Этнопедагогика
и этнопсихология |
3 курс,
ОДО, бак |
||
|
|
||
Лекция |
№8 |
||
|
|||
Модуль 3. Традиционные модели и
системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций. |
|||
|
|||
План лекции: Феномен народной педагогики. Связь народной и
научной педагогик. Взаимоотношения с природой как источник народной
педагогической мысли. Принцип гармонии, триада «ум – доброта – трудолюбие».
Религия как источник народной этики. Христианская этика и мораль. Десять
заповедей – основа христианской морали. |
|||
|
|||
Тезисы лекции: 1.
Этнопедагогика — сравнительно «молодая» ветвь педагогической
науки. Системные исследования в этой области начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени
проблема народного воспитания нашла отражение и в педагогических работах К.
Д. Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропоткина, и в педагогических
раздумьях П. И. Ковалевского. Проанализировав педагогическое наследие
различных народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы
воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа — своя система
воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие
для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории
принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы
заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической
системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом
отношении должен питать собственные силы». 2.
Народная педагогика — это духовный феномен, присущий сознанию
народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды,
представления, установки воспитательных действий, которые выступают как
единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа. Между
народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая
взаимосвязь. С одной стороны, классическая научная педагогика вбирает в себя
все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная
педагогика использует методический инструментарий научной педагогики. За рубежом
народные воспитательные традиции еще в начале XVII в. стал обобщать Я. А.
Коменский. Его «Чешская дидактика» стала предшественницей «Великой
дидактики». В советское время парадигма этнопедагогики базировалась на
идеологическом подходе, и ее определяющим фактором был язык. При изучении
этнопедагогики за основу принимался только национальный исторический опыт. В
редких случаях интегрировался опыт народного воспитания, накопленный
этносами одной языковой группы, например, адыго-черкесской. Такой сугубо
национальный подход нельзя признать объективным. 3.
П.
А. Кропоткин, как и другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия — главные истоки
нравственности. Таким образом, при изучении этнопедагогики истоки народной
педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в
религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая наука
освободилась от идеологических императивов, необходима объективная
интерпретация народных воспитательных традиций. Интерес к
народной педагогике не является случайным, ибо она — часть духовной культуры
народа, формирующей основы этики и морали. Как это ни удивительно, но
принципы народной педагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют
немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров.
Это так важно знать каждому из нас в век межнациональных конфликтов,
нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей. История
знает немало случаев, когда в силу ряда причин небольшая этническая группа
попадала в инонациональное и иноконфессиональное окружение, и именно религия
помогала ей сохранить родной язык, этническое самосознание, чувство
этнической общности и народные традиции. Один из примеров — история
казаков-некрасовцев. После поражения булавинского восстания 1707—1709 гг. они
во главе с атаманом Игнатом Некрасовым покинули Родину и поселились частично
на Кубани, а частично — в Турции, около озера Маныс. Старообрядцы по вере,
они в иноязычной и иноконфессиональ-Ной среде сохранили свой язык, обычаи,
фольклор предков, одежду. Интегрирующей была вера. Связующей нитью разбросанных
по всей планете 16 млн. евреев является иудаизм — одна из древнейших религий
мира, сложившаяся еще в XIII веке до новой эры. По мнению
К. Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на
систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные
наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под
влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т. е отраженного в нем народного опыта
воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа,
его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило
воспитание и развитие личности каждого ребенка. В свое время выдающийся
итальянский философ Джоберти справедливо заметил, что во все времена и
повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали из
храмов, а воспитание и культура народа — из религии. 4.
Природа и духовное начало воспитательных традиций. Духовность нации — сложное понятие. В
русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения
самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли
исторических судеб наций. Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств
ее ментальной структуры. В здоровом
большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно
относился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями.
Это относится как к многочисленным этносам, так и «малым» народам. Например,
суть народной философии эвенков —мир един, человек .— это тоже природа. В русских
семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с
природой, основывающиеся на народном опыте, существовали издавна. Это
связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и большая часть
ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на
обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их
дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности населения. Почти полная
зависимость от природы не оставляла перед населением выбора. Так, в
перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла
существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального
природопользования и охраны окружающей среды. И, как ни странно, эти
принципы реализовывались неграмотными русскими крестьянами, которые при этом
умудрялись максимально эксплуатировать природную среду (все земли, леса,
неудобья и даже болота были вовлечены в хозяйственный оборот). Такая
система не опиралась на научные знания (и не могла опираться), была
рассчитана на социальное устройство
и экономические возможности русской общины и поддерживалась
практически единственным, но мощным стимулом — физическим выживанием семьи и
продолжением рода (женихи и особенно невесты из нехозяйственных семей, т.
е. не умеющих ладить с природой, котировались очень низко). Достижение гармонии — многоступенчатый и
многогранный процесс, происходящий в условиях измеряемых и неизмеряемых
явлений. Например, у многих народов финно-угорской группы, Сибири, Севера и
Кавказа образ жизни и законы природы слиты в единое целое. Смысл воспитания — укрепление преемственности
поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге —
осознание принадлежности к своим корням. Народ
хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В
основе народной педагогики лежит триада «ум — доброта —трудолюбие». В
советское время по ряду экономических и социальных причин (отток населения в
города, коллективизация, техническое перевооружение сельского хозяйства)
зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение экологических
принципов природопользования стало на определенном этапе даже экономически невыгодным.
При этом преемственность традиций прервалась, и к настоящему моменту
носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных традиций
и необходимость бережного к ним отношения. |
|||
|
|||
Основная литература: 1.
Кукушин В. С.,
Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс,
2000.- 448 с. |
|||
|
|||
Дата: 29 сен 2010 |
Орлов А. О. |
1987.ucoz.org |