Педагогическое проектирование |
ОЗО |
||
|
|
||
Лекция |
№1-2 |
||
|
|||
Модуль 1. Теоретические аспекты педагогического проектирования. |
|||
все новости сайта на http://twitter.com/orlov_proekt |
|||
План лекции: Понятие педагогического проектирования. Предпосылки возникновения педагогического проектирования. Появление проектной парадигмы в отечественной педагогике (А.С. Макаренко и др.). Методологическое осмысление проектной деятельности (Г.П. Щедровицкий и др.). Разнообразие подходов к изучению педагогического проектирования (О.Г. Прикот, Н.О. Яковлева, В.И. Слободчиков). Технология педагогического проектирования как часть проектной культуры. Проектная культура и деятельность. Ценностно-смысловой компонент проектной культуры. Возможности проектной культуры как потенциала развития личности. Структура педагогического проектирования: цель, объект, субъект и его характеристики, средства, методы, результат. Этапы и формы педагогического проектирования. Схема процесса проектирования. Общий алгоритм педагогического проектирования (С.Я. Батышев). |
|||
|
|||
Тезисы лекции:
- Распространившееся к концу 1980-х годов движение учителей-новаторов, продекларировавших «идею сотрудничества». «Во многом проектирование в образовании является рефлексией и попыткой инновационной деятельности педагогов»; - Деятельность различных коллективов и отдельных людей связанных с разработкой философских и методологических проблем образования. Интересна в этом плане работа сотрудников Института педагогических инноваций РАО под руководством В.И. Слободчикова и Н.Г. Алексеева, работы П.Г. Щедровицкого и Ю.В. Громыко по философии образования; - Активное развитие в нашей стране в 60-70 годы проектирования в таких сферах деятельности как градостроительство, высокотехнологичное производство и т.д. В это время проектировочная деятельность не была в достаточной степени обеспечена соответствующими философскими, теоретическими и методическими знаниями; - Активная деятельность в нашей стране многочисленных зарубежных и отечественных фондов, поддерживающих различные образовательные инициативы, таких, как фонд «Открытое общество» Д.Сороса, фонд «Евразия», фонд Вернадского и др., организующие конкурсы педагогических проектов и программ, предоставляя победителям либо денежные суммы на их реализацию, либо оказывая иную поддержку (предоставление оргтехники, помощь в поиске партнеров и т.п.
• педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе; • объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во взаимосвязи с системой в целом; 1. педагогическое проектирование -продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.
Технология педагогического проектирования - это способ освоения и преобразования образовательной среды, шире - действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности. Проблема формирования проектной культуры является актуальной, поскольку, по сути, прогрессивна, отвечает потребности формирования Нового Качества Человека XXI века, жизненно и практикоориентирована, культуросообразна и способствует становлению социальной зрелости обучающихся.
В основании таких способностей лежат: ценностно-смысловое самоопределение личности; овладение личностью базовыми сторонами человеческой культуры; гармонизация личности (гармония с обществом, природой и самим собой); уровень образованности личности; индивидуально-типологические особенности личности. Личность, овладевшая проектной культурой, обладает следующими признаками: осознает ценность и смысл собственного существования, других людей, всех живых существ; овладела базовыми сторонами человеческой культуры на уровне общекультурной компетентности; достигла в одной или нескольких образовательных областях, учебных предметах, методологической компетентности как уровня образованности; знает себя, то есть собственные индивидуально-типологические особенности; умеет познавать других, устанавливать социальные коммуникации; достигла уровня социализации, обеспечивающего автономную жизнедеятельность; способна ставить перед собой (для себя) "нравственно чистые цели"; готова к выполнению социальных ролей (гражданина, труженика, защитника Родины, семьянина и т.п.); способна разработать технологию достижения целей, прогнозировать результаты, корректировать свою деятельность; владеет способами ориентации на рынке труда и услуг, самопрезентации своих профессиональных способностей; владеет общеучебными и общетрудовыми умениями и навыками, технологиями трудовой подготовки и обслуживающего труда; осознает необходимость непрерывного самообразования, саморазвития, готова к перемене труда; умеет выразить в письменной или устной форме свою программу жизнедеятельности на конкретный период.
определения теоретических оснований проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов; определения состава и структуры педагогических систем, процессов, ситуаций; представления созданных моделей в определенной знаково- символической форме.
Состав процесса проектирования есть ни что иное, как логика проектирования, описанная определенным количеством шагов (этапов), которые необходимо "пройти" от возникновения замысла до получения полезного педагогического результата.
|
|||
|
|||
Основная литература: 1. Акимова Л.А. Педагогическое проектирование: теоретические аспекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schoolcommand.htf.rusobr.ru/DswMedia/48193.doc 2. Гладкая И.В., Ильина С.П. Возможности курса «Педагогическое проектирование» в личностно-профессиональном становлении будущего педагога // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – с. 287 – 293. 3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с. 4. Ченобытов В.А. Педагогическое проектирование как акмеологическая технология педагогического образования – проект кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена «Твои вершины» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://akmeo.rus.net |
|||
|
|||
Дата: 29 ноя 2010 |
Орлов А. О. |
www.1987.ucoz.org |