Этнопедагогика и этнопсихология |
3 курс, ОДО, бак |
||
|
|
||
Лекция |
№9 |
||
|
|||
Модуль 3. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Влияние культурных традиций. |
|||
|
|||
План лекции: Национально-психологическая детерминация воспитательной работы в коллективе. Этносоциальная компетентность. Готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями этнических общностей. Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. Культура межнационального общения. Способы подготовки к межкультурному взаимодействию. Межкультурный тренинг. Межкультурная сензитивность. |
|||
|
|||
Тезисы лекции: 1. Педагог, психолог, или руководитель, или социальный работник, работая с группой людей, должен уметь учитывать не только их индивидуально-личностные, но и национально-психологические особенности. Представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководителя, предъявляют разные требования к моральным качествам, нуждаются в специфических способах психологического и воспитательного воздействия. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям педагога или руководителя. Например, у народов Севера есть традиция не противопоставлять себя явно воздействию со стороны воспитателя другой национальности, а, постепенно завоевывая его на свою сторону, свести его деятельность к приемлемым способам и формам. Народы Северного Кавказа склонны сразу оказывать противодействие, если приемы воспитательного воздействия им непривычны или непонятны, а тем более, если они задевают их чувство самолюбия. Народы Средней Азии положительно реагируют на воспитательные воздействия, если они постепенны, уважительны к представителю их нации. Представители славянских народов и государств Прибалтики приоритет в воспитательной работе отдадут тому человеку, который сразу смог доказать логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий. 2. Если национально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями и методами воспитательных воздействий педагога, то необходимо оперативно и конструктивно перестроить содержание и качество педагогических мероприятий. Невозможно переделать или отменить национально-психологические особенности людей, но можно и нужно изменить стратегию и тактику воспитательных и руководящих воздействий, причем усиление авторитарности, психологического давления не приводят к положительному результату. Педагогу необходимо познакомиться с нравами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый коллектив. Незнание национально-психологических особенностей членов коллектива ведет не только к снижению эффективности учебной или трудовой деятельности коллектива, но и появлению межнациональных трений, к взаимному отчуждению. Познавательные умения воспитателя должны быть направлены на изучение особенностей национального самосознания и потребностно-мотивационной сферы, интересов и ценностных ориентации, коммуникативно-поведенческой деятельности, этнических стереотипов. Затем важно осмыслить характер морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе (могут быть использованы специальные методики для анализа картины межнациональных отношений). Педагог или руководитель должны предпринять необходимые усилия для сплочения многонационального коллектива, для укрепления дружбы, взаимопонимания между представителями разных национальностей. Обязательным направлением деятельности педагога следует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе, т.к. любой конфликт в многонациональном коллективе может перерасти в разновидность конфликта на национальной почве. Бытовые и нравственные нормы поведения представителей разных национальностей могут противоречить друг другу или провоцировать непонимание и конфликтные ситуации. И конечно, недопустимы любые формы предпочтения, привилегий для одних национальностей и притеснение других. Микрогруппы по земляческому признаку не должны сталкиваться друг с другом из-за несовпадения их интересов и интересов всего коллектива. В актив должны входить представители всех национальностей коллектива. Необходимо формировать культуру межнационального общения, проявляя интерес и уважение к духовным ценностям и обычаям своего и других народов, готовность прийти на помощь каждому, независимо от национальной принадлежности. 3. В детских и подростковых коллективах необходимо учитывать, что представители разных национальностей в соответствии со своим традициями по-разному и не в одно время подходят к этапу физической, моральной, духовной, психологической, половой и профессиональной зрелости. Необходимо четко знать, каковы взгляды по этому поводу и у русских,и у татар,и у бурят и т.п. И соответственно в связи с этим строить воспитательные цели и тактики, стремясь создать условия для оптимального достижения людьми социальной, психологической, профессиональной зрелости. Знания этнопедагогики полезны не только педагогам, но и любому руководителю, социальному работнику, взаимодействующим со взрослыми людьми, психологу в работе с его клиентами. |
|||
|
|||
Основная литература: 1. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с. |
|||
|
|||
Дата: 05 окт 2010 |
Орлов А. О. |
www.1987.ucoz.org |