Психология образовательного процесса в начальной
школе |
3 курс, ОДО, бак |
||
|
|
||
Лекция (проблемный подход) |
№3 |
||
|
|||
Модуль 2. Характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. |
|||
|
|||
План лекции: Внешняя структура учебной деятельности. Мотивация –
первый компонент структуры учебной деятельности. Мотив – мотивация –
мотивационная сфера. Различные трактовки мотива. Структура мотивации.
Классификации мотивов. Учебная мотивация. Интерес в мотивационной сфере.
Мотивационные ориентации и успешность деятельности. Отношение к учению в
мотивационной сфере. Связь умственного развития и мотивации. Целеполагание и
мотивация. Устойчивость учебной мотивации. |
|||
|
|||
Тезисы лекции: 7.
Интерес в мотивационной сфере.
В общепсихологическом определении интерес — это эмоциональное переживание
познавательной потребности. Характеризуя его как один из компонентов учебной
мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом,
да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто
используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать
такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать
познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с
тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в
области мотивации (И. Гербарт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по
себе интерес — это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как
следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов
мотивационной сферы», и здесь важна дифференциация видов интереса и отношения
к учению. Согласно А.К. Марковой, интерес к учению может быть широким,
планирующим, результативным, процессуально-содержательным,
учебно-познавательным и его преобразующим. Важность
создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как
эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и
формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе
системного анализа С. М. Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным
для ученика. Согласно этому анализу, важнейшей предпосылкой создания
интереса к учению является воспитание
широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание
важности изучаемых процессов для собственной деятельности. Необходимое
условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой
учебной деятельности — возможность
проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем
активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное
средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких
вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой
деятельности. Большую
роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью,
которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний;
сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых
знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа,
которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий
умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в
учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней.
Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса
только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае
интерес быстро падает. Учебный
материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно)
разнообразны. Разнообразие обеспечивается
не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но
и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из
приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса — отстранение, т.е.
показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном.
Новизна материала — важнейшая предпосылка возникновения интересг к нему.
Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания.
Использование прежде усвоенных знаний — одно из основных условий появления
интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу —
его эмоциональная окраска, живое
слово учителя. Эти
положения могут служит определенной программой организации учебного
процесса, специально направленной на формирование интереса. 8.
Мотивационные
ориентации и успешность деятельности. Различные виды интереса, например
результативный, познавательный, процессуальный, учебно-познавательный и др.,
могут быть соотнесены с мотивационными ориентациями (Е.И. Савонько, Н.М.
Симонова). Учебная деятельность побуждается прежде всего внутренним мотивом,
когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности —
выработкой обобщенного способа действия — и «опредмечивается» в нем, в то же
время она побуждается самыми разными внешними мотивами, например
самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др. На
материале исследования учебной деятельности студентов было показано, что
среди социогенных потребностей наибольшее влияние на ее эффективность
оказывает потребность в достижении, под которой понимается стремление
человека к улучшению результатов своей деятельности. Удовлетворенность учением
зависит от степени удовлетворения этой потребности. Эта потребность
заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время
повышает их социальную активность. Существенное, но неоднозначное влияние на
обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Для учебной деятельности
особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Мотивы
интеллектуального плана сознаваемы, понимаемы, реально действующие. Они
осознаются человеком как жажда знаний, необходимость (нужда) в их присвоении,
стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это
именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой
познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью,
характеризуемой, по Л.И. Божович, положительным эмоциональным тоном и ненасыщаемостью.
Руководствуясь подобными мотивами, не считаясь с усталостью, временем,
противостоя другим побудителям и другим отвлекающим факторам, учащийся
настойчиво и увлеченно работает над учебным материалом, точнее, над решением
учебной задачи. Здесь Ю.М. Орловым был получен важный вывод: «наибольшее
влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в
сочетании с высокой потребностью в достижениях». 9.
Отношение к учению в
мотивационной сфере. Для анализа мотивационной сферы учения школьников важна
характеристика их отношения к нему. Так, А.К. Маркова, определяя три типа
отношения — отрицательное, нейтральное и положительное, приводит четкую
дифференциацию последнего на основе включенности обучающегося в учебный
процесс. Это очень важно для управления учебной деятельностью школьника.
Автор подразделяет положительное отношение к учению на а) положительное,
неявное, активное, означающее готовность школьника включиться в учение; б)
положительное, активное, познавательное; в) положительное, активное,
личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъекта общения,
как личности и члена общества. Другими словами, мотивационная сфера субъекта
учебной деятельности или его мотивация не только многокомпонентна, но и
разнородна и разноуровнева, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности
не только ее формирования и учета, но даже адекватного анализа. 10.
Связь умственного
развития и мотивации. В исследовании проблемы учебной мотивации отмечается связь
уровня умственного развития обучающихся и развития, формирования их
мотивационной сферы, мотивации. Так, на материале исследования младших
школьников М.В. Матюхина отмечает, что в процессе их психического развития
развивается и мотивация. Это позволяет утверждать, что «высокий исходный
уровень умственного развития выступает, с одной стороны, важнейшим условием
реализации исходного уровня мотивации ребенка, с другой — условием
формирования положительной мотивации в процессе учебной деятельности». При
этом устанавливается прямая зависимость между высоким уровнем умственного
развития и складывающимися положительными мотивационными тенденциями, и
наоборот. В то же время выявлена зависимость между мотивацией, которая
представляет собой предпосылку учебной деятельности, и успешностью обучения
детей с высокой и средней мотивацией. 11.
Целеполагание и
мотивация. Установлено также чрезвычайно важное для организации учебной
деятельности положение о возможности и продуктивности формирования мотивации
через изменение целеполагания учебной деятельности (сдвиг мотива на цель). В
выполненных под руководством А.К. Марковой исследованиях Т.И. Лях и О.А.
Чуваловой подчеркнуто, что у подростков может быть сформирован
личностно-значимый смыслообразующий мотив и что этот процесс реализуется в
определенной последовательности становления его характеристик. Как отмечают
авторы, сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем
становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после
осознается, т.е. первым условием является организация, становление самой
учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации, как показала
О.А. Чувалова, лучше формируется при направлении на способы, чем на
результат деятельности. В то же время эта характеристика мотивации по-разному
проявляется в разных возрастных группах в зависимости от характера учебной
ситуации и жесткости контроля учителя. Так, чем младше школьник, тем теснее
зависимость действенной мотивации от характера учебной ситуации и жесткости
контроля учителя, зависимость формирования действенности как первой ступени
учебно-познавательного мотива от обязательности ситуации и контроля
присутствующего учителя. В целом исследования учебной мотивации школьников
показывают недостаточный уровень ее стихийной сформированности,
принципиальную возможность ее целенаправленного ступенчатого развития,
учитывающего особенности возраста с преимущественной ориентацией на способы
деятельности (не на результат). 12.
Устойчивость учебной
мотивации. Устойчивость учебной мотивации исследовалась на материале
изучения школьников в рамках концепции А.К. Марковой (Л.К. Золотых, Т.И. Лях,
Т.А. Платонова, Т.А. Пушкина, О.А. Чувалова н др.) и на материале изучения
студентов группой Е.И. Савонько (Н.М. Симонова, З.М. Хизроева, И.П.
Именитова и др.). Психологически устойчивость определяется исследователями
как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при
широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к
учебной мотивации ее устойчивость — это такая динамическая характеристика,
которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность
деятельности как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Исследователями
(Е.И. Савонько, З.М. Хизроева) установлено, что к психологическим
детерминантам устойчивости мотивации в учебной деятельности относятся: 1)
исходный тип мотивационной структуры; 2) личностная значимость предметного
содержания деятельности; 3) вид учебного задания. Установлено также, что
наиболее сильными являются внутренние факторы, такие как доминирование
мотивационной ориентации, особенности внутриструктурной динамики и
психологическое содержание мотивационной структуры. |
|||
|
|||
Основная литература: 1.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – 2-е изд.,
испр., перераб., доп. – М.: Логос, 2002. – 384 с. |
|||
|
|||
Дата: 29 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |