавелин и др.). Выделение этнопсихологии как самостоятельной науки в 19 веке (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Психологическое направление в этнологии в 30-е годы 20 в. (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид, Р. Линтон). Культура и личность. Психологическая антропология.
| |||
| |||
Тезисы лекции: 1. Еще в древности возникли идеи, что различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом страны (Гиппократ). Как только люди стали путешествовать и торговать, появились описания нравов и особенностей народов других стран. Геродот в 400 годы до н.э. стал основателем истории и этнографии, он описывал особенности жизни и истории народов, с которыми знакомился во время путешествий. 2. Первые теоретические представления о понятиях «нация», «народ», «национальный характер», «интерес нации» получили рассмотрение в трудах мыслителей XVI-XVIII вв. Н. Макиавелли, Монтескье, И. Канта. Д. Юма, Г. Гегеля, И. Фихте, И. Гердера, К. Гельвеция и других. В них были подняты вопросы об «интересе нации» как высшем интересе общества, о национальном единстве и независимости, требующих сильного государства, поставлены вопросы о том, почему один народ отличается от другого, какие факторы способствуют этому. В XVIII веке французские просветители (Ш. Монтескье) ввели понятие «дух народа» и объясняли его обусловленность прежде всего географическими факторами, климатом, а также религией, обычаями, примерами прошлого. Именно климат, считали они, способен определять специфические особенности разных народов, например, «северные народы отважны», а «южные народы из жарких стран ленивы, не способны к подвигам, но наделены живым воображением». В XVIII веке немецкий философ И.Г.Гердер объяснял специфику национальных психических особенностей влиянием климата, ландшафта, образа жизни и воспитания, общественного строя и истории народа. Душу народа можно узнать через его чувства, речи, дела, через изучение его устного народного творчества. 3. В XIX веке возникли основы для становления этнопсихологии как самостоятельной науки благодаря работам немецких ученых М Лацаруса, Г.Штейнталя, которые в 1859 г. стали издавать «Журнал психологии народов и языкознания». По мнению Лацаруса, народ — есть совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу, т.е. люди определяют себя принадлежащими к определенному народу субъективно. А народный дух — это психическое сходство людей, их единое самосознание. Народный дух проявляется в языке, нравах, обычаях, традициях, поступках, песнопениях. Основными задачами этнопсихологии являются: познание психологической сущности народного духа; открытие законов, но которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве, науке; выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа. Множество индивидов составляют народ только тогда, когда дух народа связывает их в единое целое. Психология народов призвана изучать воображение, мышление, нравственность, мировоззрение не отдельного человека, а целого народа, обнаруживая их в народном творчестве, религии и практической жизни. 4. Говоря о различиях в психологическом облике народов, К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что эти народы живут в неодинаковых экономических и природных условиях, находятся на разных стадиях общественного развития, и поэтому их национальное сознание различается, т.к. сознание отражает бытие, реальный процесс их жизни. Энгельс подчеркивал, что психология нации является результатом исторического развития и на формирование национальных черт психологии преимущественно влияют экономические и социально-политические условия жизни. 5. В России зарождение этнопсихологии связано с деятельностью Русского географического общества, которое в этнографии выделяло раздел «психической этнографии», фиксировало умственные и нравственные способности людей, принадлежащих разным народам, их силу воли и характера, изучало устное народное творчество: былины, сказки, песни, пословицы. Русская традиция изучения проблем национальной психологии связана с именами великих русских ученых — М. Ломоносова, Н. Новикова, П. Чаадаева, П. Ковалевского, Г. Шпета и др. 6. Историк и философ К. Д. Кавелин предложил объективный метод изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности — памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. По его мнению, задача психологии народов — выявлять общие законы психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в разные зпохи его исторической жизни. 7. Многие мыслители (П.Я.Чаадаев, Н.Г.Чернышевский, В.О.Ключевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Н.О.Лооский, П.Сорокин) пытались раскрыть самобытность «русской души», русского национального характера. 8. Русский ученый по языкознанию А.А.Потебня подчеркивал, что именно язык обуславливает приемы умственной работы, и разные народы, имея разные языки, формируют мысли своим, отличным от других, способов. Именно единство языка объединяет людей в народ. Связывая народность с языком, А.Потебня считал, что древнейшие традиции народа следует искать именно в языке. 9. Немецкий исследователь В. Вундт на границе Х1Х—XX веков явился создателем не только первой в мире экспериментальной психологической лаборатории, но и творцом десятитомного научного труда «Психология народов». Вундт в качестве содержания «души народа» рассматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, которые проявляются прежде всего в языке, мифах, обычаях народа. Язык содержит общую форму живущих в душе народа представлений и законы их связи; мифы первобытное миросозерцание народа, в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. Изучая язык, мифы, обычаи народа, можно выявить общие законы народного.духовного развития. Вундт считал, что наука о душе народа или этнопсихология, призвана объяснять общие законы развития этой души, А описывать психические свойства, отдельных народов должна этнология, являющаяся для психологии вспомогательной дисциплиной. 10. В 20-е годы XX века в России философ Г.Г.Шпет предпринял попытку создать этническую психологию как отрасль психологии, изучающей такие проявления духовной жизни человека как язык, мифы, верования, искусство. Язык, мифы, нравы, искусство, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, которые являются типическими коллектив ными переживаниями. И этническая психология должна изучать эти типические коллективные переживания, эту эмоционально окрашенную систему представлений, миропонимании, присущую той или иной общности людей, т.е. ответить на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется? Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к конкретному народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа. Единство человека с народом обоюдно, т.е. сам человек оценивает себя как представителя строго определенного народа, а с другой стороны, необходимо, чтобы группа признала человека членом своей этнической общности. 11. В 30-е годы в Америке сложилось психологическое направление в этнологии, названное «Культура и личность» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид, Р. Линтон), которое стремилось выявить связи между внутренним миром человека и культурой, выяснить, как человек действует, мыслит, чувствует в условиях культурного окружения. Р. Бенедикт показывает, что индивид, культура и общество неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. Специфика культуры определяет и тип личности, «культура навязывает определенные стили поведения, включая позы и жесты». 12. Р. Бенедикт попыталась создать типологию культур в зависимости от преобладающей культурной доминанты. Она выделила несколько типов культур: аполлоническая культура (созерцательно-логическая, интеллектуальная культура, которая ценит умеренность, сбалансированность, воспитывает в детях ответственность перед обществом, стремление к кооперации); дионисическая культура (эмоционально-буйная, поощряющая крайности, безумства, бесстрашие, жестокость, независимость); параноидальная культура (с преобладанием подозрительности, недоверия, враждебности и конфликтности между соседями,поселениями). 13. А. Кардинер старался выявить, как происходит взаимодействие культуры и личности. Он считал, что именно способы ухода за маленькими детьми отличаются в разных культурах и налагают неизгладимый отпечаток на личность взрослого. Например, особенности русского национального характера — терпение и послушание — он связывал с практикой длительного тугого пеленания, принятого в русских семьях. Кардинер ввел в науку понятие «базовая личность» — это основная личностная структура, которая формируется культурой; это те склонности, представления, формы поведения и способы связи с другими людьми, которые сформированы у человека культурой и позволяют ему достигать удовлетворенности и стабильности в рамках существующего общества и культуры. 14. Позднее Р. Линтон отказался от абстрактного понятия базовой личности в пользу статистического понятия модальной личности. Это понятие выражает наибольшую распространенность (моду) типа личности в культуре. Это не «средняя» личность, а чаще всего встречающаяся. Модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся. Концепция мультимодальных обществ утверждала, что каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними. 15. В 60-е годы XX века появились предложения переименовать этнопсихологию в психологическую антропологию, подчеркивая ее междисциплинарный характер, т.к. наряду с психологическими результатами исследований необходимо использовать данные философии и социологии. Имеющиеся у людей социальные представления совпадают у большинства членов одной и той же культуры, эти представления существуют в сознательной и бессознательной форме и управляют действиями людей. При изучении социальных представлений народа используется культурно-специфический подход, т.е. в психологической антропологии используются методы наблюдения и понимания естественных ситуаций жизнедеятельности этнической группы в полевых условиях, методы погружения ученого-этнолога в чужую изучаемую культуру. Основными направлениями психологической антропологии являются; исследование национального характера; исследование социализации детей (этнография детства); анализ нормы и патологии в разных культурах. | |||
| |||
Основная литература: 1. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с. | |||
| |||
Дата: 6 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |